Быт и обычаи: образование

Бина Смехова

Возраст становления

Возрастные «календари» – дело тонкое… Мы, поколение нынешних бабушек и дедушек, еще со школьной cкамьи помним некий крутой и безоговорочный вывод давно мумифицированного вершителя судеб: «Сегодня – рано, послезавтра будет поздно. Значит, – завтра!» Наверно, это касается всех революций – нужен правильный, единственно разумный расчет времени ее, революции, рождения и возраста ее становления.

Революция, о которой я хочу рассказать, тоже взвешивалась на весах времени, взвешивалась, хоть недолго, но решительно. Потому что назревала самая настоящая катастрофа, которой могло противостоять только жгучее желание дать своим детям достойное образование и воспитание. Тем, кто не ступал на зыбкий путь туманных перспектив и неизбежных тягот переселения в другую страну, сложно понять перемены во всем жизненном укладе и, что особенно болезненно, во взаимоотношении поколений. Пусть ты сам пока что не акклиматизировавшийся зеленый новичок, без языка, без прочной материальной базы, все равно невозможно махнуть на подрастающие чада рукой и дозволить еще не оперившимся – не летать, нет! – а идти, причём даже не в затылок нам, «предкам», глядя, а куда угодно вбок, в сторону, где такими заманчивыми грезятся порой сомнительные ценности и где так легко потерять не только свой еще не сформировавшийся почерк, свою походку, но и самое себя. Оставлять ребенка, как это говорилось, на доисторической родине, «с ключом на шее» было чревато. Тем, кто постарше, вообще грозила опасность пополнить собой серые ряды изгоев «третьего мира».

И вот, в начале Большой алии, когда для многих из «бывших», но ещё не избывших ни своих знаний, ни опыта и амбиций, – хотя в новой жизни только-только нащупывающих почву под ногами, – когда для них, умных родителей, опытных учителей, педагогов по призванию, которых в стране исхода уважительно называли новаторами, стала очевидной необходимость поломать пугающую тенденцию – тогда и раздались трезвые голоса с требованием перемен. Скоро сказка сказывается, да… Короче говоря, в июне 1992 года состоялся первый съезд Ассоциации учителей – новых репатриантов ИГУМ (это аббревиатура, образованная от названия на иврите – Примеч. автора). Была создана образовательная система развивающего обучения, в которую входит сеть детских садов и учебных послеобеденных центров для детей дошкольного и раннего школьного возраста. Цель – научить ребенка мыслить самостоятельно. Педагогическая концепция Ассоциации основана на теории Л.Выготского, которая сегодня переживает свой «ренессанс» и приобрела в настоящее время международное звучание.

Я беседую с Ольгой Бен-Арье, одной из самых молодых сотрудников Ассоциации. Она как-то сразу вписалась в коллектив учителей, потому что, помимо присущего им всем – и ей, в том числе – стремления к новому, желания не застревать на достигнутом, а с каждым годом подниматься на следующую ступеньку, помимо полетного чувства постоянного движения, поиска новых решений, – Оля (я так предполагаю) мечтает и свое чадо определить в прославленную Школу искусств, как по праву называют жители столицы иерусалимский учебный центр ИГУМ.

Ольга с удовольствием вспоминает о недавнем выпускном вечере по случаю окончания учебного года в честь 20-летия Центра – ровесника ИГУМа:

– Собрались гости, педагоги, родители и, конечно, главные действующие лица – ученики всех возрастов. Зал мы украсили детскими рисунками, фотоколлажами, разноцветными шарами. Представляете, сюда специально к празднику прислали свои первые произведения ребятишки из детских садов ИГУМа – из Беэр-Шевы, Хайфы, Петах-Тиквы и Кирьят-Хаима. Казалось, зал был просто наполнен детской радостью и весельем. Все ребята, от самых маленьких до старшеклассников, участвовали в концерте. Это был не просто концерт, а космическое путешествие! Ребята-астронавты отправлялись в экспедицию на Планеты Знаний. Небесных путешественников ожидали встречи с планетами русского и английского языков, музыки, танцев, математики… А какой необычный наряд был у каждого астронавта! Ребята были одеты в фирменные футболки Центра: с одной стороны, эмблема ИГУМа, с другой, – собственное творчество. Дети на уроках рисования в мае и июне занимались батиком, расписывали футболки по своим эскизам, кто что нафантазирует. Обычные белые, безликие футболки превратились в цветочные клумбы и красивые домики, в зоопарки со сказочными животными, в рыбок и бабочек. Любопытно, что среди рисунков на футболках попадались и абстрактные. Как заметила директор Центра Лида Иоффе, теперь у нас растут свои Малевичи, Дали и Пикассо.

Школа искусств. Педагоги и ученики

Юрий Штерн

Марик Штерн (сын Юры), Полина Штерн (дочь) и внучка Ювали на фоне фотографии Юры

Работа с больными в больнице

Лена и Юрий Штерн

Лида Иоффе – из клана первооткрывателей. При ее молодом задоре и неиссякаемом оптимизме как-то даже неловко называть бессменного директора Центра одной из старейшин Ассоциации учителей-олим. Но – из песни слова не выкинешь. Это она рядом с несколькими такими же педагогами-энтузиастами стояла у истоков ИГУМа. О, как памятны эти истоки! Чего только не испытала организация за время своего «детства» и «отрочества»! И вот пришла пора становления, прочного, надежного. Тому порукой, прежде всего, крепкие и многочисленные педагогические коллективы, равняющиеся на этот Центр-именинник.

