Юбилей

Наталья Кузнецова

Воздух чист после грозы…
(Размышления о прозе Левона Осепяна)

А когда придет назначенный роком конец,
Не забытые и бесславные лежат они,
а оставшись в памяти, вечно цветут в песнях.

Ксенофонт. Воспоминанния о Сократе

Левон Осепян

Что люди делают со своей жизнью? Понимают ли хоть в малой мере, для чего она дана нам свыше? Чувствуют ли, что Жизнь – Не Такая, какую проворачивают они с трудом, изменяя себе Настоящим, Богом созданными… Ошибки, предательства, трусость, ложь, малодушие, лень – звенья цепи, которая закручивает, спутывает, и – утаскивает от Себя истинного в общее болото обывания, откуда почти нет уже шансов выбраться, вернуться… Непонятно, почему и есть все земное вроде, а тоска душу не отпускает, или вся жизнь как наказание Божие, или не в чем сильно уж себя упрекнуть, а все не так, и бросить бы все к… И случается, лишь перед лицом Смерти, успевает человечек увидеть, как мелькнет перед ним лик Человеческий – собственный ЕГО лик… А чаще и этого не дается ему, так и уходит, не поняв, как всю жизнь свою прожил чужою… «И вот в эту минуту осознал Петр, ЧТО было отпущено ему природой и ЧТО в силу каких-то причин и обстоятельств, не понятых им, он так и не сумел проявить раньше»…

В большинстве рассказов Левона Осепяна Смерть присутствует как герой повествования. Она рядом, она появляется внезапно, она играет с людьми, живущими в поле чувствования автора, бывает, смеется, но она ждет, и – оборачивается оселком, на котором раскрывается суть человекова. Бывает она жалостлива иногда, предстанет милостиво – любимой женщиной, глазами чистыми прохожего малыша, частушкой из детства собственного… И звучит, звучит апокалиптическое предупреждение («Это было не так давно. После нашей смерти») из маленького фантастического рассказа – «…камни вместо живых существ. Можно подумать, что ради этого они и жили».

Поразительный эффект у историй Левона! Его книга – это портал в другую реальность, которая нашей параллельна, но где-то близко, смотришь на нее с высоты своего полета и не замечаешь, как вплываешь, втягиваешься в другие чьи-то жизни, проблемы, ощущения, входишь в героя повествования, переживая его сюжеты и перевороты, доходя в нем до главной черты – смерти или жизни иной… За чертой этой и предстает «лицо без грима»…

Побывав внутри рассказов Левона Осепяна, думая сквозь них, невозможно определять литературные приемы автора – не относятся к нему классификации и категории. В японской культуре есть способ ухода от проблем, неизбежных в традиционном, сверхорганизованном обществе. Собирается человек и идет, просто куда ноги ведут, не думая и ничего не контролируя. Пишут, что очень помогает. Однако, далеко Япония от Армении с Россией! Но вот читаешь Левона и ощущение ничем не ограниченного движения ошарашивает. Движение это и в действии, и в мыслях героев, и в стремлениях душевных, и даже в их памяти. В рассказах Левона Осепяна всегда есть сюжет, а воспринимаются они как поток сознания, вот только чьего – автора, героя или уже твоего собственного?

Герой рассказов Левона мучительно хочет, часто – неосознанно, выйти из той действительности, в которую загнал себя своей слабостью сам или обстоятельства его вкрутили.

Что доступно – рефлексия, наваждение, сны, видения, абсурдные поступки? Убежать от монотонности, от предсказуемости существования, от бесконечности от-тебя-ожидаемости! Вырваться – куда? Ощущается лишь нестерпимая, непреодолимая жажда – глотка свежего воздуха свободы – от самого себя в клетке самого себя… И один только день может опьянить своей прожитостью…

А может случиться, совершенно несуразная личность вдруг возникнет на пути, маячит ни за чем, взгляд цепляет, никак с тобой не пересекаясь, и, как гаммельнский крысолов, уводит твою жизнь в совершенно другую колею – туда, где эта самая жизнь принимается такой, какая есть, и потому – без потерь и волнений. А личность та, нелепая и спокойная, будто большой Взрослый, смотрит на суету окружающую – «пусть забавляются пока, пусть познают мир»… Дорога познания длинна, как Эриванское шоссе через весь шар земной… Каждому судьба – Дорога, да не каждому на ней кажется справедливость, впрочем, от Бога все…

Душит неопределенность, ощущение бессилия перед «жизнью», такого, что и во сне чувствуешь, и мучаешься – прожитыми годами, тонешь в вечной толпе как в море, в жизни тонешь…

«Укатить… в любом направлении» – в дорогу за голосом крови, что еще осталось, людоворот вокруг, а живешь так, что некого позвать… «Но честное слово, мне хотелось верить всем этим людям»… Смысл – в чем?

Вот бытовал человек, лепил свою жизнь всяко, мог бы стать Битым, сломаться или другие жизни ломать…

История про Карапета – был герой, были дела его славны, говорят, а как ушел, почему? Непонятно, откуда приходит знание, и также непонятно, куда оно уходит – «истина ускользает от нас», хорошо, если остается Имя – как постскриптум, ведь Время пристрастно и неуловимо, как оно распорядится чьим-то бытием? Времени – бездна, остается шагнуть в нее – к своему истоку…

«Этот мир с тобой не дружен, в этом мире ты не нужен»… Пиросмани… Левон знает, что он из тех, кто шагнул – родившись, но это печать Высокого таланта. Оставляя нам эту мету, за ним однажды шагнул Левон, а дверь за собой открытой оставил…

И не столь уж значимым становятся исторические обстоятельства или ситуации, в которых Человек, высвеченный Левоном Осепяном, обрывает ту или иную струну. Лично ты прожил с ним этот путь, ты приобрел опыт и знание, но ты у себя остался и еще имеешь возможность продлить свой полет… И потому, даже прожив чей-то трагический сюжет, не остается горечи или чувства необратимой потери. Дыхание стало свободней, и видно, куда лететь.

Прошла грозовая туча, а воздух особенно чист и ясен после грозы…


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Юбилей»]
Дата обновления информации (Modify date): 17.02.13 19:44