ИКР

Юлия Куликова

Меценатство как культура личности: от наследия к преемственности

Если мы говорим о частной благотворительности, то данный сектор в России достаточно узок, превалирует корпоративная благотворительность, свою нишу в которой долгие годы занимают ведущие государственные транснациональные корпорации и холдинги. Но и среди них успешно действует не более 20 частных фондов.

Безусловно данная картина присуща только России, если проводить оценку благотворительной деятельности, например, в США и Западной Европе, то следует сказать о том, что на сегодняшний день создано более 10 тысяч частных фондов. Две трети из них созданы на средства, оставленные по завещанию. Здесь активно прослеживается роль института гражданственности и преемственности поколений. Достаточно вспомнить всеми известную фразу американского филантропа и мультимиллионера Эндрю Карнеги: «Богатство надо успеть потратить на добрые дела. Умирать богатым стыдно – надо успеть при жизни потратить деньги на добрые дела». Эту точку зрения на Западе разделяют многие: частная благотворительность там – дело обычное и почетное, зачастую состоятельные люди значительную часть своего капитала передают в благотворительные фонды, а наследникам оставляют лишь необходимый «прожиточный минимум».

В моральном аспекте такой незначительный по доле сектор частной благотворительности в России вызван недоверием граждан: большинство граждан мало знают о реальной помощи, которую оказывают благотворительные организации, и не верят в то, что переданные им деньги дойдут до тех, кто в них нуждается. Часто частная благотворительность в России носит анонимный характер. Тем не менее, и в нашей стране отдельные граждане и даже целые семьи принимают какие-то проблемы настолько близко к сердцу, что даже решаются на создание специальных фондов для их решения.

Безусловно большое значение для развития благотворительности имеет духовный уровень и настроения всего общества. Важно сегодня развивать гражданские инициативы в отношении формирования вовлеченности граждан в благотворительную деятельность, создавать прозрачные социальные инструменты, нацеленные на диалог общественности, профессиональных благотворительных организаций и власти на предмет формирования и развития стратегии воспитания социальной ответственности современного активного населения – молодого поколения через благотворительную деятельность и волонтерство.

Следует отметить, что несмотря на то, что современные институты благотворительности, меценатства и спонсорства в России постепенно развиваются, этот процесс проистекает, к сожалению, достаточно медленно. В настоящее время эти источники финансирования покрывают не более 2% расходов организаций сферы культуры и искусства. По данным социологических исследований, на театральное искусство приходится 38%, на музыку – 30%, на музеи – 10%, на издательскую, выставочную и прочую деятельность – 22% от общего объема спонсорской помощи. При этом разовая помощь составляет 69%, в то время, как постоянная – лишь 31%.

Безусловно данный вопрос очень сложный! И банальных решений быть не может! Но проблему нужно начинать решать уже сейчас в стране, если мы ставим перед собой целью уверенно заявить о себе на мировом пространстве, интегрироваться как в экономическом, так и в социокультурном пространстве. На мой взгляд, необходимо начинать проводить системную работу с детьми и молодежью в возрасте от 14 лет на предмет воспитания социальной ответственности и гражданственности через культурное и духовное наследие, через создание целостного института приобщения к благотворительной и волонтерской деятельности.

В своей деятельности часто сталкиваюсь с пассивным отношением молодежи к социальным проблемам и их решению ввиду недостаточной проработанности данных социальных вопросов на уровне СМИ и общественности! Следует освещать важность частной благотворительности как фактора социальной ответственности гражданина, милосердия как важнейшей нравственной черты, взаимной ответственности, кооперации в решении проблем как себя, своей семьи, так и нуждающихся людей. Важно оградить молодое поколение от стратегии индивидуализма, которая сегодня, к сожалению, превалирует в нашем обществе. Все это, на мой взгляд, следует решать на базе основных компонентов культуры уважения корней (наследия) и преемственности.

Россия – страна с величайшей, сложной и достойной историей и традициями, сегодня нам важно сохранить наше культурное и духовное (нравственное) богатство, сумев доступными для современного молодого поколения социальными инструментами донести эту значимость и дать возможность развивать, развиваться и созидать в построении гражданского общества России будущего!

Обратимся к вопросу вовлечения бизнеса в культурные проекты и приоритета развития данного направления для инновационной экономики современной России, ориентированной на социальную ответственность.

Так выгодно ли создавать бизнес в культуре?

