Своими глазами

Анна Давыдова

По следам Спасителя на Святой Земле

В прошлом году исполнилось, наконец, наше давнее желание посетить Святую Землю. По благословению Владыки Гавриила 17 октября 2011 года группа православных паломников из Флоренции и Рима вылетела рано утром из аэропорта Фьюмичино в Тель-Авив, где к ней присоединилось два священника и девушка, которая смотрела за престарелым священником, вынужденным посещать с нами все святые места на инвалидной коляске. А в Иерусалиме, несколько дней позже, к нам присоединилось еще три человека из Флоренции и Парижа на три дня, таким образом, в Иерусалиме нас оказалось 35 человек.

Прилетели в аэропорт Бен Гурион без помех, но зато потеряли массу времени из-за ставшего уже обычным долгого и скучного контроля и в ожидании самолета из Москвы. Но всё, слава Богу, обошлось без особых приключений и неприятностей, и мы разместились в ожидавшем нас автобусе с гидом, чтобы отправиться в Яффу, в русский Монастырь святого Петра и праведной Тавифы, которую воскресил апостол Петр. Монастырь произвел на нас замечательное впечатление. Этот огромный участок был приобретен Русской Духовной Миссией в XIX веке, а храм был освящен в 1893 году при участии архимандрита Антонина Капустина, начальника Миссии. Помимо однокупольного храма с высокой колокольней, там построены две часовни, в одной молятся о здравии живых, а в другой – об упокоении усопших, обитель и многие другие здания. (фото 9) В глубине участка находится древняя пещера, где похоронена праведная Тавифа. Все утопает в зелени и цветах и здесь царят молитва, тишина и покой, полный порядок и чистота. Поскольку мы потеряли много времени в аэропорту, то у нас не оставалось времени на посещении города Лидда, современного Лода, где все надеялись поклониться Святому Великомученику Георгию, то нас отвезли сразу же в Вифлеем, куда прибыли уже вечером. После ужина небольшая группа отправилась пешком к храму Рождества Христова по ночному Вифлеему. Интересно было увидеть освещенный храм седьмого века на Площади Манджер, т.е. Яслей, а напротив него большую мечеть с высоким минаретом.

9. Монастырь св. Петра и праведной Тавифы в Яффе

На следующий день рано утром вся группа в сопровождении наших трех священников и гида пошла в храм Рождества Христова, где, к нашему великому счастью, смогла присутствовать на Божественной Литургии, совершенной русским духовенством в самой Пещере, в которой родился Господь, а затем причаститься Святых Тайн в верхнем храме. Весь храм, вся намоленная атмосфера, драгоценные иконы, среди которых древняя икона Вифлеемской Божьей Матери «Улыбающаяся», создали неописуемое благодатное состояние. После Литургии осмотрели храм с подробным объяснением нашего прекрасного гида, затем удалось посетить только Пещеру блаженного Иеронима Стридонского, переводчика Библии на латинский язык, поскольку остальные пещеры, к сожалению, были закрыты на реставрацию. (фото 10)

10. А.Давыдова у первого входа в Вифлеемский Собор

Прежде чем перейти к дальнейшему описанию нашего паломничества по Вифлеему и его окрестностям, хотелось бы сказать всего лишь несколько слов о городе. Когда-то это был маленький провинциальный город, куда Иосиф и Марии пришли на перепись, поскольку были из рода царя Давида, но не найдя места в гостинице, остановились в пещере, где обычно содержали скот или употребляли ее под склад. В этой пещере и родился будущий Спаситель мира. Теперь же Вифлеем настолько разросся, что почти слился с Иерусалимом, и разделяются оба города границей, при переходе которой происходит постоянный контроль. Мы его тоже не избежали, хотя лично нас не проверяли, об этом заботились водитель и гид. Город стоит на холмах, дома строятся из иерусалимского белого камня, деревьев и цветов довольно мало. Сразу же замечу, что нам ни одного города не удалось посмотреть, как следует, поскольку времени в паломничестве не так много, а посещать нужно было много святых мест. А ввиду того, что отношения между Израилем и Палестиной в тот период ухудшились, мы не смогли посетить все намеченные в программе места, к нашему большому разочарованию.

После завтрака в гостинице мы отправились, на автобусе, на Поле пастухов. По дороге заехали в магазин сувениров «Добрый Пастырь» (Good Shepherd’s Store по-английски), хозяева которых палестинские арабы-христиане, где смогли купить иконы, кресты и другие сувениры. Многие предметы искусно сделаны из местных оливковых деревьев. (фото 11) Следующей нашей остановкой оказался Русский храм святителя и чудотворца Николая Мир-Ликийского в городке Бей Джала, построенный на месте, где святитель Николай жил во время своего пребывания на Святой Земле. Его келья находится под главным алтарем. Помолившись и поклонившись мощам великого святого, мы отправились на Поле Пастухов в Бейт Сахур, где посетили великолепный греческий храм, весь расписанный в современном македонском стиле с интересным деревянным паникадилом, Крипту захоронения евангельских Пастухов, раскопки и остатки храма, построенного святой Еленой в IV веке. Здесь же сохранился ствол (сухой) оливкового дерева – свидетеля события, когда на этом поле Ангелы возвестили пастухам о рождении Спасителя: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение».

