Чешско-российские культурные связи

Йиржи Клапка

Николай Васильевич Гоголь в Чехии, художник Михаил Бромберг

Николай Васильевич Гоголь бывал на чешской земле неоднократно. Его произведения в Чехии быстро завоевали сердца читателей и театральных зрителей, причем многие и сегодня входят в число наиболее популярных сценических постановок.

Впервые Гоголь приехал в Чехию по приглашению своего друга, журналиста и писателя Михаила Петровича Погодина. Гоголь прибыл в Марианские Лазни после лечения в Италии в июле 1839 года и был восхищен здешней природой. Обществу отдыхающих он предпочитал прогулки в лесу. После отъезда Погодина, с которым он проводил немало времени, Гоголь начал размышлять над своими произведениями, причем весьма плодотворно: собрал много материалов к образам «Мертвых душ», работал над повестью «Шинель» и драмой «Выбритый ус». В последующие годы он побывал в Карловых Варах, Есенике и Праге. Он был знаком с деятелями чешского и словацкого национального движения, известными как «будители», – Вацлавом Ганкой и Павлом Йозефом Шафариком, автором восхитившего его исторического труда «Славянские древности». За первыми упоминаниями о Гоголе в журнале Kvety в 1837 году последовали переводы Карла Гавличка Бо(р)овского, а затем и других известных чешских литераторов: Йозефа Вацлава Фрича, Вилема Мрштика, Богумила Прусика, Богумила Матесуса, Станислава Минаржика, Петра Кржички, Павел и Ольга Бояры, Ярмила Фромкова, Зденек Малер, Леош Сухаржипа и многие другие – список состоял бы из более чем 30 имен, не говоря об участниках Гоголевских чтений (подробнее – в Словаре русско-чешских литературных связей, под ред. М.Заградки, Oftis 2008).

Тема «Гоголь и чешский театр» могла бы составить основу большой книги. Пролистав «Историю чешского театра» или «Ситуацию в чешском любительском театре», можно насчитать тысячи постановок этого популярнейшего драматурга, осуществленных на любительских и профессиональных сценах Чехии. Определенная статическая выразительность гоголевских персонажей вдохновляла и на создание кукольных спектаклей. В золотой фонд чешского театра вошли работы Ивана Выскочила, роли, сыгранные Карелом Гашлером, Ладиславом Пешеком, Яном Пивцом, Сашей Рашил(о)вым, Олдржихом Новым, а также легендарная режиссура «Ревизора» Ярослава Квапила, Йиржи Фрейки, Йиндржиха Гонзла, Яна Качера с Олегом Табаковым или Петра Лебла.

Незабываемым явлением стал кинофильм «Ревизор» Мартина Фрича с Властой Бурианом, а также ряд радио- и телепостановок, например, великолепная «Женитьба» с Борживоем Навратилом и Яном Тржиской.

Немало было поставлено по Гоголю и музыкальных спектаклей: «Майская ночь» Н.А.Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» М.П.Мусоргского, «Черевички» П.И.Чайковского, «Нос» Д.Шостаковича, «Тарас Бульба» Л.Яначека, «Женитьба» и «Ревизор» Б.Мартину.

В ознаменование 100-летия со дня смерти Н.В.Гоголя в 1952 году театру в городе Марианские Лазни было присвоено имя этого великого русского писателя и драматурга.

Михаил Ромберг и гоголевская мистика

Гоголь своим творчеством вдохновил немало художников, его произведения выходили в Чехии с иллюстрациями самых известных мастеров, таких как, Венцеслав Черны, Цирил Боуда, Властимил Рада, Ян Зрзавый, Франтишек Тихий, Адольф Борн, Владимир Тесарж.