Инвестиции в культуру – это не просто хорошее дело или правильная гуманистическая инициатива. Это еще и с экономической точки зрения самое выгодное на сегодняшний день предприятие! Люди устали от серой жизни, они делают «заказ» на социализацию, просвещение, культуру. Вот-вот ситуация с культурой в стране переломится и быть некультурным человеком будет «не модно». Тренд диктует бизнесменам стратегию инвестиций, и мы предлагаем Вам краткий обзор самых интересных и перспективных объектов.

«Стрелка»

На первый взгляд это учебное заведение призвано стать очередным модным местом, которое будет привлекать не творческую интеллигенцию, а московскую золотую молодежь. Кроме учебного центра, «Стрелка» включает в себя еще и клуб, и открытую террасу с видом на Москву-реку: слева – памятник Петру Первому, работы Зураба Церетели, спереди – Храм Христа Спасителя, восстановленный по проекту того же Церетели, справа – Кремль, созданный зодчими XV века. Институт расположен на территории кондитерской фабрики «Красный октябрь», в месте, которое раньше на карте обозначалось как «Болотный остров», а сейчас с легкой руки застройщиков должно стать «Золотым островом».

Российские бизнесмены планировали сделать из бывших цехов «московское Сохо». В планы девелоперов входило строительство модных лофтов – жилых помещений с десятиметровыми потолками, без перегородок, по цене до 20 тысяч долларов за квадратный метр. Кризис скорректировал планы застройщиков, которые к намеченному сроку в 2010 году сдать помещение не успели, но не помешал реализовать на месте фабрики другой проект. Новые медиа, архитектура и дизайн формируют единое творческое пространство. Удачный опыт подобных проектов в Нью-Йорке убеждает в актуальности «Стрелки». И это не единственный проект в области творчества и воспроизводства культуры. Совершенно реально сделать пейзаж вокруг красивее, а общество – гуманнее. Правда, как именно бизнес поможет сделать общество более гуманным, пока вопрос, который нуждается в отдельном разговоре.

«Стрелка»

«Стрелка»

«Стрелка»

ART

Превратить бывшие цеха в культурно-образовательный центр в российской столице пытаются не впервые. Бывший завод «Арма» в районе Курского вокзала стал площадкой для модного клуба и галереи «Газгольдер». На фабрике технических бумаг «Октябрь» появился выставочный зал «ПRОЕКТ_FАБRИКА». В цехах шелкоткацкой фабрики «Красная роза» и бывшей Московской ситценабивной фабрики открыты офисы, кафе, магазины, центр дизайна Artplay. В помещениях пивного завода «Московская Бавария» – арт-центр «Винзавод». Опыт этих проектов показывает – если предлагать небанальные решения, то можно обойтись небольшим количеством людей и средств.

Сейчас начался новый этап в развитии социальной и культурной сферы жизни города. А новое время требует и новых подходов, методов и форм деятельности. С началом нового этапа город будет задействовать как можно больше представителей малого и среднего бизнеса для развития социокультурной сферы столицы, поскольку многие предприниматели хотят и могут вкладывать деньги в развитие культуры и искусства.

ЦПКиО имени Горького

В 2011г. в ЦПКиО имени Горького началась масштабная модернизация парка, ему была возвращена популярность среди туристов и москвичей, сохранив при этом его историко-культурную ценность и сделав доходным предприятием. В парке заработал пляж, появилась возможность пользоваться интернетом, вход в парк стал бесплатным. Вывели аттракционы, позвали общепит, платят арендную плату. Мелкий бизнес, но работает. Обновляемый Центральный парк культуры и отдыха начинает постепенно становиться экономически эффективным. На сегодняшний день парк им. Горького зарабатывает 100 млн. рублей. Помимо собственных доходов, на реконструкцию парка Горького будут тратить по 2-3 млрд. руб. ежегодно.

Он получает эти деньги, тратит на своё развитие и становится только лучше.

Вход в ЦПКиО имени Горького

В ЦПКиО имени Горького

ВВЦ

ВВЦ хотят превратить в современный выставочно-культурный центр за 1,5 млрд. долларов с гостиницами, гольф-клубом и музеем бабочек. Всероссийский выставочный центр ждут большие перемены — руководство комплекса объявило о начале его реновации. В проект будет вложено 1,5 млрд. долларов, и на выходе, по задумке авторов, должен получиться еще более всероссийский выставочный центр, чем сейчас. Пока же на ВВЦ торгуют игрушками, гадают по фото, показывают портрет Леонида Якубовича из гречневой каши и ракету, которая никогда не полетит.