11. Изделия из оливкового дерева: Распятие и Рождественские ясли, Палестина

Продолжаем наше паломничество по дорогам Иудейской пустыни в направлении Лавры Саввы Освященного, одного из важных центров палестинского монашества со строжайшим уставом. По дороге остановились перед Монастырем святого Феодосия, где пересели на маленькие автобусы и по узенькой витиеватой дороге, идущей вверх и вниз, мы, наконец, прибыли к Лавре. (фото 12) Савва Освященный, грек по происхождению, родился в Каппадокии. Став в ранней молодости монахом, он приехал на Святую Землю и поселился в пустыне в пещере на склоне Кедронского ущелья и потока. Постепенно вокруг него стали селится другие монахи. Сам монастырь был создан в VI веке, и в нем подвизались многие будущие святые. Упомянем святого Андрея Критского, автора известного Покаянного канона, и святого Иоанна Дамаскина, одного из отцов Церкви, написавшего много гимнов и богословских трудов. По прибытии в Лавру нас ожидал большой сюрприз: в нее могли войти только мужчины, а женщинам оставалось взойти на гору святой Нонны, матери святого Саввы, которую, кстати, он тоже не впускал в обитель. Она молилась и видела сына с этой горки, напротив монастыря, где для женщин, в основном, для матерей монахов и отшельников, была построена гостиница в виде башни, существующая до сих пор. Несколько разочарованные мы разместились в специально приготовленном месте в тени деревьев, где арабы угостили нас чаем со сладостями, но предварительно один из монахов вынес нам святыни для почитания. Затем мы поднялись на гору, чтобы посмотреть на монастырь, уходящий вверх по склонам гор, на виднеющиеся вдали многочисленные пещеры, на Кедронский поток, журчащий далеко внизу. Где-то вдали виднелись хижины бедуинов. Итак, на солнцепеке мы провели добрых два часа, ожидая наших батюшек и мужчин. Интересно заметить, что все монастыри на Святой Земле выглядят неприступными крепостями, поскольку вынуждены были защищаться от набегов врагов и кочевников.

12. Монастырь преп. Саввы Освященного в Иудейской пустыне

Следующим этапом был монастырь святого Феодосия Великого, тоже в Иудейской пустыне и тоже крепость за высоким каменным забором, но на ровном месте. Святой Феодосий, современник святого Саввы, прибыв на Святую Землю, поселился в пещере, в которой, по преданию, останавливались волхвы после поклонения Новорожденному Младенцу Иисусу. Здесь им было откровение во сне не возвращаться к Ироду. В этой пещере, ставшей частью монастыря, были похоронены святой Феодосий и его мать, а также матери святых подвижников пустыни Саввы, Космы и Дамиана, Иоанна Мосха и других. В XII веке в этом монастыре остановилась св. Евфросиния Полоцкая, где она и умерла и была похоронена. Позднее ее мощи были перевезены в Киев, а затем в Полоцк. В самом храме нас поразил образ святого основателя своим неземным светлым, я бы даже сказала, светящимся ликом. Какой великой чистоты должен был быть этот великий святой!

Второй день нашего паломничества закончился посещением Мамврийского дуба в Хевроне. К сожалению, туда мы прибыли уже в темноте и смогли увидеть только старый высохший дуб, а сам Монастырь Святой Троицы был уже закрыт. Кстати, вокруг сухого дуба, проросли его «дети». В Израиле и в Палестине в период нашего пребывания день кончался довольно рано и после четырех или пяти часов вечера наступала темнота. История Мамврийского дуба связана с Авраамом, который жил на этом месте, и где ему было явление Бога в виде трех Ангелов. (фото 13) Этот случай прекрасно написан Рублевым на иконе Пресвятой Троицы. История приобретения этого участка архимандритом Антонином Капустином необыкновенна, но в рамках нашего рассказа невозможно описать всё, поэтому мы ограничиваемся лишь кратким описанием десяти дней, проведенных нами на Святой Земле. Вернулись мы в Вифлеем уставшие, но полные впечатлений и размышлений.

13. Мамврийский дуб в Хевроне

На следующий день рано утром мы снова пересекли палестино-израильскую границу и приехали в местечко Катамон, в греческий монастырь святого Симеона Богоприимца, построенный на месте дома с садом главного из 70-ти переводчиков Библии на греческий язык. В храме, в левом приделе, находится его гробница. Предание говорит о том, что при переводе Книги пророка Исаии Симеон усомнился в пророчестве о рождении Эммануила от Девы, и тогда явился ему Ангел, предсказавший, что он не умрет, пока не увидит Младенца, Сына Божьего. Вспомним праздник Сретения Господня и слова, произнесенные старцем: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое...». Охваченные каким-то необъяснимым чувством, мы снова прошли через прекрасный парк, разбитый вокруг монастыря, к автобусу, чтобы вернуться в Иерусалим, который мы уже пересекали рано утром, и посетить монастырь-крепость Святого Креста.

История его очень интересна, постараемся вкратце ее рассказать. Он построен на месте, где Лот после покаяния перед Авраамом за прелюбодеяние с собственными дочерьми, получил от него для епитимии три посоха из кипариса, сосны и кедра, которые Авраам получил от Ангелов. Лот посадил их в долине, кстати, недалеко от Геенны, и усиленно поливал многие годы. Три посоха проросли и слились в одно дерево, что было знаком прощения Лоту за его грехи. (фото 14) При строительстве Соломонова храма его не могли использовать, поскольку всякий раз оно чудесным образом меняло свои размеры и, посчитав его за греховное дерево, спилили и положили в Силоамскую купель, где оно пролежало 700 лет. Из него-то фарисеи и приказали сделать крест для распятия Спасителя. Монастырь когда-то принадлежал грузинам, в храме все еще видны некоторые надписи по-грузински, а затем он был продан грекам. В нем когда-то жил, умер и был похоронен Шота Руставели, и на одной из колонн храма изображен коленопреклоненный великий грузинский поэт. При входе в эту крепость гид обратил наше внимание на висевшую длинную деревянную доску, объяснив, что оно называется «било», в которое монахи бьют для сбора на молитву и на все другие важные события. Над входом в храм висит большая икона с изображением Лота, поливающего объединенное дерево с проросшей листвой.