Но больше всего творчеством Гоголя занимался художник русского происхождения Михаил Ромберг. Он создал более 800 иллюстраций к «Мертвым душам», большинство из которых представил на выставке в 1943 году в художественной организаци Umelecka beseda. Благодаря этой выставке он был принят в организацию. Книги с этими иллюстрациями вышли в 1947 и 1948 годах, в другой художественной трактовке – в 1969-м. Ромберг иллюстрировал «Петербургские повести», «Тараса Бульбу», «Портрет», был оформителем спектаклей «Ревизор», «Женитьба» и «Игроки», а среди многочисленных иллюстраций к сборнику «Мужицкий Декамерон, или Веселые и печальные истории» можно отметить иллюстрации к «Вечерам на хуторе близ Диканьки» и «Миргороду».

Михаил Ромберг родился в 1918 году в Полтаве, всего в паре верст от Сорочинцев, где за 109 лет до него родился Гоголь. Его родители, Борис и Инна, оба художники, приехали в Полтаву из Петербурга. Отец принимал участие в исследовательских экспедициях, в частности, как художник-документалист и археолог был со Свено(м) Гедином в пустынях Каракумы и Кызылкум. В 1925 году семья эмигрировала в ЧСР, в прикарпатский Мукачев. Сын Михаил был записан в Русскую реальную гимназию в Моравском Тржебове, где провел 10 лет. С родителями Михаил виделся только на летних каникулах. Приехал учиться в Моравскую Тржебову и его младший брат Борис. Курс гимназии братья не окончили: Борис отправился в православный монастырь в Ладомирове в Восточной Словакии, а Михаил – в Прагу (1935), где окончил среднюю Художественно-промышленную школу под руководством профессоров Зденека Кратохвила и Франтишека Киселы.

Через эту известную школу прошли многие знаменитые чешские художники, вместе с Михаилом учились Арношт Падерлик, Павел Форман (старший брат знаменитогорежиссера Милоша Формана) и Ота Янечек. Михаил Ромберг в Праге поддерживал связь со своими бывшими одноклассникам из Моравской Тржебовы, вращался в русских эмигрантских кругах, был членом организации «Витязь». В этот период он также занимался иконописью, которую изучал в Ладомирове, когда навещал брата Бориса, участвовал в работе над фресками храма Успения Пресвятой Богородицы в Праге на Ольшанах и в храме святых Петра и Павла в Карловых Варах.

Младший из братьев Ромбергов, Святослав, в этот период учился в Русской гимназии в Праге. В 1944 году Михаил с братом отправился в Словакию, принял участие в Словацком национальном восстании и впоследствии примкнул к партизанам. При освобождении Чехословакии он сотрудничал с Советской армией в качестве переводчика, однако летом 1945 года был отправлен в СССР. В Будапеште ему удалось сбежать и вернуться в Брно, где он некоторое время скрывался. Вернувшись в Прагу, он почти полностью прекратил отношения с русскими эмигрантскими кругами. Его овдовевшая мать осталась в Подкарпатской Руси, которая стала частью СССР как Закарпатская Украина. Всего дважды (в 1960-х годах) ей была разрешена поездка к сыну в Прагу. Борис и Святослав эмигрировали в Америку и больше с семьей не виделись.

Отказавшись от контактов с русскими эмигрантами, Михаил Ромберг пытался влиться в чешское общество. Он последовательно подписывался как Михаэл, всерьез рассказывая друзьям, что его предки – судовладельцы голландского происхождения, в частности – Ван Ромберг, приехавший в Петербург во времена Петра I. И активно занимался книжной иллюстрацией. В последующие годы он проиллюстрировал более 200 произведений не только русских, но и чешских авторов, а также сборники сказок (чешских, словацких, испанских, русских, болгарских), сказок Андерсена, фольклорные сборники, учебники русского языка и многое другое.

