Это полезно знать

Алоис Свобода

О Праге
(Фрагменты из путеводителя. Из книги «Прага». Спортивное и туристское издательство, Прага, 1965 г.)

...Наша прогулка будет скорее знакомством с историей, чем отдыхом. Если у вас не имеется соответствующего настроения и желания обогащаться знаниями, не ходите с нами и пропустите следующие страницы.

Встретимся на Вацлавской площади. С центра площади повернем на Водичкову улицу и пойдем мимо китайского ресторана к Карловой площади (Карлово намести). В конце улицы, выходящей на площадь, которая представляет собой скорее парк, чем площадь, возвышается башня Новоместской ратуши (Новоместска раднице). Со времени возникновения Нового места (Нового города) в 1348 г. она служила его административным центром, пока все части Праги не объединились в единое целое. В начале гуситского революционного движения ратуша стала центром реакции. 30 июля 1419 года к ней приблизилась вышедшая из костела девы Марии Снежне большая процессия горожан, требующих освобождения заключенных представителей гуситского движения. Вел процессию священник Ян Желивский, бронзовый памятник которому работы Ярославы Лукашовой (1960) поставлен у входа в ратушу. На требование Желивского выпустить узников, коншелы, стоявшие у окон ратуши, ответили градом насмешек, а один из них бросил в священника камнем. В толпе горожан раздавался взрыв негодования. Разъяренные пражане ворвались в здание и выбросили коншелов из окон на подставленные пики и рогатины (первая дефенестрация). С этого момента новоместская ратуша превратилась в орган радикального крыла гуситского движения, что привело к нападению жителей консервативного Старого города на Новый город. При этом во время схватки староместским удалось уничтожить в ратуше городские привилегии Нового города. После объединения Праги в ратуше в конце 18-го века разместились суд и тюрьма, где сидели участники революционных боев 1848 года. От первоначального здания ратуши сохранилась лишь башня и выходящая на площадь часть крыла здания с ренессансными окнами, порталом и щипцами в готическом духе. Башню украшает герб Нового города. На ее стене – со стороны Водичковой улицы – сохранился чешской локоть (мера длины), по которому жители Нового места проверяли правильность отпущенного им товара. Здесь же находится часть цепи, некогда запиравшей Водичкову улицу. Внутри башни расположена часовня, отделанная золоченой резьбой и аллегорической фреской на потолке «Право и Справедливость». На алтаре часовни имеется достопримечательная картина св. Георгия второй половины 17-го века. Напротив ратуши, в Салмовском доме № 24, жил и умер выдающийся скульптор эпохи барокко Матеуш Браун, а в доме на углу Ржезницкой улицы в 1370 г. родился друг Гуса, реформатор церкви Иероним Пражский, о чем напоминает нам мемориальная доска.

Карлова площадь (Карлове намести), задуманная Карлом IV в качестве главной площади Нового города, служила вначале рынком для продажи скота, а затем общим базаром, где продавалась, главным образом, рыба. В 15-м веке в стоявшую посреди площади часовню Тела господня была вставлена доска с базельскими компактами (договор между чехами и базельским церковным собором), которые в своих статьях кодифицировали условия соглашения между гуситами и церковью. После разрушения часовни доска была помещена в Национальный музей. Сто лет назад Карлову площадь засадили деревьями и превратили в общественный парк. В парке установлено несколько памятников: поэту Витезславу Галеку, писательнице Элишке Красногорской, писательнице Каролине Светлой, умершей в доме напротив костела св. Игнатия (Игнаца) на площади, и естествоиспытателю Яну Евангелисту Пуркине.