14. Иерусалим, Монастырь Святого Креста: икона «Лот поливает дерево, проросшее из трех посохов»

Осмотрев и помолившись в этом довольно бедном и нуждающемся монастыре, мы отправились в далекое путешествие через Иудейскую пустынь в Египет на Синайский полуостров в Монастырь святой Екатерины. Удивительны пустыни в Израиле и Палестине, которые меняют свой ландшафт по мере нашего продвижения на юг. Перед нашим взором, причем головы поворачивались то одну сторону, то в другую, и удивлению не было конца, следовали такие библейские места, как Кумран, место нахождения свитков с фрагментами рукописей из Ветхого Завета, Масада и другие места, чередовавшиеся с поселениями бедуинов, кибуцами и пальмовыми рощами с одной стороны. А с другой – Мертвое море, растянувшееся на многие километры с его соляными залежами и современными гостиницами и целебными термами в районе библейского Содома. Так и хотелось все запечатлеть на пленку. Далее путь шел по удивительной красоты Вади аль Арабах и затем через пустыню Негев до курортного города Эйлат на Красном море. Не доезжая до Эйлата, нам предоставили возможность отдохнуть от долгого сидения в автобусе и перекусить в небольшом туристическом местечке, а также приготовиться и взять с собой самые необходимые вещи для двухдневного пребывания на Синае, как посоветовал наш гид, имея в виду пеший переход через границу и возможный там контроль. Однако, как оказалось потом, такая осторожность была излишней. По другую сторону, как Мертвого моря, так и Красного, виднелся гористый берег Иордании. Вскоре за Эйлатом пришлось оставить наш удобный автобус и пешком переходить границу Израиля и Египта. Мы приехали на границу засветло, а вышли с пограничного пункта на Египетской стороне уже в темноте, причем ожидания и нервотрепка были излишними, но что было делать: оказались какие-то проблемы с визами у некоторых из наших паломников. Дальнейший путь по Синайскому полуострову до самого Монастыря святой Екатерины мы проехали в полной темноте. Там нас уже ждали, накормили скромным ужином и распределили по комнатам, причем по 5 человек, мужчин и женщин отдельно. Нас с мужем тоже разделили, но мы оказались в соседних комнатах, к счастью. Усталые все разбрелись по комнатам, но трудно было заснуть от всего виденного и пережитого, а ведь на следующее утро мы должны были вставать очень рано, чтобы до 6 часов попасть в Храм Преображения Господня на Утреню и Божественную Литургию. Обычно в 6 часов утра закрываются двери храма, и никто войти уже не может. Наша гостиница была на внешней территории монастыря, за его крепостными стенами.

Проснувшись рано утром и быстро собравшись, мы всей группой отправились в Монастырь на Божественную Литургию в главном храме Преображения Господня. Войдя в храм, мы ощутили какую-то неземную атмосферу в полумраке, откуда слышались лишь голоса двух греческих монахов читавших и певших по очереди Утреню. Мы, как везде, поставили свечки у икон, подали наши записки на Проскомидию и разместились в пустом храме. У греков обычай зажигать несколько свечей у иконостаса в начале Литургии и гасить их в конце ее, что создает неземную реальность. Высокий трехъярусный иконостас с Распятием наверху богат иконами и инкрустацией по дереву, а верхняя часть апсиды украшена мозаикой, изображающей Преображение Господне. После богослужения нам вынесли на поклонение мощи святой Екатерины Александрийской, и каждый из нас получил в дар по оловянному колечку в память о ней. Затем гид повел нас осматривать монастырь с его библейскими корнями. Прежде всего, мы подошли к Неопалимой купине, к тому горящему, но не сгораемому кусту, из которого Бог говорил с Моисеем. (фото 15) Он был пересажен для того, чтобы над его корнями построить алтарь, и куст продолжает бурно расти. Затем нам показали храм-склеп, в котором хранятся черепа и кости умерших монахов и в особой стеклянной витрине скелет отшельника Стефаноса, жившего в VI веке, одетого в черное монашеское одеяние. За этим склепом находится так называемое кладбище: это маленький клочок земли с шестью могилами, в которых хоронят усопших, а затем по прошествии какого-то времени их выкапывают, моют кости и черепа и складывают в склепе. В монастыре интересный музей-галерея редчайших старинных икон, среди них есть несколько экземпляров энкаустики (т.е. написанных восковой живописью с применением горячих красок), церковной утвари и облачения. Особого внимания заслуживает Библиотека, насчитывающая 5000 книг и 3000 рукописей на разных языках, включая грузинский, армянский и славянский. Она славится своим «Сирийским кодексом» V века, а когда-то здесь хранился «Синайский кодекс», который был взят на выставку в Петербург в 1865 году и уже не вернулся в монастырь, а оказался в Лондоне, в Британском музее, выкупившем его у Советского Союза в 1933 году.

15. Синай, куст «Неопалимая купина» в Монастыре св. Екатерины

После завтрака почти вся группа отправилась на маленьких автобусах к долине Фола, чтобы подняться на 500 или 600 метров высоты до пещеры святого Иоанна Лествичника, настоятеля монастыря святой Екатерины и отшельника, написавшего наставление монахам для достижения Царства Небесного под названием «Лествица», т.е. Лестница, из 33 правил для духовного восхождения. Мы шли пешком полтора часа в одну сторону и столько же обратно, два или три раза останавливаясь на передышку. Мы шли по камням и булыжникам между горами под палящим солнцем, то поднимаясь, то опускаясь. Прошли мимо закрытого поселка бедуинов, где увидели несколько посаженных деревьев. Несмотря на довольно тяжелый путь, мы не могли не наслаждаться открывающимися перед нами видами высоких гор и долин. Наконец, пришли к каменному, но очень скромному храму, посвященному Божьей Матери, а затем поднялись по ступенькам в пещеру, находящуюся напротив храма, в которой жил и умер великий святой. (фото 16) Здесь совершили молебен святому Иоанну, отдохнули, полюбовались открывшейся панорамой и начали обратный путь в Монастырь. И здесь невольно возник вопрос: могла бы я жить здесь и подвизаться, как делали отшельники в те времена? И ответ пришел сам: нет, и думаю, что немногие в наше «избалованное» время способны на такой подвиг. Несмотря на усталость, мы были настолько полны пережитым, что ее не чувствовали. В пять часов все снова пришли в главный храм на Вечерню, а затем был ужин и небольшой отдых, так как около 12-ти часов ночи все, кроме пяти человек, собрались идти на Гору Моисея, где он получил скрижали с Десятью Заповедями, чтобы на ее вершине встретить рассвет и помолиться. Все вооружились палками, фонарями и теплой одеждой, поскольку взбираться надо было на 2 тысячи с лишним метров высоты. По дороге останавливались в специально сооруженных палатках бедуинов, где им предлагали напитки и даже нары для тех, кто хотел отдохнуть. Мы с мужем не пошли по состоянию здоровья. Проводив всю компанию, мы легли спать, а рано утром уже были в храме Преображения на Литургии, которую никогда не забудем. Нас оказалось только три человека во всем храме, кроме двух монахов, читавших и певших, и священника, совершавшего Литургию. Такой благодати, такого покоя и какого-то неземного чувства мы никогда до тех пор не ощущали, и едва ли еще раз доведется все это пережить. После богослужения мы пошли в сторону горы Моисея, чтобы встретить всю нашу группу, а после завтрака отправились в обратный путь в Израиль.

