Выставки в Словацком институте в Москве

Сильвия Сапарова

Выставка: «Ретроспектива 2000-2010»

Выставка представляет работы Сильвии Сапаровой, сделанные за одно десятилетие. Подборка фотографий составлена так, чтобы характеризировать этапы творческого развития автора. А идёт оно в направлении от абстрактных плоскостей художественной фотографии к аутентичной фиксации пейзажа. От абстрактной эфемерной стратегии к конкретному социологическому анализу. Этот диапазон, включённый в 10 лет творческого труда, как кажется на первый взгляд, объясняет типологически или содержательно многочленную структуру произведения. Но это не так. Сильвия Сапарова ещё в начале своей карьеры смогла создать собственный визуальный язык и сохранила его по сей день. Этим она соединяет произведения в единую нить. Некоторые фотографии связывает яркая красочность, работа со светом, инсценировка. А для многих пейзажей или постановочных фотографий характерна насыщенная «барочность» и определённая «живописность», связанная с говорящими деталями.

Фотографии из циклов Telesnosti/Телесности (2000) a Genotypy/ Генотипы (2001) характерны для периода раннего творчества Сильвии Сапаровой. Это натюрморты с комбинацией живого материала и прозрачных гелеобразных материалов. Полупрозрачные композиции, выглядящие как скульптуры, подсвечиваются, чем автору удается достичь некоего оживления мёртвой материи. Натюрморты нового времени привносят свой важный аспект в проблематику тела и телесного в словацкой фотографии на рубеже веков. В большинстве случаев речь идёт об абстрактных композициях, иногда с отпечатками фрагментов человеческого тела или отсылками к предметному миру. Свои барочные натюрморты с выразительным световым акцентом автор усиливает правильно выбранным форматом, который зачастую делает их монументальнее и стирает представление зрителя об их подлинном размере. Создав значительный визуальный ряд к проблематике тела и телесности в словацкой фотографии, автор постепенно осознаёт необходимость дальнейшего движения к предметному миру, к отражению конкретных ситуаций в обществе. Сейчас, спустя время, можно сказать, что это решение было не только само по себе правильное, но и правильно ориентированное. То, что всегда есть в творчестве Сильвии Сапаровой, это, прежде всего, интерес к контролированию ситуации. Позже уже не будет натюрмортов, возникавших в её руках как малые скульптурные объекты, но её желание направлять вещи и в некоторой степени влиять на них будет представлено всегда.

Оно проявилось наиболее ярко в обширном цикле постановочных фотографий под названием Women in Condition (2005 – 2007). Автор снимала пары в их обычной домашней обстановке. По её словам, главный взгляд был направлен на положение женщин в данной ситуации. Они доминирующие, бесстрашные или, наоборот, спокойные, уступчивые. Фотографии наполнены цветом и говорящими деталями, по сути это инсценировка фрагмента из жизни пары. Мы не сможем точно описать, что происходит в этих отношениях, но мы чувствуем некую «тиранию интимности» – более или менее явную. На фотографии есть проблема, которую мы не можем назвать, но по атмосфере снимка мы определим, что что-то не в порядке. В любом случае это некий социальный срез жизни молодых людей, но иногда возникает ощущение театральности, кажется, что мы смотрим на сыгранную, а не прожитую ситуацию. Именно эта двойственность произведений замечательна.

Сильвия Сапарова дополнила выставку проектом, затрагивающим довольно серьёзную тему – переселение жителей одного города, одной страны на окраину страны соседней. Ей помогает личный опыт, непосредственный и незаменимый. Граница Словакии и Австрии, близость центра одной страны (Братислава) и периферии другой страны (Австрия) создают условия для экономической миграции населения. В цикле Neighbourhood effect (2008 – 2009) автор показывает идиллические кадры живописных уголков приграничных сёл или пейзажи в долине Дуная. Оценивая внешне привлекательное и идеализированное положение дел, автор ищет ответ на вопрос, что вынуждает людей оставлять свой родной дом и искать его в чужой стране, что будет со вторым, третьим поколением ассимилированных словаков в Австрии. Сильвия Сапарова всматривается в соседей через объектив аналоговой и цифровой камер, создавая сдвоенные фотографии. Техническая реализация как будто говорит, что фотографии нужно смотреть дважды, что у них есть второе дно: можно и нтерпретировать, во-первых, их визуальное выражение, во-вторых, их звучание в контексте социальных и экономических связей.

Сильвия Сапарова (1975) принадлежит к ярким представителям поколения молодых словацких фотографов. На Кафедре фотографии и новых медиа Высшей школы изобразительных искусств она ведёт собственную Мастерскую фотографии. Произведения были представлены на ряде выставок в Словакии и за рубежом. В настоящее время автор представляет произведения на FOTOFEST в Хьюстоне.

Куратор выставки Богунка Коклесова


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Словакия»]
Дата обновления информации (Modify date): 07.01.13 16:47