Карлова площадь разделяется улицей с трамвайной линией на две равные части. В центре верхней части площади, у начала Ечной улицы, возвышается костел св. Игнатия, составляющий часть бывшего иезуитского колледжа. В настоящее время в здании последнего помещается больница. Костел был воздвигнут в шестидесятых годах 17-го века архитектором Карло Лураго. Его фасад украшает известная статуя основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолы «в лучах». Внутренняя отделка и статуи святых выполнены Томасом Солдати. На главном алтаре ярко выделяется картина «Величание св. Игнатия» кисти И.Г.Гейнтша 1688 года. Ему же принадлежит полотно «Перенесение св. Вацлава» в капелле св. патронов Чехии и вторая картина св. Игнатия в капелле св. Боргия. Последнюю украшает картина и потемневшая фреска Игнатия Рааба. Другое произведение Рааба «Св. Либер» висит также в капелле св. патронов Чехии. Под хорами установлена скульптурная группа «Голгофа» работы Гуитайнера.

Продолжим нашу прогулку по парку и пойдем вдоль трамвайной линии. Через несколько минут на углу площади перед нами окажется Высшая чешская политехническая школа, фасад которой отделан пластическими украшениями И.В.Мысльбека. Отправимся далее – в Ресслову улицу. В конце первого блока домов по правой стороне расположен костел св. Кирилла и Мефодия. Барочное здание костела, возведенное К.И.Динценгофером, отделано внутри фресками Карла Шёпфа. Однако не художественное убранство и архитектура прославили этот костел, а разыгравшиеся в нем события. В мае 1942 г. здесь произошла схватка эсэсовцев с чешскими парашютистами, укрывшимися в склепе костела после убийства гитлеровского протектора Чехии и Моравии Рейгарда Гейдриха. Узнав от предателя убежище патриотов, фашисты заняли ночью окружающие дома и открыли огонь из пулеметов. Бой, продолжавшийся несколько часов, не принес желанного успеха. Не помогли и призванные гитлеровцами пожарные, заполнявшие склеп водой. Несмотря на яростный обстрел единственного узкого окна, ведущего в подземелье (каменная облицовка окна со следами пуль хорошо видна с Рессловой улицы), фашистам долго не удавалось овладеть храмом. Только лишь после смерти некоторых парашютистов, скончавшихся от ран, и после того, как остальные, нанеся фашистам тяжелые потери, скрылись в пустых гробницах, где израсходовали на себя последний патрон, эсэсовцы ворвались в костел. Ни один из патриотов не попал в их руки живым. Последовавшие за этим репрессии, жертвами которых пали сотни чехов, часто казненных без суда и следствия, проложили глубокую кровавую борозду между чешским народом и оккупантами. Они положили начало решающему бою не на жизнь, а на смерть, породили множество партизанских отрядов и привели к пражскому восстанию в мае 1945 года.