16. Синай, Келья св. Иоанна Лествичника в Долине Фола

На сей раз мы ехали по Синаю днем и смогли насладиться красивой и разнообразной пустыней Ат Тих. По дороге остановились на пляже Нувейба, чтобы выкупаться в Красном море, вернее в Заливе Акаба, пообедать и отдохнуть от жары, да и приготовиться к переходу через границу Египет-Израиль. Стоит упомянуть, что Моисей вел свой народ по пустыне 40 лет и провел его через Красное море, которое, как говорит предание, расступилось, чтобы спасти его от преследовавших египтян. Не буду описывать всего, но скажу, что на границе потеряли несколько часов и нервов, но, как говорится, все хорошо, что хорошо кончается, и мы благополучно приехали поздно вечером в Иерусалим.

Наконец, мы в Иерусалиме и сразу же после раннего завтрака отправились на автобусе на Гору Сион. Мы вошли в Старый город через Сионские ворота и направились к Монастырю Успения Божьей Матери и Горнице Тайной Вечери. Сколько переживаний и охватившего нас какого-то внутреннего до слез состояния описать трудно, когда мы вошли в огромный круглый храм с центральной часовней, место Успения Пресвятой Девы Марии. Храм стоит на месте дома святого Иоанна, апостола и богослова, любимого ученика Спасителя, в котором жила и уснула Матерь Божья. (фото 17) Ведь после смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа апостол Иоанн взял Божью Матерь к себе, как завещал ему Его Учитель перед смертью. В воспоминание об этом событии в середине храма, под сенью на возвышенном месте, лежит Ее статуя, а вокруг часовни горят свечи, и народ молится со слезами на глазах. Вокруг, вдоль стен, находятся часовни разных национальностей. Далее мы пошли в Горницу, где Иисус Христос с учениками отметил еврейскую Пасху и где установил Святое Причастие, а после Его смерти ученики с Богородицей собрались снова на пятидесятый день после Воскресенья Христова в ожидании Сошествия Святого Духа. Путь в Горницу идет через монастырский двор, где поставлена статуя царю Давиду, дар Русского государства, поскольку по соседству с Горницей находится усыпальница царя Давида. К гробнице царя Давида мы должны были входить через разные входы, мужчины отдельно от женщин, причем мужчинам одевали на голову еврейскую ермолку.

17. Иерусалим, статуя уснувшей Богородицы в Храме Успения на Сионе

С Сионской горы наш путь лежал в Гефсиманию, где мы посетили Православный храм Успения Богородицы с гробницей Божьей Матери, и здесь же приделы с гробницей Ее родителей, Иоакима и Анны, и гробницей Праведного Иосифа Обручника. Все они находятся в пещере, куда ведет довольно темная широкая лестница. В храме, в каменном кивоте, хранится чудотворная икона Иерусалимской Божьей Матери русского письма. Несколько в стороне, но на той же улице стоит греческий храм Святого первомученика Стефана, архидиакона, и пещера на месте его мученичества. Как известно, он был побит камнями и среди его мучителей был также Савл, будущий апостол Павел. Здесь же, напротив, в Гефсиманском саду, находятся внизу католический храм Предсмертной агонии Христа или, как его еще называют, Церковь всех Наций, а над ней возвышается Русский православный монастырь святой Марии Магдалины, который виден со всех сторон, благодаря золотым куполам, сверкающим на солнце. Путь в него шел в горку, поскольку Гефсиманский сад расположен на Елеонской или Масличной горе, возвышающейся над Кедронской долиной. Этот женский монастырь находится в ведении Р. П. Зарубежной Церкви. Пятиглавый храм построен архитектором Гриммом в русском стиле по заказу императора Александра III в память о его матери Марии Александровны и освящен в 1888 году. (фото 18) Вся церковь внутри расписана разными русскими живописцами. Над иконостасом выделяется большая фреска с изображением Марии Магдалины, протягивающей красное пасхальное яйцо императору Тиберию в Риме. В храме по обеим сторонам главного алтаря находятся гробницы преподобной Великой княгини Елизаветы Феодоровны и ее келейницы, инокини Варвары, убитых в Алапаевске. Их мощи были вывезены из Сибири через Китай и привезены в Иерусалим в 1920 году. При входе в монастырь мы остановились у маленькой эдикулы с надписью, воспоминающей об апостолах, которых Иисус оставил, чтобы они бдили, пока Он молился, но слабость человеческая одолела их и, когда Иисус вернулся, то застал их спящими. Далее в саду, по которому мы шли, то поднимаясь, то спускаясь среди цветочных клумб и деревьев, мы посетили эдикулу со ступенями, по которым Господь вошел в Иерусалим, сидя на осле, и несколько далее камень, на который, по преданию, Богородица уронила Свой пояс, чтобы апостол Фома мог убедиться в Ее восхождении на небо. С террасы монастыря открывается потрясающий вид на Кедронскую долину и могущественную стену Старого города, а за ними виднеется старый Иерусалим и золотой купол Большой мечети Омара. В Кедронской долине находится древнее кладбище с выделяющимися гробницами Захария, отца Иоанна Крестителя, и св. Иакова, брата Господня, и Мавзолей Авессалома, сына царя Давида.

