Израиль в фотографиях

Бина Смехова

Автопортрет с жизнью

Юлия Местечкина – фотограф, фотохудожник, благополучно переживший несколько групповых выставок и даже одну персональную. Ее фотографии украшают частные коллекции в Израиле и России, в Англии и Австралии. Популярны ее постеры и открытки. Фотографии неоднократно публиковались в ряде СМИ – как израильских («Jerusalem Post», «Israel Today», «Ynet», «Вести» и др.), так и зарубежных: журнал «Visie», «Niederlaendischer Dagblat», «Reformatorisch Dagblad» (Голландия), а также в Англии и США.

– Я в Израиле уже… нет, только 18 лет, с 1994-го, – отвечает Юля на традиционный вопрос старожилов – «кама зман ат ба арец?» – т.е. «как давно ты в Стране?». Хотя таким, как Юля, подобные вопросы задавать не стоило бы, потому что творческой молодежи довольно сложно выбрать определяющее ответ слово – «уже» или «только». «Уже» – значит, многое открылось, стало частью собственного зрения и мировоззрения, нечто отстоялось и стало за эти годы знакомым, привычным… А если «только» – это, как мне кажется, указывает на свежесть восприятия, на неожиданность, на ошеломляющий калейдоскоп, увиденный каждый раз свежим взглядом, не надоедающий даже с учетом мигом пролетевших целых восемнадцати лет… В работах Юлии Местечкиной и «уже», и «только» сосуществуют на равных, углубляя и оттеняя друг друга.

Юля работает в формате придуманного ею особого проекта. Любопытствующим – друзьям, журналистам, сопереживающим – она рассказывает:

– Этот проект – одновременно очень личный и социально-антропологический. Это автопортрет и постоянное вторжение в жизнь незнакомых людей. Для меня принципиально, что все люди на фотографиях – абсолютно посторонние. Фотографируют нас тоже случайные люди, иногда знакомые, но не фотографы, а кто подвернется. Я выстраиваю кадр, создаю атмосферу изнутри, двигаясь в нем и взаимодействуя с окружающими определенным образом, но всегда есть элемент случайности и непредсказуемости, потому что я завишу от других людей. Это моя попытка понять различные процессы в жизни общества. Еще один важный для меня момент: я даю людям возможность хотя бы на 10-15 минут заняться творчеством, когда я прошу их сфотографировать меня. Это может быть кассир в супермаркете, таксист, служащая в банке или случайный прохожий. Иногда я вижу, как они буквально преображаются у меня на глазах под влиянием «волшебной силы искусства». Например, таксист, который по моей просьбе берет в руки камеру и начинает меня фотографировать, а в это время ему звонит постоянный клиент и просит за ним приехать. «Не могу, я сейчас занят», отвечает он, бросает трубку и продолжает мою «фотосессию»! Человек готов отказаться от денег ради возможности заняться творчеством. Это всегда трогает меня, каждый раз, как впервые.

– Ты можешь чуточку подробнее – о своем оригинальном проекте?

– Он состоит из двух частей. В первой части я, Юля, фотографируюсь с разными людьми – от нищих до жениха и невесты в день свадьбы, я также создаю себе виртуальную семью из совершенно чужих людей (и одной собаки). Во второй части проекта, над которой я сейчас работаю, я примеряю на себя разные образы и уже в образе взаимодействую с незнакомыми людьми вокруг меня, играя со стереотипами и ломая их.

Рассматриваю две Юлиных фотографии – из недавних. Что подразумевал автор, понятия не имею, но мне явственно видится: эта молодая мамаша с коляской счастлива, весь радужный мир ее в эту минуту сконцентрирован в ее малыше. Вещный антураж вводит зрителя в некую мастерскую, может быть, книжный склад, во всяком случае, это не хоромы и не прилизанный, отретушированный интерьер, а просто самое непритязательное место пребывания. И эти двое – мама и сынок – самодостаточно, естественно прекрасны! Второй снимок запечатлел полнейшую свободу той же молодой женщины, ее раскованность, бьющую через край полноту жизни, что особенно подчеркнуто стесненным пространством – ее бег вприпрыжку радостный, он сгущен, как сгущается поток в узком русле; здесь – в характерном для Иерусалима узком каменной кладки переулке (см. фото, а также цветные фотографии).

Юля – человек красивый и неординарный. И как художник – тоже. Наш разговор о ее «перевоплощениях» продолжается «на пленере» – среди шума и сутолоки, в центре израильской столицы, под предупредительные звонки трамвайных сигналов.

– Хотите посмотреть фотографии с пенсионерами на шуке Махане Иегуда? Во всех фотографиях «в образах» для меня важно, что я использую вещи из своего гардероба, добавляя всего лишь одну или две детали: платок, парик, make up и т.д. Удивительно, как с помощью этих предметов легко превратиться в совсем другого человека! Иногда я стараюсь «смешаться» с людьми, а иногда, наоборот, работаю на контрасте. Во всех моих образах я пытаюсь понять, что значит быть человеком, который не я: нищенкой, религиозной женщиной, сексуальной блондинкой и т.д. А вот фото, где я стала темнокожей. В этом образе я прожила часов пять. Ребята в эфиопском ресторане не могли поверить, что я сделала это добровольно, ведь у меня все хорошо, мне уже повезло (на их взгляд), что я родилась белой. Было очень интересно идти по улице и ловить на себе взгляды людей, чувствовать себя не такой, как обычно…

«Шук» на иврите – рынок, базар. Кто здесь еще не бывал – настоятельно рекомендую. И не только потому, что на шуке встречаются такие колоритные типажи. Здесь бурлит своя, особая жизнь… И в этом человеческом круговороте место художника – быть среди всех, а не в качестве постороннего.

Фотографии Юлии Местечкиной

«Свобода»

«Выигрыш»

«Нестандарт»

Цветные фотографии Юлии Местечкиной


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Израиль»]
Дата обновления информации (Modify date): 18.03.13 16:47