А теперь возвратимся обратно на Карлову площадь и пойдем по ее противоположному концу вправо до Вышеградской улицы. На ее левом углу, рядом с прекрасными воротами работы Динценгофера, ведущими к костелу «На скалце», возвышается легендарный Дом Фауста. Мы уже упоминали о нем в связи с алхимиком Эдуардом Келли. Уже в 14-м веке князь Вацлав из Опавы устроил в этом доме лаборатории. Келли, купивший дом в 16-м веке, способствовал своими опытами расширению легенды о его таинственности. Представившись императору Рудольфу II, алхимик продемонстрировал ему производство золота. Некоторые из присутствовавших при этом многочисленных придворных оставили ряд записок о чудесном опыте. Наиболее подробно описал его французский врач Барио, который уверяет, что одной каплей кроваво-красного масла Келли превратил фунт кипящей ртути в чистое золото. С подобным же успехом Келли якобы получал золото в лаборатории императора, за что был удостоен звания рыцаря из Иманы (иманского рыцаря). Ловкий англичанин женился, а получил за невестой богатое приданое и несмотря на то, что мог получить с помощью своего волшебного порошка груды золота, превратил приданое в недвижимое имущество, купив пивоваренный завод, мельницу и несколько поместий в Иловом. Таким образом Келли превратился в богатейшего землевладельца всего края и сосредоточил в своих руках продажу самых жизненно необходимых предметов. В скором времени Келли купил два дома в Праге. Одним из них и был Дом Фауста. Блестящая карьера Келли закончилась в то самое мгновенье, как Рудольф II заподозрил, что англичанин скрывает от него способ приготовления камня мудрости. А когда Келли убил на дуэли императорского камердинера Гунклера, Рудольф II приказал арестовать алхимика. Бежавшего англичанина схватили и поместили в башню на Крживоклате. Все порошки, настройки, записки, тигли и рецепты были собраны и перевезены в Град. Королевские алхимики, разумеется, не смогли разобраться в предложенных им записях, а Келли, понимая, что император будет добиваться от него тайны изготовления волшебного порошка, занял непримиримую позицию. Он отказался от еды, сильно ослабел и заболел. Не помогли и пытки. Но, когда оказалось, что освобождению алхимика не в силах помочь даже просьба английской королевы, он уступил и попросил разрешения для опытов. Мгновенно извещенный об этом император тут же дал свое согласие. Однако Келли воспользовался относительной свободой для того, чтобы добыть веревку, с помощью которой попытался спуститься ночью в крепостной ров и бежать. К несчастью, веревка оборвалась, алхимик упал на скалу, получил тяжелые внутренние ранения и сломал ногу. Беглеца схватили. Ногу пришлось ампутировать и одеть на ее место протез. Впоследствии Келли получил помилование, но жить ему пришлось на средства от ссуд. Это лишний раз говорит о том, что получение золота и порошка было лишь ловкой проделкой. В скором времени, не сумев расплатиться с долгами, алхимик вновь оказался в тюрьме, на этот раз в городке Мост, в северо-западной Чехии. Отсюда он вновь попытался бежать, и вновь веревка оказалась слишком слабой. Келли упал и сломал вторую ногу. Пораженные дерзкой отвагой узника, его перевезли в Прагу, но здесь он отравился. После Келли, во второй половине 18-го века, дом перешел к Фердинанду Антонину Младоту из Солопыск. Новый владелец также увлекался химией и химическими опытами. Введенные им в доме различные технические выдумки, как самозакрывающиеся двери и т.д., породили новую волну легенд, которые использовал в своей поэме о Фаусте И.В.Гёте и Алоис Ирасек в одной из «Старых повестей чешских». В настоящее время ренессансное здание легендарного дома, отделанного в стиле барокко, входит в комплекс помещений Всеобщей больницы.

Рядом с фаустовским домом за высокой барочной стеной разбит сад костела св. Яна На скалце, воздвигнутого в 30-х годах 18-го в. К.И. Динценгофером. В костел можно войти через сад или с Вышеградской улицы по парадной лестнице главного входа. Внутри храма стоит деревянная копия бронзовой статуи св. Яна Непомуцкого работы Я.Брокоффа (1628), находящейся на Карловом мосту. Фреска «Величание св. Яна Непомуцкого» младше статуи на 66 лет. Ее автор Карел Коварж.

Спустившись с лестницы главного входа, вы окажетесь перед входом в монастырь «На слованех», называемый также Эмаузы. Костел монастыря – один из самых значительных творений Карла IV в Праге. Монастырь был заложен в 1347 г. для монахов ордена бенедиктинцев из всех областей, говорящих на славянских языках, с целью устранения раскола между западной и восточной церковью. До гуситской эпохи монастырь был известным центром образования и искусства. Из его стен вышла знаменитая картина 14-го века «Распятие на кресте», находящаяся в Национальной галерее. В 1395 году в Эмаузах возникла славянская глаголическая часть т.н. реймского евангелия, на котором до 1782 года приносили присягу французские короли во время коронации. В период гуситского движения бенедиктинцы встали на его сторону. Благодаря этому шагу, совершенному в 1419 г., здание монастыря отлично сохранилось. Стенная готическая роспись в его клуатре относится к самым ценным образцам чешской стенной живописи готической эпохи. В 1445 г. гуситам-монахам было разрешено обновить монастырский устав. Таким образом возник единственный гуситский монастырь в мире – монастырь «На слованех». В последующие годы насильственной рекатолизации Чехии, в 1636 г., его заняли испанские бенедиктинцы из Монсерра. Новые владельцы частично реконструировали монастырь в стиле барокко, возвели на костеле две башни, а внутри украсили его барочными фресками и алтарями. В 1880 г. монастырь перешел к изгнанным из германского города Бойрона монахам-бенедиктинцам. Бойронцы вновь вернули монастырю прежнюю готическую архитектуру и отделали его по образцу своего бойронского художественного стиля, основанного Ф.Д.Лентцем. В 1918 г. монастырь вновь перешел в руки чешских монахов, изгнавших из него в 1939 г. немецких нацистов. Незадолго до окончания второй мировой войны монастырь подвергся бомбардировке англо-американской авиации. Здание его сгорело, костел превратился в развалины.