18. Иерусалим, Храм св. равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании

Выйдя из монастыря, спускаемся в Гефсиманский сад с оливковыми деревьями, возрастом более двух тысяч лет, (фото 19) которых осталось всего восемь, и уже новыми, и входим в католический храм Агонии Христа (Моление о Чаше) или Храм Наций, чтобы поклониться камню, на котором Иуда предал Своего Божественного друга. (фото 20) В этом месте перед арестом Иисус молился Богу Отцу, обливаясь кровавым потом и слезами, прося пронести мимо эту горькую чашу, но в то же самое время говоря, «впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». Показательный пример смирения и повиновения Отцу для всех нас. Затем нас повезли на Масличную гору в Елеонский женский монастырь Вознесения Господня с колокольней «Русская свеча», самой высокой в Иерусалиме, которую видно не только в самом городе, но и в его окрестностях. Посетили также Часовню Обретения (первого и второго) Главы св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Первая часовня была построена в IV веке и от нее остались мозаичный пол армянских мастеров и впадина, в которой была обнаружена голова. Наш гид показал нам, как монахини поклонялись этому месту, распластавшись на полу с вытянутыми руками в виде креста, и все последовали его примеру. В Спасо-Вознесенском соборе мы отслужили панихиду у могилы архимандрита Антонина Капустина, главы Русской Духовной Миссии. Этот необыкновенный человек невероятно много сделал для Святой Земли и для Русской Церкви, и воистину, он заслуживает причисления к лику Святых. Не успели мы выйти из Часовни, как нас встретил колокольный звон с «Русской свечи», а при выходе из монастыря матушка игуменья вынесла нам чудотворный образ Божьей Матери. Особое чувство благодати и спокойствия овеяло нас после этого посещения, но вскоре нас одолело совсем другое чувство, когда подошли к месту, где находится так называемая «Стопочка», т. е. место, с которого, по преданию, вознесся Иисус Христос, оставив на камне отпечаток ноги. Эта христианская святыня теперь в руках мусульман и за вход на территорию, где находится Часовня Вознесения, взимается небольшая плата. С каждого из нас взяли по 2 евро. Восьмигранная часовня внутри совершенно оголенная, и только в самой середине на полу лежит «Стопочка», в каменном обрамлении, и перед ней – своеобразный плоский «подсвечник» с несколькими зажженными свечами. С левой стороны часовни видны остатки храма, построенного святой Еленой. Раздосадованные, расселись мы по своим местам в автобусе и отправились в Айн-Карем, в Русский Горненский женский монастырь, куда прибыли уже в потемках. Поэтому смогли помолиться лишь в Храме св. Иоанна Крестителя. Монастырь, основанный архимандритом Капустиным, теперь находится в ведении Московской Патриархии. Он стоит на месте встречи молодой Богородицы с родственницей, праведной Елизаветой, которая ожидала рождение сына Иоанна. Здесь следует вспомнить слова «Магнификата – Величит, душа Моя, Господа, и возрадовался дух мой о Бозе, Спасе моем...», которыми праведная Елизавета встретила будущую Богородицу. Перед храмом находится камень, с которого Иоанн произнес свою первую проповедь, а также сохранился столб от дома праведных Захария и Елизаветы. В самом храме в правой стороне в прекрасном деревянном кивоте хранится икона Казанской Божьей Матери. Все стены церкви покрыты множеством икон. Особое внимание привлекли образы Божьей Матери в белом облачении, расшитыми бисером и другими камнями, а также редкое изображение молодой Марии, пешком идущей в Айн-Карем. (фото 21)

19. Иерусалим, тысячелетнее оливковое дерево в Гефсиманском саду

20. Иерусалим, Храм Агонии или Наций, фасад

21. Айн-Карем, Горненский монастырь, икона «Молодая Дева Мария спешит к Елизавете»

По возвращении в Иерусалим нас ждал еще один сюрприз. Оставив нас перед Дамасскими воротами, автобус уехал, а мы пешком пошли по пустым улицам старого Иерусалима за нашим гидом. Шли довольно долго по улицам и закоулкам, то вверх, то вниз, пока не оказались перед Монастырем святого Никодима и темницей апостола Петра. Монастырь основан на месте дома Симона фарисея, в котором Иисус беседовал с членом Синедриона, Никодимом. Он был тайным учеником и после распятия Иисуса, снял Его с Креста, обвил Плащаницею и положил в свой новый гроб. В нижнем помещении была темница, в которой томился апостол Петр и из которой освободил его Ангел. Это событие Рафаэль великолепно изобразил в Станце Гелиодора в Ватиканских музеях. В этом монастыре хранится котел времен святой Елены, и назван он котлом «чечевичного чуда», когда приготовленной в нем чечевицей были насыщены толпы голодных людей. В самом храме хранится также чудотворная Плащаница, приложившись к Ней, верующие слышат стук забиваемых гвоздей, согласно одним, а по другой версии, от Нее исходит запах роз.

Усталые, голодные, но удовлетворенные, мы добрались до гостиницы, где поужинали, немного отдохнули и снова отправились в Старый город в Храм Гроба Господня на ночную Литургию, которую совершило духовенство из России в Кувуклии, на Гробе Господнем, а затем все мы причастились в Храме Воскресения. Я вышла из храма с двумя разными чувствами: ошеломленная от всего виденного и разочарованная той массой людей, в большинстве своем скорее любопытных, чем глубоко верующих, которые посещают Святые места, но при этом часто забывают о том, где они находятся и что происходило там более 2000 лет назад. Во всем этом, несмотря на такое святое место, было мало духовного или благодатного!

