Организации

Виталий Орлов

Уникальный каталог уникальной коллекции

Перефразируя великого Марка Твена, можно сказать что слухи о смерти книги (во всяком случае, в ее традиционном виде) сильно преувеличены. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно было побывать на состоявшейся в первые дни июня 2012 года в Нью-Йорке Международной книжной ярмарке BookexpoAmerica. Она проходила в гигантском выставочном центре Jacob Javits Center, заняв практически всю его экспозиционную площадь. Это было подлинное торжество печатной книги, ее авторов, художников, издателей, полиграфистов, дизайнеров и книголюбов! Совершенно поразительные детские книги, книги-игрушки, книги-театры, книги с тайной, энциклопедии и словари, издания по искусству размерами от карманного до гигантского, издания с приложением разного назначения CD и DVD – всего не перечесть и, увы, не показать читателю. И тем не менее, беру на себя смелость сказать, что книги, подобной той, о которой мой рассказ, на ярмарке не было. Это уникальное издание сможет в будущем украсить любую ярмарку, выставку, презентацию. Книга эта, или, лучше сказать, альбом репродукций внушительного формата и объема произведений изобразительного искусства, представляет собой каталог только одной частной коллекции одного человека. Он издан компанией Andreyev’s Production. Каталог уникален, прежде всего, потому, что и сама коллекция уникальна. Владельца коллекции зовут Роберт, но до поры до времени я пока не называю его фамилии. Роберт живет в своем большом доме в Нью-Джерси, а коллекция собранных им художественных произведений – дело всей его жизни. О размерах коллекции говорит хотя бы только одна цифра – в ней более 1300 живописных полотен, произведений графики и акварелей, художественных фотографий, скульптур, предметов древних искусств, изделий мастеров народного и прикладного творчества, постеров и др. Кроме того, видимо, разделяя увлечение своего юного сына Дени, Роберт коллекционирует искусно выполненные модели... каруселей! Художественная значимость коллекции просто бесценна. В коллекции Роберта есть работы великих европейских мастеров живописи, классиков импрессионизма, представителей постимпрессионистического и авангардного, в том числе и русского искусства, известных сюрреалистов первой половины XX века, и, конечно, большое число произведений современных художников. Есликоллекционер имеет в своем собрании подлинные рисунки Рембранда и Питера Брейгеля-старшего, уже одним этим он может гордиться. А в коллекции у Роберта, помимо рисунков великих голландцев, имеется уникальная живопись и графика замечательных художников ХХ века: Хуана Миро, Генри Мура, Макса Эрнста, Марка Шагала, архитектора Ле Корбюзье, множество оригиналов и принтов Сальвадора Дали и весьма почитаемого коллекционером Энди Уорхолла, большое число произведений русских художников: Игоря Тюльпанова, Матвея Басова, Александра Протопопова и несколько работ участников объединения Art of Inspiration, которым в течение 6 лет руководит директор проекта Владимир Андреев: скульптора и художника Марины Рожитской, художника Алевтины Игнатьевой и других – всех невозможно даже хотя бы только упомянуть. А познакомиться со всем этим богатством практически можно только одним способом – листая только что изданный каталог. Знакомясь с коллекцией Роберта, вы попадаете в совершенно особый мир – мир человека, душа и интеллект которого открыты по-детски незамутненному восприятию воссозданного им мира прекрасного. Восприятие этого мира приводит владельца коллекции в естественное состояние чистой радости. Роберт не преследует просветительские цели, и при собирании коллекции не стесняет себя ни хронологическими, ни искусствоведческими рамками. Поэтому перед составителем и издателем каталога Владимиром Андреевым стояла трудная и противоречивая задача – представить коллекцию в репрезентативном виде, так чтобы каталог соответствовал личным вкусам коллекционера, но в то же время демонстрировал, при всем жанровом и стилистическом многообразии коллекции, целостное и гармоничное собрание, достойное публичного внимания. Решая эту задачу, Владимиру Андрееву, прежде всего, стоило немалых трудов убедить Роберта в том, что коллекция собранных им шедевров имеет высокую художественно-историческую ценность и потому должна стать достоянием внимания широкой публики. Учитывая однако, что каталог не может иметь безграничные размеры, для задуманного издания нужно было отобрать определенное число работ (их оказалось – ни много, ни мало – 320!), причем таких, которые наиболее точно соответствовали бы характеру собрания в целом.

Следующую и, пожалуй, наиболее трудную задачу, Роберту предстояло решать одному и в очень сжатые сроки, как того требовал процесс издания: каждое отобранное для каталога произведение необходимо было снабдить научно-исусствоведческим описанием. Роберт справился с этим блестяще: он получил в свое время искусствоведческое образование в Сиракузском университете и некоторое время работал по специальности в одном из музеев. Пока Роберт трудился над описанием экспонатов, отобранных для каталога, В.Андреев проделал огромную и кропотливую работу по фотосъемке экспонатов для каталога. Вся подготовительная работа была проделана за полтора года – небывало короткий для подобного проекта срок. Макет издания и печать тиража осуществляет компания J – PrintInternational (президент Роберт Гало).

И вот каталог перед нами. Он снабжен, помимо собственно репродукций, всем тем, что характерно для лучших современных научно подготовленных изданий по искусству: вступительной статьей с краткой характеристикой коллекции и ее владельца, справочным аппаратом, сопровождаемым миниатюрными копиями помещенных в каталог произведений, алфавитным указателем и т.д.

Остается сказать, что владелец этой коллекции, и одновременно соавтор каталога Fun Fine Artand Fantasy: The Robert Harris Rothchild – Роберт Ротшильд. Фамилия обязывает, и нужно сказать, что Роберт Ротшильд – действительно богатый человек. Но его богатство – особого рода... Издание уникального каталога коллекции Роберта Ротшильда – это не только событие в мире книг – это появление еще одной содержательной страницы в истории искусства, где участникам проекта дана оценка, сделанная компетентным искусствоведом. Не секрет, что в наши дни книгу в ее традиционном виде несколько потеснили Интернет, многочисленные электронные устройства для чтения и т.п. Бесспорно, сегодня нет более универсального и доступного источника информации, чем Интернет, более удобного, чем электронная книга, которая незаменима в метро, в самолете, на пляже... И тем не менее традиционная книга жива, предсказания о ее смерти оказались преждевременными, они не сбылись. Как в свое время не сбылись предсказания о том, что кино заменит театр, телевидение – кино, а Интернет – телевидение. Хорошо изданная книга – это произведение полиграфического искусства. Ее нельзя заменить электроникой: как пластиковая бутылка с водой не может заменить кувшин из саксонского фарфора...

Владимир Андреев и Роберт Ротшильд с каталогом уникальной коллекции


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «ART»]
Дата обновления информации (Modify date): 13.01.13 17:31