В 1950 году Ромберг женился на художнице Дагмар Кунзовой, которая потом вместе с ним работала в области книжной графики. С 1952 года он начал сотрудничество с пражским Национальным театром – и начал с гоголевской «Женитьбы». Как оформитель он участвовал во многих постановках русской классики: драматических спектаклях «Волки и овцы», «Враги», «Плоды просвещения», «Вишневый сад», балете «Щелкунчик», операх «Война и мир» и «Борис Годунов». Всего на его счету оформление почти 60 спектаклей не только в Праге, но и в Брно, и в других чешских и моравских городах.

В 1956 году Ромберг начал преподавать на кафедре сценографии Театральной академии музыкального искусства в Праге, а также как внештатный педагог в Братиславе. С 1957 года началась его работа в кино (Ztracenci – «Потерянный»), в последующие годы он работал в фильмах «Здоровенный мужик» (Chlap jako hora), «Злая ночь» (Zla noc), «Человек под водой» (Clovek pod vodou), «Крылья» (Kridla; вторая премия в Каннах), участвовал в создании мультфильма «Петрушка» (Petruska). Не обходились без него и телепостановки русской классики, например, повестей Чехова, «Вассы Железновой», «Тараса Бульбы» и других.

В 1963 году в семье Ромберг родилась дочь Анна. В 1968 году Михаил Ромберг стал доцентом кафедры сценического костюма Театральной академии музыкального искусства, а затем занял пост завкафедрой сценического оформления. Этот всесторонне одаренный и трудолюбивый художник создал гобелены для актового зала Каролинума, гобелен «700 лет горному делу» и «История текстиля», а также мозаику на Колоннаде Дружбы в Карловых Варах. В мае 1982 года Ромберг получил звание Заслуженный художник, а 15 июня скончался в возрасте 64 лет. Через пять лет после его смерти состоялась посмертная выставка в Хебе, а затем о Ромберге долго не было слышно.

Поразительные случайности

Я люблю книги, иллюстрированные Михаилом Ромбергом, особенно русские сказки, русские былины, «Мужицкий Декамерон», гоголевские «Мертвые души» и «Петербургские повести», лесковский «Очарованный странник» и стихи Пушкина. И вот удивительный случай – мимолетное знакомство с дочерью художника Анной. Потом мы несколько лет не виделись.

Осенью 2007 года я впервые оказался в квартире на Малой Стране, где несколько месяцев назад скончалась мать Анны, Дагмар. Из окна открывался романтичный вид на Карлов мост, обрамленный разноцветными листьями в лучах теплого осеннего солнца, отмель с лебедями, сверкающую Влтаву. Я впервые получил возможность увидеть наследие художника и восхититься оригиналами иллюстраций, их точностью, фантазией и красками, подержать в руках прекрасные акварели – наброски театральных костюмов для лучших чешских актеров: Зденека Штепанека, Ладислава Пешека, Мирослава Горничка, Борживоя Навратила и для супруги Карела Чапека, актрисы и писательницы Ольги Шайнпфлуговой.

Были там папки с макетами оформления ведущих чешских театральных сцен, фильмов, телепостановок, папки с оригиналами моих любимых иллюстраций и этюдов. Красота, фантазия, мастерство. Я задумался: почему об этом никто не знает, почему его творчество недостаточно выставлялось, почему оно не включено в контекст послевоенного чешского искусства, в развитии которого Ромберг принимал участие в течение более чем 40 лет? Постепенно я находил ответ. В определенной степени этому способствовала узкая специализация его интересов – книжная иллюстрация и сценическое оформление, которые находят путь к читателю и зрителю без помощи выставочных залов. Но главной причиной было своеобразие его творчества, истоки которого можно найти как в чешской художественной традиции, так и в украинской и русской культуре и изобразительном искусстве. Его творчество не подчинялось программам чешских художественных объединений и творческих групп.

И вот осенью 2007 года я пообещал дочери художника Анне, что попробую оживить интерес к творчеству ее отца. И мне очень приятно, что ромберговский сказочный ключ легко открывал все двери, и к его творчеству обратился целый ряд деятелей чешской и русской культуры.