Второй день нашего пребывания в Иерусалиме, воскресенье 23 октября, мы провели в Старом городе, и начался он с посещения Вифезды, что означает «Овчая купель», находящейся возле Львиных ворот, и католического храма святой праведной Анны, матери Пресвятой Девы Марии, построенного на их доме, в котором родилась будущая Богородица. Овчая купель была водоемом для омовения животных перед принесением их в жертву. Здесь же Иисус исцелил расслабленного, т.е. парализованного. Впечатление от грандиозных раскопок огромно: здесь были обнаружены остатки водоема евангельских времен, фасад церкви времен крестоносцев (XII в.) и часть византийской базилики, а рядом подземная римская цистерна. В храме св. Анны мы спустились в крипту, в которой, по преданию, родилась Матерь Божья. Далее путь наш лежал в сторону Крестного пути, и первым местом посещения его оказалась Крепость Антония. В ней была Римская Претория, где Пилат судил Иисуса. Здесь же находятся францисканский монастырь, а неподалеку греческая церковь с Темницей Христовой. В Темницу мы спустились по узкой темной лестнице и вошли в маленькую комнатку с каменными нарами и в одной из них были вырезаны два круга, в которых Иисус держал ноги, скованные под ними цепями. (фото 22) Дрожь прошла по всему телу при виде чудовищных орудий мучений, которым подвергался Господь. Нам не удалось побывать в других близ находящихся местах, таких как Лифостротон или Часовня Бичевания, поскольку наш гид сказал нам, что мы посетим только 5 или 6 главных стояний Крестного пути. Все остановки мы проходили среди открытых лавок с кричащими продавцами, среди толп туристов, мотоциклов, везущих товары, и прочих шумов. Впечатление было ужасное, но постараемся рассказать всё по порядку. Вот мы у порога IV стояния на территории Армянской католической Церкви «Богородицы Скорбящей», вспоминающей последнюю встречу Иисуса с Матерью и об этом напоминают две мозаичные сандалии на полу в том месте, где стояла Богородица. Во дворе стоит памятник, посвященный геноциду армян в 1915 году со стороны турок. Останавливаемся у V стояния – Часовня на месте возложения Креста на Симона Киринейского. Справа от входа вставленный в стену камень от мостовой с отпечатком руки упавшего Иисуса Христа. Поднимаясь далее по Крестному пути, останавливаемся у Дома святой Вероники, утершей платом Лик Спасителя (VI стояние). Об этом событии нам напоминает икона Нерукотворного Спаса. Недалеко от этого места стоит Францисканская часовня (VII стояние) и около нее в углу улицы камень, где Иисус упал во второй раз. VIII стояние напоминает встречу Иисуса с иерусалимскими женщинами: в стене, у входа в греческий монастырь святого Харалампия, вставлен камень с крестом и греческой надписью: «Ис Хр – НИКА», что означает «Иисус Христос Победитель». Весь Крестный путь мы шли с крестами в руках и везде, где могли, прикладывали их к Святым местам. Последней остановкой на этом пути перед Храмом Гроба Господня было посещение и молитва в Русском Александровском подворье, построенном на месте Порога Судных врат, через которые осужденных выводили за город на казнь. Это место обнаружил архимандрит Антонин Капустин. Сам каменный порог стоит под стеклом и на нем помещено Распятие. В этом Подворье сохранена Царская гостиная, в которой останавливались члены императорской семьи, несколько выше прекрасный Храм Александра Невского. Внизу – Арки времен римского императора Адриана, через которые входишь в часовню Порога Судных врат, где монахини постоянно читают Псалтирь, а слева от ворот находится небольшое отверстие, то самое «игольное ушко», о котором говорил Иисус в одной из своих притч. (фото 23) В Подворье жил известный художник И.Репин, оставивший для него картину «Иисус, несущий Крест». Подворье расположено очень близко к Храму Гроба Господня. Пройдя короткое расстояние и встретив на пути арабский базар, мы оказались на довольно большой храмовой площади, почти всегда заполненной людьми. Справа от входа бросается в глаза красивый придел святой Марии Египетской с небольшой лестницей, ведущей к нему. Сам вход ведет прямо к Камню Помазания, над которым висят большие лампады. (фото 24) Однако мы сразу же поднялись по невысокой лестнице к Голгофе, находящейся справа от входа в храм. Чтобы приложиться к ней, мы вынуждены были стоять в большой очереди довольно долго, но никто не жаловался, поскольку все сознавали, где мы находимся. Далее последовал осмотр всего огромнейшего Храма, в котором 60 приделов и храмов разных религий. Помолившись и приложившись к Камню Помазания, нас повели осматривать разные приделы и тюрьму, в которой Иисус сидел уже перед самым распятием. Затем спустились вниз к месту Обретения Креста и, наконец, пришли к центру самого храма, к Кувуклии, находящейся в так называемом Кафоликоне (т. е. основной храм), состоящем из храма Гроба Господня и Храма Воскресения или Анастасия. Кувуклия состоит из Придела Ангела и Погребальной пещеры, в которую было положено Тело Иисуса. Внешне она выглядит высоким зданием, но внутри помещение маленькое, и в Гроб Господень входишь низко наклоняясь. С большим прискорбием должна сказать, что попасть в сам Гроб нелегко, и здесь нужно выстоять в длинной очереди, а когда, наконец, оказываешься у Гроба, то дают слишком мало времени на молитву. Все время монахи тебя подгоняют: «Скорей! Скорей!» Мне от досады хотелось плакать. Ведь какие места! Да, даже в таком месте больше нет ничего святого, и кажется, что попал в Вавилон с ее башней, где все куда-то спешат, разговаривают, кто-то идет с процессией, где-то поют, где-то служат. А ведь так хотелось задержаться, помолиться, призадуматься!!! О Храме Гроба Господня нужно писать отдельно, а не в таком рассказе.