Монастырь «На слованех» вновь восстановлен. В 1959 г. после окончания строительных работ его заняли научные институты чехословацкой Академии наук. В неприкосновенности сохранился лишь клуатр с редкими готическими рисунками на темы Ветхого и Нового заветов, относящимся к 1360 г. Помимо того, на фасаде осталась мозаика с изображением св. Иосифа (1906), выполненная по бойронскому картону В.Фёрстером. Готический эмаузский костел, пострадавший от налета, еще восстанавливается. У входа в монастырь находится барочная часовня св. Космы и Дамиана, построенная в 1658 году (интересны лепные украшения на потолке).

Вышеградская улица выходит на небольшую площадь на перекрестке. По ее левой стороне расположен пражский Ботанический сад Карлова университета, заложенный в 1845 г. В саду устраиваются выставки цветущих кактусов, а также заморских птиц. Улица На слупи доведет вас мимо костела девы Марии у альжбетинек – одного из многочисленных творений Динценгофера, – мимо готического костела На травничку (На лужайке), со слегка наклоненной в улицу башней, к проходу под железнодорожным мостом, откуда вы выйдете на улицу Некланову. По Неклановой пойдете влево, а затем по Лумировой вверх направо. В конце концов, вы окажетесь перед внешними вышеградскими воротами, к которым подходит улица На Панкраци. Высокие кирпичные стены Вышеграда видны, начиная от костела На травничку на протяжении всего подъема по Лумировой улице.

Итак, мы стоим у входа на Вышеград, перед Таборскими воротами, воздвигнутыми в 1655 – 1656 гг. Таборские ворота охраняли подступы к крепости, за ними проходил крепостной ров. Территория самой крепости начиналась немного дальше – у Леопольдовых ворот, где был вход из рва в казематы крепости. Ворота, построенные, по-видимому, по плану Карло Лураго около 1670 г., украшены гербами работы Джиовании Б. Алли.

За воротами, в настоящее время находящимися в парке, стоит следующая из пражских романских ротонд – ротонда св. Мартино, воздвигнутая в царствование Вратислава I приблизительно в конце 11 в. Это древнейшая из сохранившихся построек Вышеграда. Если вы пойдете от ротонды влево, то придете к южному концу крепостной стены, откуда открывается красивый вид на спортивную влтавскую пристань. После полудня отсюда можно сделать несколько хороших фотоснимков. Крепостные укрепления тянутся по скале над Влтавой (дорога внизу на набережной проходит под туннелем). Где-то именно на этом месте находился центр древней крепости, называвшейся Вышеград. И хотя археологические раскопки показали, что вышеградская крепость была не древнее, чем княжеский замок за рекой на Градчанах, она все же окружена ореолом сказаний и легенд.

Во времена, еще точно исторически не определенные, княжна Либуше пророчествовала на Вышеграде о славном будущем Праги, приказав заложить чешскую столицу. Отсюда послала она своего белого коня найти ей мужа, после того, как один из братьев, представших перед ее судом, произнес негалантные слова: «Позор мужчинам, которыми правит женщина». Но Либуше не была обычной женщиной. Хитрая и умная княжна знала, как укротить своих подданных: спокойно отправила она за Пржемыслом коня, хорошо знавшего дорогу к возлюбленному хозяйки. Конь, разумеется, не заблудился и привел послов на нужное место. Так было положено начало роду Пржемысловцев. Древнее предание о Либуше производит глубоко романтическое впечатление, но соответствует ли оно действительности – сказать трудно. Другая легенда говорит, что с Вышеградской скалы прыгнул в реку рыцарь Горемыр на верном коне Шемике, спасаясь от несправедливого смертного приговора. Подобный прыжок свидетельствует не в пользу слишком высоких укреплений, если всадник на коне мог не только перепрыгнуть их, но и переплыть затем реку. Предание о Горемыре скорее всего относится к области охотничьих рассказов, чем повествует о подлинных событиях.

