Из истории Великобритании

Откуда есть пошли искусства и ремесла на Британской земле
(Перевод Перевод Елены Марьяновской)

Приблизительно три четверти миллиона лет назад на северо-западе Европы появился первобытный человек, и на протяжении почти всего этого периода многочисленные поколения этих медленно думающих неуклюжих существ вели животный образ жизни: занимались собирательством и охотой. А их самым большим достижением были каменные орудия труда и оружие, которые они делали, чтобы выжить в борьбе за существование. Затем, около 40 тыс. лет назад, во время последней фазы Ледникового периода, появилось новое поколение людей, уже очень похожих на нас. Это были сообразительные и ловкие охотники, которые жили на исходе Палеолита.

Именно с этих новых людей эпохи ориньяка и Мадленского периода начинается история ремесел. Холодные ветры, сдувавшие ледниковые шапки с высоких холмов, заставляли человека искать укрытия в пещерах, и на стенах этих пещер охотники южной части Франции и северной Испании достоверно изображали животных, которых они надеялись убить: мамонтов, бизонов, оленей, лошадей, которые бродили по степи. Вот такой когда-то была жизнь на Европейском континенте. Изначально у этих рисунков было магическое значение, так же как и у фигурок, которые наши предки лепили или вырезали на камне или кости. Но не только достоверность характеризует эти рисунки и фигурки, в них чувствуется духовный мир художника.

Южная Франция была более благоприятным районом, чем Британия. Может быть, борьба за выживание в арктическом климате истощила энергию этих охотников-северян и сильно уменьшила их художественный порыв. Сотни и сотни лет жили они в пещерах, от Кентской пещеры в Девоне до севера Йоркшира, но не оставили на стенах этих пещер ни одного рисунка. Единственное свидетельство их искусства – это несколько примеров резьбы по кости, например, голова лошади и человек в маске, совершающий какой-то магический обряд, которые обнаружили в каньоне Кресвел-Крегс в Дербишире. С точки зрения мастерства художника, они не идут ни в какое сравнение с наскальной живописью, обнаруженной в пещерах Альтамира и Ласко. И все же даже на этих гравировках линия уверенная и точная, и они по праву принадлежат к первым произведениям искусства, созданным в Британии около 15 тысяч лет назад.

Ранняя история развития человека как художника неизбежно сводится к простым графическим и скульптурным формам просто потому, что это были единственные доступные человеку способы самовыражения. Должно быть, существовали и танцы и какие-то песни, но это было скорее шумовое оформление, нежели музыка. Должно быть, древний человек создал и мифологию, но те сказания о мире богов и духов, которые он, возможно, мог даже записать, вряд ли можно назвать литературой. То же самое можно сказать и о древних постройках, грубых хижинах и укрытиях – это тоже нельзя назвать архитектурой. И даже этот великий век живописи, который так и остался непревзойденным именно благодаря силе воздействия и экономии средств выражения, закончился 12 тысяч лет назад.

За ним последовали бесплодные времена Мезолита, и только около 2000 г. до н.э. в Британию пришли люди эпохи Неолита. Они и принесли с собой традиции Средиземноморья. Тогда-то н началась настоящая история искусств на Британских островах. Эти люди были строителями огромных каменных гробниц, которые они засыпали земляными валами. Гораздо позже землю смыло дождями и снесло ветром, и обнажились огромные колонны, которые служили стенами гробниц, а также громадные каменные плиты, которые их перекрывали. Эти гробницы уже можно, хоть и с натяжкой, назвать архитектурой. Гробницы, построенные позже в Ирландии (самой известной из них является Ньюгранж) уже свидетельствуют о появлении новых форм резьбы по камню, а именно спиралей и кругов. Но самый величественный монумент Неолита и следующего за ним Бронзового века – это Стоунхендж.

Его строительство заняло четыре столетия, приблизительно с 1800 до 1400 г. до н.э., так как сооружение постоянно изменяли и достраивали. И, пожалуй, нигде больше не существует ничего подобного: внешний круг состоит из камней высотой приблизительно 4 м 20 см (14 футов), колонны поддерживают сплошную балку, а внутри круга – подкова из десяти еще более высоких камней, стоящих парами, каждая пара при этом имеет свое перекрытие. Внутренний круг и находящаяся внутри него подкова из более низких отдельно стоящих голубых камней повторяет рисунок внешней, основной конструкции. Эти огромные глыбы песчаника или сарсена, некоторые весом 50 тонн, притащили волоком с расстояния в 32 км (20 миль) из меловых карьеров, а голубые камни доставляли с гор Западного Уэльса. Эти глыбы относительно правильной формы потом аккуратно обрабатывали, чтобы они выполнили каждый свою функцию. Следы от инструментов, оставшиеся на камне, свидетельствуют о творческом замысле созидателей. Кроме того, колонны сужаются книзу и изогнуты сверху, так, чтобы выступы заходили в гнезда балок-перекрытий, которые высечены таким образом, что формируют дугу большого круга. Наконец, боковые стороны перекрытий трилитов подковы имеют небольшой внешний наклон, чтобы избежать иллюзии резкого падения. Это изящное дополнение придает сооружению достоинство Парфенона. Описанные тонкости говорят о греческом влиянии, относящемся к временам крито-микенской культуры. Об этом же говорят недавно обнаруженные на одном из камней головы быков и кинжал, выбитые на бронзе.