– ИГУМ, как вы знаете, – это образовательная система развивающего обучения детей в дошкольном и раннем школьном возрасте, – сказал пришедший на праздник генеральный директор ИГУМа Константин Швейбиш, он тоже из отцов-основателей, первопроходцев. – Основу системы составляют образовательные комплексы, включающие в себя ясли, детский сад, группу продленного дня, послеобеденный учебный центр, кружки и специализированные программы, такие, как художественная школа, музыкальный театр, компьютерные классы. В образовательном комплексе мы осуществляем на практике принцип непрерывного развивающего образования ребенка от года до восьми лет. Уникальную программу непрерывного развивающего образования детей «Вершины» разработал замечательный педагогический коллектив наших детских садов, который сформировался за прошедшие годы. За это время успели вырасти и привести к нам своих детей наши первые воспитанники! Сегодня детские сады и учебные центры ИГУМа расположены в 15 городах по всей стране – от Нагарии на севере до Беэр-Шевы на юге. За это время из разрозненных учебных центров, детских садов и инициативных групп учителей мы превратились в организацию, объединяющую сегодня более 350 педагогов в 23 детских садах и 10 учебных центрах Израиля, в которых обучается более 3500 детей.

– В том числе около полутора тысяч из них – выпускники нашего иерусалимского учебного центра! – поддерживает разговор Лида Иоффе. Кто лучше нее, подвижницы и запевалы всех начинаний, может рассказать об истории создания Центра, о всех перипетиях его становления, о выпускниках, о педагогах-ветеранах и о тех, кто работает сейчас! – Наш Центр – это развивающие группы для самых маленьких (3 - 5 лет), это подготовка к школе (дети 5 - 6 лет), это дополнительные занятия для школьников (1 - 12 классы) в небольших группах по математике, английскому и русскому. Предметы – и обязательные, и по интересам: живопись, танцы, музыка, занимательная география, окружающий мир… И даже – для самых старших – подготовка к «багруту» (эквивалент аттестата зрелости. – Примеч. автора). Если раньше мы должны были просто выжить и доказать, кто мы и на что способны, то теперь пришло время заявить, что мы не просто существуем на карте, а мы – лучшие. Мы работаем с удовольствием, чтобы дети учились с удовольствием. Сегодня мы ставим перед собой новые высокие цели и выполняем их.

«Мы» – это всегда молодые «ветераны» Центра и примкнувшие к ним новички: Белла Токарская (русский язык), Ира Аронова (русский, математика, начальные классы), Фаина Стребулаева (английский), Тамара Эстрин (с 3-х лет), Юля Шульман (изоискусство). Аня Барская (фортепиано), Таня Халемская (ритмика, танец), Ира Ткач (малыши), Таня Фаерович (русский язык). Тоже своего рода ветераны. Класс – как одна семья.

Вообще в Школе развита семейственность. Подрастающие, как правило, идут сюда вслед за старшими братьями и сестрами. И получается, что двое, трое, а то и четверо детей из одной семьи естественно включаются в программу преемственности обучения. Было удивительно и очень трогательно видеть и беседовать с ними: вот Резниковы – Йонатану 11 лет, Мие – 4, Дуне – 3 года; в семье Нанадзе старший здесь с трех лет, за ним пришли две сестрички-близняшки, а у Гумерштадтов учатся в Центре Таль, Ион и Дана, и подрастает будущая ученица ИГУМа – ей сейчас уже полтора года…

Свое слово на празднике сказали и родители – и это было слово «спасибо».

– А еще был сюрприз, – напоминает Ольга Бен-Арье, – родители устроили настоящий капустник – спели несколько специально написанных песен в «бардовском» стиле о трудностях мам и пап, которым нужно все бросать и мчаться с детьми на занятия. Потом мы увидели снятый в мае этого года замечательный фильм о буднях учебного Центра.

В завершение юбилейного дня детям были вручены грамоты и подарки, а учителям – цветы. А угощение – как же без этого? – досталось всем.

Заключительным аккордом торжества в память о двадцатилетнем юбилее – возрасте становления – была посадка дерева, молодого саженца акации. Такая возможность была предоставлена Еврейским национальным Фондом «Керен кайемет ле-Исраэль» (скажу по секрету: некоторые сотрудники этой старейшей и очень знаменитой организации тоже сделали правильный выбор и водят своих детишек на занятия именно сюда, в иерусалимский учебный центр ИГУМ!)

В посадке памятного дерева принимали участие все, от генерального директора ИГУМа и директора англиканской школы, в здании которой разместился Центр, до трехлетней малышни.

– Теперь нужно его поливать, – завершает наш разговор Оля. И с улыбкой, верная всему настроению праздника, добавляет: – Расти, дерево ИГУМа, большое-пребольшое!

Иерусалим, июль 2012


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Израиль»]
Дата обновления информации (Modify date): 15.03.13 18:07