Однако, подвергая сомнению старинные сказания, мы не можем сомневаться в фактах. А факты подтверждают большое значение Вышеграда в истории Чехии. Одно время даже находилась королевская резиденция. Многие годы спустя мощная вышеградская крепость превратилась в оплот императорской власти, серьезно угрожавшей пражским гуситам. Они взяли ее измором, вынудив голодавший гарнизон сдаться на милость победителя. В 17-м веке Вышеград снова превратился в крепость, окруженную новыми барочными кирпичными стенами, воздвигнутыми по проектам Д.Пьеррони, К.Лураго и С.Босси. В конце 19-го в. в Вышеграде был разбит парк, в котором сохранились костел св. Петра и Павла, две часовни, резиденция каноников, несколько частных домов и знаменитое старинное кладбище.

Вблизи костела в саду расставлены три скульптуры Мысльбека: «Лумир и песнь», «Цтирад и Шарка» и «Забой и Славой» – герои чешской мифологии. Скульптуры установлены на месте нахождения романского, а затем готического замка чешских князей. По правилам коронационного этикета, именно отсюда начиналось коронационное шествие чешских властителей, якобы одетых в память их крестьянского происхождения в настоящие лыковые лапти Пржемысла-пахаря. Неподалеку от скульптур находятся остатки романской базилики св. Лаврентия, поставленной в 11-м веке. На другой стороне сада расположено здание небольшого вышеградского музея, в котором выставлены археологические находки, собранные на территории Вышеграда.

Костел св. Петра и Павла, реконструированный в псевдоготическом стиле в конце прошлого и начале нашего века, возник в конце 14-го века. Главный портал костела декорирован рельефом «Последний суд!» (Штепан Залешак, 1901). Внутри костел украшен фигурной и орнаментальной росписью Франтишка и Марии Урбановых, сделанной в 1922 – 1923 гг. В левой боковой капелле помещается барочная картина, воспроизводящая вид Вышеграда в 1420 г., когда крепость капитулировала перед гуситами. В первой капелле интересна каменная романская гробница начала 12-го века; а на алтаре третьей капеллы с правой стороны костела глубоко своеобразна станковая картина на доске, изображающая деву Марию Дештевую. Предполагают, что это произведение 14-го века попало сюда из коллекций Рудольфа II.

Рядом с костелом находится главный вход на Вышеградское кладбище и в Славин – место погребения выдающихся представителей чешского народа. Первым в Славине был похоронен поэт и писатель Юлиус Зейер, умерший в 1901 г. В славинском мавзолее (с 64 гробницами) покоится уже 35 человек. Их имена написаны на стене здания. За небольшим исключением, все они – как говорит надпись – «И после смерти говорят». Многие из 35-ти имен широко известны: поэт Ярослав Врхлицки, скульптор Иозеф Вацлав Мысльбек, оперная певица Эма Дестинова, поэт Иозеф Гора, художники Вацлав Шпала и Макс Швабинский, поэтично иллюстрировавший щипачевские «Строфы любви»; писательница Мария Пуйманова, произведения которой изданы в СССР и ряде других стран. Помимо того, многие выдающиеся представители чехословацкого народа погребены на соседнем маленьком (несколько десятков кв. м) кладбище. Скромно стоит здесь на могиле Божены Немцовой, автора «Бабушки», простая пирамида, а рядом расположены могилы поэта Яна Неруды, Микулаша Алеша, с его бюстом работы Б.Кафки; могила писателя Карела Чапека с раскрытой книгой на надгробии (автор «Белой болезни», «Войны с саламандрами» и др. романов); могила поэта Карела Гинека Махи, гроб которого после оккупации фашистами пограничных районов Чехословакии был в сопровождении огромной процессии перевезен из Литомержиц в Прагу. Рядом виднеются могилы великих классиков национальной чешской музыки Сметаны и Дворжака, поэта Витезслава Незвала и др. Возможно некоторые имена немного скажут иностранцу, но каждый чех прочтет в них всю историю своего народа.