До своего разрушения Стоунхендж, несмотря на свою круглую форму, мог напоминать по своему величию Египетский храм. А в том, что это был именно храм, сомнений практически нет. Стоунхендж, имеющий завершенную и классическую форму, одиноко возвышался на постаменте, окруженный рвом и валом. Неолитические зрители-идолопоклонники, расположившись по внешнему кругу, могли наблюдать процессию священнослужителей во внутренней галерее, а также совершение таинств в святилище огромных трилитов. Все это напоминало просмотр спектакля в театре, и, возможно, Стоунхендж можно назвать прототипом тех самых «кругов», в которых ставились мистические средневековые пьесы, и, в конечном счете, прототипом театра «Глобус», для которого писал У.Шекспир.

Иммиграция в эпоху Неолита повлекла за собой очень важный всплеск в развитии сельского хозяйства и промышленности, поскольку эти новые люди уже не были охотниками-кочевниками, как коренные жители. Они были фермерами, которые расселились в деревнях и стали развивать ремесла, а именно гончарное дело и обработку металла. Период строительства Стоунхенджа можно в связи с этим назвать периодом изготовления первых в Британии гончарных изделий: а именно, чаш, кружек для питья, кубков, последние обычно украшались обручами из ромбов и шевронов (угольников). Похожий рисунок был выгравирован на ожерельях из черных бусин, которые принадлежат к тому же периоду, а также на изящных золотых луночках, нашейных украшениях, которые выковывали из драгоценного металла толщиной в бумажный лист, так, чтобы изделие повторяло полукруглую форму. Ведь золото было редкостью, и его запасы фактически ограничивались Ирландией и Шотландией. Этот линейный орнамент, скорее всего, пришел из Центральной Европы вместе с племенами культуры кубков (так называемыми бикерами). Тип рисунка резко контрастирует со спиралевидными узорами, который принесли с собой из Средиземноморья строители эпохи мегалита. Сочетание двух традиций обнаружено и на странных маленьких меловых цилиндрах, найденных в Йоркшире. Один из этих цилиндров имеет концентрический, похожий на подкову рисунок, напоминающий круглые глаза и голову совы. Сохранились также несколько деревянных фигурок людей, некоторые из которых высотой 120-150 см (4 - 5 футов) и которые датируются приблизительно 6 веком до н.э. Но все-таки искусство людей Бронзового века было, в основном, абстрактным и орнаментальным, в отличие от натуралистичных рисунков и скульптуры их далеких предков – охотников палеолита.

Новый период наступил в 5 веке до н.э., когда кельты из Латена завоевали Британию. Они были вооружены железными мечами, против которых оружие из мягкой бронзы, используемое коренным населением, оказалось бесполезным. Во времена кельтов появилась феодальная аристократия. Несмотря на то, что железо стало революционном материалом как в военном деле, так и в промышленности, оно все-таки было не такое красивое, как золото и бронза. Поэтому именно эти металлы должны были использовать ремесленники для изготовления украшений и орнаментов. Это было время скудной домашней утвари и варварского великолепия внешнего вида людей. Дело в том, что кельтские воины мало заботились о своих жилищах и в то же время расточали свое богатство на украшения: бронзовые ножны, шлемы и щиты, ожерелья из плетеного золота, бронзовые зеркала для женщин, бронзовые маски и сбруи для лошадей. Кельты обогатили геометрический рисунок, характерный для Бронзового века, новыми итальянскими мотивами: завитками и цветочным орнаментом; классическим греческим орнаментом, стилизованным под жимолость. Им же принадлежит открытие нелинейной формы сжатой пружины.

Можно выделить две основные кельтские школы ремесел. На северо-востоке Англии ремесленники, в основном, занимались чеканкой по бронзе, которую можно увидеть на великолепных конских масках, имеющих замысловатый растительный рисунок, а также на стилизованных и симметричных щитах. Эту манеру переняли в Ирландии и великолепно использовали в золотых орнаментах. Характерные черты кельтской юго-западной школы можно увидеть на гравировках бронзовых зеркал. Самые изящные гравировки найдены в Десборо и Бирдлипе. Обе гравировки – вариации на тему излюбленного мотива – числа три. Так, например, круглая обратная поверхность зеркала из Бирдлипа представляет собой серию окружностей с вписанными окружностями, по три в каждой окружности, при этом любая из них плавно перетекает в другие наподобие лабиринта, формирующего цветочные спирали в виде заштрихованного плетения.

Этих кельтских ремесленников не интересовал реализм. Их искусство так же, как и искусство Бронзового века, было, в основном, абстрактным, зависящим от красоты линии. Однако римская оккупация Франции в I в. до н.э. и мирное проникновение римских купцов в Англию принесли с собой классический натурализм, который неизбежно оказал эффект особенно на вновь прибывшие с юго-востока племена белгов. И все же, несмотря на то, что бритты начали делать маленькие фигурки животных, это скорее были стилизации-схемы: голова лошади упрощалась до линейного контура, отчеканенного на бронзе. В гораздо более крупных масштабах это проявилось в сильно стилизованной Уффингтонской Белой Лошади, созданной за счет наполнения мелом траншей в известняковой низине и представляющей собой тонкую фигуру, состоящую всего лишь из нескольких изогнутых линий. Головы людей на монетах бриттов более реалистичны, но даже на них волосы становятся волнообразными мотивами и мало напоминают натурализм их римского оригинала.

Нелестное описание Юлием Цезарем внешности бриттов общепринято, но Цезарь не мог быть объективным судьей. Он был в Британии всего несколько дней, и даже если он видел какие-то изделия бриттов и назвал их варварскими, то это не потому, что они были таковыми, они просто очень отличались от того реализма и великолепия, к которому Цезарь привык в Риме.

Текст представляет собой первую главу «Prehistoric Beginnings» из книги «An Illustrated Cultural History of England» by F.E.Halliday (Thames and Hudson Ltd. London, 1981), стр. 9-16.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Великобритания»]
Дата обновления информации (Modify date): 21.09.12 18:51