Год Ромберга начался выставкой в Театре оперы и балета в Усти-над-Лабем в марте 2008 года. Состоялись также выставки в замке Вевержи, на театральном фестивале FEMAD в Подебрадах, на книжной ярмарке в Галичкувом Броде и в ряде других мест, включая Национальную библиотеку. Был издан каталог и календарь, глава о Михаиле Ромберге вошла в книгу «Дом в изгнании», чешская и русская пресса публиковала статьи о Ромберге, информация прошла также на Чешском радио.

Ведущие художники и ученые приняли участие в 12 выставках, которые при поддержке Министерства культуры ЧР состоялись в рамках Года Ромберга. Это произошло в год, когда мы отмечали 90 лет со дня его рождения и 90 лет образования Чехословакии, которая всегда помогала беженцам, предоставляла им безопасность и возможность образования. Многие из них своим трудом вернули этот долг сполна. Михаил Ромберг – один из таких светлых примеров. Среди его учеников был известный чешский актер и режиссер Ян Качер, который на одной из выставок сказал: «Художественное влияние Михаила Ромберга растворилось в работах его учеников, как сахар в чае. Подсластил и исчез. Исчез? Нет! Как сказал классик, Бог милостиво отражается в добром учителе».

Есть в этом бесспорная радость – находить клады в антикварных лавках, постепенно открывать археологические слои прошлого, но самое большое счастье – встречать интересных людей. С крупнейшим специалистом по русской эмиграции Анастасией Копршивовой я знаком многие годы и уважаю ее эрудицию и глубокие знания. Анна Ромберг познакомила меня с замечательными людьми, братом своей матери доктором Эмилем Кунзом и его супругой доктором Людмилой Кунзовой. Постепенно появились друзья, приятели, спутники Михаила Ромберга: актер Борживой Навратил, сценограф Любош Груза, бывший декан DAMU профессор Ярослав Вос(т)рый, ученые Владимир Кристовский и Власта Смолакова.

Говорят, что Ромберг общался с Марком Шагалом и что даже готовилось совместное издание «Мертвых душ». Сперва, из-за разницы в возрасте художников, в это не верилось, а потом я выяснил, что «Мертвые души» с иллюстрациями Ромберга были изданы в 1947 году, а с иллюстрациями Шагала – в 1948-м. Так что есть вероятность, что это не случайность.

На международной конференции «Диалог культур» в Градце Кралове, где я рассказывал о Ромберге, ко мне обратилась наш ведущий лингвист, многолетний сотрудник кафедры русского языка в Градце Кралове Людмила Рейманкова. Перед Второй мировой войной она с родителями жила в Мукачеве, и там ее и ее брата рисовал Ромберг. Кроме тех детских портретов, у нее дома есть и другие картины. «Простите, пожалуйста, коллега, но это не сходится по годам!» – говорю я. «Но я говорю не о младшем, а об отце», – ответила она. «Как?! У вас дома есть картины Бориса Ромберга?!» – «Да, есть, и я могу их показать и даже предоставить на выставку большую модернистскую картину маслом «Тюльпаны». От такого человек немеет. Мог ли кто-нибудь из ныне живущих видеть, как рисовал Борис Ромберг? Оказывается, мог. Какие еще нас ждут сюрпризы, какие поразительные случайности?..

P.S. Последняя из прошедших выставок под названием «Тема Гоголя в творчестве Михаила Ромберга», которую организовали «Русская традиция», Русско-чешское общество и Чешская ассоциация русистов, состоялась в Доме национальных меньшинств. Она перешагнула в 2009 год и стала первым мероприятием в рамках празднования в Чехии 200-летия со дня рождения Н.В.Гоголя. Затем она пройдет в других городах Чешской Республики, в апреле будет представлена в Москве, а в мае – в Вашингтоне.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Чехия»]
Дата обновления информации (Modify date): 31.01.13 16:39