Из Вышеграда вы можете выйти через калитку в стене или спуститься по главной дороге к Влтаве.

3. По следам славной гуситской битвы, крупнейшее пражское кладбище.

На правом берегу Влтавы раскинулось несколько больших парков, начиная с Зоологического сада, обладающего великолепным стадом лошадей Пржевальского, и кончая Крчским лесом.

Но сегодня мы отправляемся с вами на гору Жижков, где происходила историческая битва и откуда отлично видна почти вся Прага. Итак, доедем до Гуситской улицы у Национального памятника, а затем поднимемся немного вверх по горе.

На вершине Жижкова величественно поднимается Национальный памятник, перед которым стоит монументальная конная статуя гуситского полководца Яна Жижки, созданная Б.Кафкой.

Статуя Жижки установлена на том самом месте, где в июле 1420 г. проходил оборонительный вал гуситов, воздвигнутый ими перед битвой с крестоносцами императора Сигизмунда. Сигизмунд, захвативший Градчаны и Вышеград, стремился, сомкнув кольцо вокруг чешской столицы, вынудить ее к капитуляции. Для этой цели необходимо было занять гору Витков, на которой стояло войско Яна Жижки. Между тем гуситский полководец установил на вершине горы оборонительные срубы, для которых не поколебался использовать тяжелые дубовые скамьи из костела св. Михаила с Мелантриховой улицы. Численный перевес сил был явно на стороне армии крестоносцев, состоявшей из баварцев, австрийцев, саксонцев, венгров и т.д. Почти вся Европа, помимо Италии и Скандинавии, выступила против гуситов. Распаленные жаждой наживы, обещанной Сигизмундом в случае взятия Праги, крестоносцы рвались в бой. Наконец был дан приказ о наступлении. Однако первый же натиск десятитысячной императорской армии разбился о срубы, установленные Жижкой в самом узком месте горы. Удерживавшая их сотня храбрецов легко отбросила первые ряды всадников, не имевших возможности построиться более чем по 15 человек. Между тем сзади нажимали следующие ряды наступающих. В результате армия крестоносцев смешалась, атака расстроилась. Взбешенному императору оставалось лишь бессильно наблюдать за тем, как ударившая с фланга таборская конница Жижки лихо сбрасывает со скал его неповоротливых рыцарей. Победа была такой полной и блистательной, что пражане сочли ее чудом. В благодарность за свое освобождение они сложили хорал, а гору Витков впервые в своей истории назвали именем живого человека – Жижков. Посмотрите вокруг себя на пражские башни и вы поймете, почему гуситы дрались, как львы.

Последуем далее по вершине горы до ее восточного конца и повернем направо на улицу Яна Желивского. Через некоторое время мы окажемся между двумя самыми большими пражскими кладбищами: еврейским, где погребен Франц Кафка и его родители (с левой стороны), и Ольшанскими кладбищами – целым городом мертвых (с правой стороны). Здесь похоронены основатели спортивного общества «Сокол» Тырщ и Фюгнер, композитор Вилем Блодек, художник Ярослав Чермак, писатель Карел Яромир Эрбен, выдающийся журналист и сатирик Карел Гавличек Боровский, семья художников Манесов и многие, многие другие. На этом же Ольшанском кладбище находится памятник русским офицерам и солдатам, скончавшимся в Праге после битвы у Дрездена и Хлумца в 1813 году. Здесь же похоронены 495 советских солдат, павших в боях за освобождение Праги. Их сон сторожат два каменных воина, стоящих по краям обелиска с пятиконечной звездой. 495 – лишь малая часть тех десятков тысяч советских людей, которые погибли в боях за свободу чехов и словаков. Их жертва была тем значительнее, что была принесена на пороге мира, в дни, означавшие для всей Европы конец войны. Семь героев Советского Союза отдали свои жизни за столицу Чехословакии. Среди них 40-летний гвардейский генерал Максим Евсеевич Козырь. В дни поминовения усопших на могилах героев неизменно появляются букеты цветов, хотя известно, что в Праге у них не было ни родных, ни знакомых, ни друзей. «Тот, кто пал в борьбе за свободу – не умирает» – написано на надгробии болгар, погибших в Праге во время восстания. Этот девиз относится не только к ним.