В этой и прошлой статье мы рассмотрели теорию и практику взаимоотношений бизнеса и культуры в современных реалиях. Есть здесь множество плюсов и минусов. Тем не менее, рынок открыт для входа – это факт. Есть реальные перспективы, площадки и «заказ» общества. Есть благосклонная позиция государства. Эти «три кита» позволят нашему бизнес-сообществу освоить новый горизонт, обществу получить желаемое, а государству повысить доходы и избавиться от сомнительных активов.

Способствовать эффективному взаимодействию бизнеса и культуры, в первую очередь, должно государство. Насколько бизнес может повлиять на позицию государства и развернуть его к культуре?

В современной России можно столкнуться лишь с двумя формами взаимодействия российского бизнеса и учреждений академической культуры: либо это своего рода товарно-денежные отношения, которые выражаются в простой системе «деньги музею = PR инвестору». Второй вариант – это веление души предпринимателя-мецената. Но сейчас и предприниматели, и деятели культуры заговорили о необходимости новой модели сотрудничества. В ее основе – солидарная ответственность бизнеса и культуры за базовые ценности общества, от которых зависит его будущее и перспективы бизнеса и культуры.

Бизнес заинтересован в высоком уровне корпоративной культуры.

Предприниматели, исходя, прежде всего, из стратегических целей бизнеса, должны понимать, что планомерное развитие компаний в условиях глобальной конкуренции возможно только в том случае, если их сотрудники будут людьми культурными. Быть культурным – не означает способность отличать импрессионистов от передвижников. Большинство бизнесменов предпочитает, чтобы их работники были знакомы с произведениями искусства – носителями общечеловеческих ценностей. Управленческий опыт говорит о том, что культурный человек работает прежде всего эффективно. Предприятия, сформировавшие осознанное отношение к культурному уровню своих сотрудников, задают высокую планку на этапе отбора, оценивая культурность соискателя.

В определении культуры человека и формировании требований к работникам необходимо стремиться к гармонии – сотрудник должен не только отличать Чайковского от Бетховена, но и вести себя по совести, быть в ладу с самим собой и воспринимать общечеловеческие ценности. Потребность в эстетическом продукте воспитывает очень креативного работника на любом рабочем месте, начиная с токаря и заканчивая людьми, которые трудятся в творческих сферах. Качество нематериальных активов – один из факторов успешного ведения бизнеса. Сегодня предприниматели понимают, что инвестиции в персонал не менее важны, чем в материальные активы компании.

Учреждения культуры должны сделать сотрудничество выгодным для бизнеса.

Возьмём прагматичную плоскость, поставив вопрос о конкретных выгодах, которые предприниматели могут получить от сотрудничества с заведениями культуры, и о том, как можно измерить эффективность таких вложений. Нельзя просто отдавать деньги, а потом смотреть, что будет. Необходимо готовить будущее поколение, чтобы оно училось пользоваться этой культурой. Необходима мотивация для бизнесменов на вложение средств в заведения культуры. Важна позиция культурного учреждения в рыночных отношениях. Многие заведения культуры до сих пор не умеют просчитывать свои потребности и рационально распределять средства. Создавать выгоду для бизнесменов от вложений в культуру – это задача всех культурных заведений в современных рыночных условиях. Для малого и среднего бизнеса выгодой от вложений в культуру может стать PR.

Государство может стимулировать бизнесменов вкладываться в культуру с помощью экономических рычагов.

Способствовать эффективному взаимодействию бизнеса и культуры, в первую очередь, должно государство. Насколько бизнес может повлиять на позицию государства и развернуть его к культуре? Сейчас правительство определило приоритетные направления в развитии государства. Свердловская область – единственный регион в России, который к четырем первостепенным направлениям добавил еще и культуру. Сейчас многие тратят большую часть своих денег лишь на обустройство быта и очень мало оставляют на посещение заведений культуры. Нужно сделать так, чтобы человек захотел и мог больше тратить на культурные мероприятия. Сегодня немало людей, к сожалению, по финансовым возможностям не могут себе позволить часто ходить в такие заведения. Правительство пока не создает условия для роста материального состояния граждан, чтобы они могли повысить и свою культурность. Сейчас развитие бизнеса достигло такого уровня, что он может помочь государству сформулировать приоритеты развития культуры.

Если власть хочет подтолкнуть бизнес к культуре, следует дать предпринимателям, поддерживающим культуру, льготы. И компании, не желающие вкладываться в эту сферу, придут к ней таким экономическим путем. Но есть еще реальные рычаги, которыми можно изменить вопрос инвестиций в культуру.

ВВЦ

ВВЦ

ВВЦ


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Меценатство»]
Дата обновления информации (Modify date): 28.01.13 19:39