22. Иерусалим, Темница Христа

23. Иерусалим, Порог Судных врат в Александровском Подворье

24. Иерусалим, Храм Гроба Господня, Камень помазания

Наш день в Иерусалиме закончился обедом в арабском ресторане, где мы вкусно поели, но и затем разболелись: видимо, поданная вода не была хорошо очищенной. Советуем всем, кто едет в жаркие страны пить воду только из бутылок и покупать ее в местах по совету гидов. А после обеда нам предоставили свободное время. Мы же с мужем вернулись в Храм Гроба Господня, чтобы поклониться Гробу, поскольку до этого не могли сделать из-за того, что нужно было спешить и не отставать от группы. Конечно, стояли в очереди и, когда были почти у самого входа, то остановили всю очередь, и мы услышали дивное пение мужского хора, который приближался к Кувуклии. Оказалось, что армяне в этот час служили Вечерню в своем приделе, а Евангелие читали перед Кувуклией, после этого они ушли с пением, а нас пропустили к Гробу, но, увы, на «пять секунд». Все же удовлетворенные и умиленные, мы прошлись по улицам города, осматривая лавки и окружающую жизнь, в основном, арабов. Прямо на улице можно встретить группу курящих наргиле, а пряный запах разных специй одурманивает прохожих. Кроме того поражает обилие ярких красок и даже современной нарядной и вечерней одежды. Невольно возникает вопрос, а кто их покупает и куда в них можно выйти, ведь все арабки ходят с платками на голове и скромно одетые. Евреи же здесь редки, и мы видели больше ортодоксальных евреев, одетых во все черное со шляпами на голове и с длинными пейсами, даже дети. Вечером многие из нашей группы отправились в Старый город к Стене Плача, но мы не поехали и решили отдохнуть, поскольку на следующий день рано утром снова в путь на север Израиля, в Галилею.

Итак, едем на нашем автобусе через Иудейскую пустыню к Монастырю святого Георгия Хозевита, по дороге проехали место Доброго самарянина, оказавшего помощь раненому. Приехав к Монастырю, мы не увидели даже его стен, а только арочный вход и арабов, предлагавших свежевыжитые соки из гранатов и апельсинов, а также несколько ослов для спуска и подъема в монастырь. До главного входа дорога асфальтированная, но дальше идут горные тропинки. Сам монастырь находится на вершине горы и кажется прилепленным к скале. Мы с мужем и с двумя батюшками остались в автобусе на жаре и провели довольно долгое время в ожидании нашей группы. Да, в таком уединенном месте, «где Бог на небе, на земле и повсюду!», могли жить только отшельники! Монастырь посвящен Богородице, но название свое получил от имени монаха, подвизавшегося здесь. В этом месте пребывал пророк Илья, а праведный Иоаким оплакивал здесь свою бездетность. В прошлом веке в монастыре подвизался и скончался святой Иоанн Румын.

Следующая остановка с трепетом ожидаемая – Иордан! Снова пустыня, но по мере приближения к Иордану ландшафт несколько меняется, видны заграждения из колючей проволоки, а за ней минные поля. Проехали мимо заброшенного Монастыря святого Иоанна Крестителя и подъехали к месту, где произошло Крещение Господне. Как пояснил нам гид, мы оказались счастливыми, что нас туда пропустили. Обычно туристов и других паломников везут в другое место реки, а здесь разрешают отметить только сам праздник Крещения Господня 6 и 19 января. Поэтому стоит более подробно описать наш опыт. Должны сказать, что место вполне благоустроено. Есть раздевалки, лавка с сувенирами, где можно купить специальные белые рубашки для окунания в реке. Нам же их продали в автобусе за 10 евро. Все происходило под присмотром то ли полиции, то ли армии, как со стороны Израиля, так и Иордании. Переодевшись в купальные костюмы и белые рубашки сверху, мы все спустились по деревянным подмосткам к реке. Какая же она узкая в этом месте, ведь можно было спокойно переплыть на другой берег! (фото 25) Но, как только услышали наши голоса – мы читали и пели молитвы (группа оказалась «певческой») – тут же на противоположной Иорданской стороне появились военные с оружием в руках и еще несколько человек, которые все время следили за нами, пока мы были у реки и в ней. Спускаться в реку нужно было очень осторожно, держась за перила лестницы, т. к. дно очень илистое, но мелкое, причем место для окунания ограничено металлической балкой, за которую нельзя было выйти, но нам всем хватило места. Боже, с каким чувством благодарности и благоговения мы окунулись несколько раз с молитвой в эту реку, невозможно описать, это нужно пережить самому. Мокрые, счастливые, все с улыбкой на лице, сделали несколько снимков, и, переодевшись, оправились снова в путь в Монастырь святого Герасима Иорданского, где нас уже ждали, и где было приготовлено даже угощение: напитки и сладости. Этот монастырь тоже за высокой стеной, но на ровном месте вблизи реки Иордан. Перед входом в Монастырь стоит бронзовый лев, а над вратами икона святого Герасима со львом и другими животными: великолепный пример сожительства человека с дикими зверями. (фото 26) Монах-отшельник исцелил льва и благодарный зверь не оставил своего благодетеля до смерти. Рассказывают, что когда наступил час отойти отшельнику в лучший мир, то лев пошел в соседний монастырь и привел монахов, которые и похоронили старца. Лев же дожил свой век на его могиле. Монастырь V века был восстановлен только в XIX веке. В нем находятся две церкви и монастырский дворик с колодцем. В подземной пещерной церкви, по преданию, останавливалось Святое Семейство во время бегства в Египет. В нем хранится чудотворная икона Божьей Матери «Млекопитательница». В этом же месте происходила встреча старца Зосима с преподобной Марией Египетской. В главном храме бросается в глаза мозаичный пол, великолепно выполненный работниками монастырской мастерской, где до сих пор даются уроки мозаики. Интересны уличные фонари в парке перед монастырем, сделанные в виде православного креста.