На противоположной стороне Виноградского проспекта (Виноградска тршида), который тянется вдоль кладбищ, расположена урновая роща, где похоронены, помимо иных, напр., артист Людвик Куба, историк Зденек Вирт и «неистовый репортер» Эгон Эрвин Киш, родившийся в Праге, блуждавший по всему свету и возвратившийся в Прагу умирать.

А теперь сядем на Виноградском проспекте на 20 трамвай и поедем прямо на Вацлавскую площадь.

По пути обратите внимание на большое темно-серое здание по левой стороне улицы – это Чехословацкое радио. Отсюда 5 мая 1945 г. после полудня прозвучали взволнованные слова: «Обращаемся к чешской полиции, чешским четникам и правительственной армии – немедленно на помощь чешскому радио! Немцы убивают наших людей!». А через минуту снова: «Все к чешскому радио! В чехов стреляют! Скорее на помощь!» Два этих призыва превратили отдельные стычки на пражских улицах в общее восстание. 2000 баррикад покрыли 5 мая улицы Праги, сотни нацистов были взяты в плен. А 9 мая на помощь восставшей столице Чехословакии пришли танки маршала Рыбалко. Война заканчивалась...

Вацлавская площадь не Бродвей и не улица Горького, а Пршикопы не похожи на венскую Кертнерштрассе. Прага – всегда останется Прагой, и Вацлавская площадь в своем роде неповторима.

Чешские слова, которые полезно знать:
(В чешском языке буква «е» произносится между русским «э» и «е»)

ulice — улица (улице)
trida — проспект (тршида)
namesti — площадь (намести)
most — мост
tramvaj — трамвай
kostel — костел (костэл)
hrbitov — кладбище (гржбитов)
nadrazi — вокзал (надражи)
krizovatka — перекресток (кржижоватка)
odjezd — отъезд (одъезд)
prijezd — приезд (пршиезд)
vchod — вход
vychod — выход
poschodi — этаж (посходи)
nemocnice — больница (немоцнице)
lekar — врач (лекарж)
mlekarna — молочная (млекарна)
obed — обед
pivo — пиво
vino — вино
voda — вода
vyslanectvi — посольство (висланецтви)
chleb — хлеб
houska — булочка (гоуска)
snidane — завтрак (снидане)
vecere — ужин (вечерже)
palac — дворец (палац)
museum — музей (музеум)
vez — башня (веж)
dekuji — спасибо, благодарю (декуи)
prosim — пожалуйста (просим)
kde je — где... (кдэ...)
chei jet — хочу поехать (хци ет)
jedu dobre? — еду правильно? в правильном направлении? (еду добрже)
nerozumim — не понимаю (нэ розумим)
znamka — марка (знамка)
ano — да (ано)
kavarna — кафе (каварна)
vinarna — винный ресторан (винарна)
ne — нет (нэ)
vjezd zakazan — въезд запрещен (въезд заказан)
dobry den — добрый день (добры ден)
na shledanou — до свиданья (на схледаноу)
dobry noc — спокойной ночи (доброу ноц)
zde — здесь (здэ)
tam — там
zacatek — начало (зачатек)
konec — конец (конэц) dnes — сегодня (днес)
zitra — завтра (зитра)


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Чехия»]
Дата обновления информации (Modify date): 30.01.13 17:09