25. На р. Иордан, место Крещения Господня

26. Монастырь св. Герасима Иорданского, бронзовая статуя Льва

Осмотрев монастырь и отдохнув немного в его дворике, мы отправились в Иерихон, древнейший город (ему больше 10000 лет), где нам предстояло побывать в двух местах. Автобус привез нас сначала к Горе Искушения или к Сорокадневной горе, проехав через центральную площадь города. (фото 27) Вся группа, за исключением 5 человек, начала подъем на крутую совершенно голую гору, а мы смотрели им вслед и на монастырь на ее вершине. Несколько поодаль увидели канатную дорогу с вагончиками (фуникулер), идущую на Сорокадневную гору, к сожалению, из города. Ничего не оставалось делать, как сидеть в кафе и ждать возвращения всех в беседе с другими паломниками. Главной святыней этого греческого монастыря считается камень под престолом, на котором Иисус молился 40 дней и где искушал Его диавол. После этого поста Иисус начал Свою общественную проповедь. Начало темнеть, когда наши паломники спустились с горы. К Монастырю святого пророка Елисея подъехали в потемках. Главными святынями монастыря считаются колодец, в котором соленая вода превратилась в пресную по молитвам пророка, и дерево сикомора (теперь совершенно сухое и хранится в стеклянном огромном футляре), на которое залез мытарь Закхей, чтобы увидеть идущего к нему Иисуса. К сожалению, мы ничего больше в Иерихоне не увидели, а ведь он связан со многими событиями в жизни Иисуса, Который не раз проходил через него. Не увидели мы и остатков иерихонской стены.

27. Иерихон, Сорокадневная гора и Монастырь Искушения

Теперь путь лежал в Назарет. Гостиница «Гардения», куда мы приехали к ужину, оказалась за городом. В предпоследний день нашего паломничества по Святой Земле мы опять встали рано и после обильного завтрака отправились на нашем автобусе в сторону Фаворской горы, куда прибыли около 11 с половиной часов утра. Народу на стоянке, откуда отходят маленькие автобусы на гору, было много. На горе есть два монастыря, один греческий православный, куда нас отвезли, и расположен он не на самой вершине, и второй, католический, уже на самой вершине Фавора в Ездрелонской долине в Галилее. Слава Богу, кроме нас в монастыре никого больше не оказалась, поскольку вся толпа поехала наверх, поэтому мы могли полностью насладиться той необыкновенной и неописуемой атмосферой, которая окружила нас, как только прошли через ворота башни-колокольни с большой иконой Преображения Господня. О Фаворе, как и об Иерусалиме, говорить можно много. Постараюсь дать хоть маленькое представление об этом месте, где тебя охватывает состояние какой-то неземной радости. Входим в храм и останавливаемся от удивления. Храм трехпрестольный с зелено-золотыми иконостасами, а сам храм весь расписан светлыми и в то же самое время довольно яркими фресками. (фото 28) Да и сам храм какой-то необыкновенно светлый. Главный трехъярусный иконостас заканчивается Распятием с Матерью Божьей и святым Иоанном Богословом по сторонам, как это сделано почти во всех православных храмах на Святой Земле. При входе у левой колонны в деревянном кивоте помещена чудотворная икона М. Б. «Неувядаемый цвет». Это копия, отпечатанная на газетной бумаге, чудесным образом приплыла в бутылке к берегам Святой Земли. Подлинник ее хранится на Афоне. С правой стороны под сенью помещен камень с самой вершины горы. Позади храма слева устроены три шатра в память о тех кущах, которые хотели поставить апостолы для Христа, Моисея и Ильи, с изображением Преображения. (фото 29) Далее в саду стоят еще два небольших храма и справа довольно большой фруктовый сад. К нашему большому счастью в монастырь приехал также наш правящий архиепископ Гавриил с православными паломниками из Франции. Вместе совершили молебен, сделали несколько снимков и с большим сожалением покинули монастырь, увозя в сердце радость и покой, а когда садились в автобус, то увидели на небе, над горой, белый крест, полученный в результате пересечения двух самолетов, оставивших перекрещенные белые полосы. Удивлению не было конца, а автобус вез нас далее по Галилее в Кану, где Иисус совершил свое первое чудо на браке, превратив воду в вино по просьбе Своей Матери. Здесь мы посетили, прежде всего, интересный магазин православных арабов. В нем продаются местные вина всех марок и качеств с одной стороны, затем ювелирные изделия и церковная утварь, ладан и другие церковные принадлежности, а с другой бесчисленное количество икон. Каких икон там только не было! Этот магазин находится напротив греческого монастыря, но почему-то туда мы не попали, а нас повели в соседний католический храм, известный как «Брачное чудо», который стоит, согласно преданию, на том месте, где находился дом, в котором Иисус совершил Свое первое чудо, а в крипте хранятся копии каменных чанов для воды, схожих с теми, какие были во время Христа. Поскольку наше паломничество было подарком друг другу по случаю 25-летнего юбилея нашего брака, то мы попросили нашего батюшку благословить и нас в нем. Интересно, что родом из Каны Галилейской был апостол Нафанаил (Варфоломей), но посвященный ему храм был закрыт.

28. Галилея, Монастырь Преображения Господня на горе Фавор, иконостас

29. Галилея, Монастырь Преображения Г-дня на Фаворе, Три кущи

Время было уже обеденное, и мы поехали к Галилейскому озеру, всего 15 км. Его еще называют Тивериадским и Генисаретским озером, а иногда и морем. Остановились мы у самого озера в ресторане «De Maria», чтобы отведать, как это уже вошло в традицию, рыбу святого Петра (тропический окунь), поджаренную на гриле и поданную с жареной картошкой «жульен», и добавлением к ним был большой выбор салатов и закусок. (фото 30) Насладившись обедом, двинулись в Тивериаду (Тверия по местному) к причалу, чтобы на катере прокатится по озеру. К сожалению, нам достался старый облупленный катер, а не деревянный, очень похожий на древние лодки, но все равно было приятно плыть по воде, где Иисус призвал первых учеников и совершил множество чудес. Озеро окружено горами, а напротив Тивериады, на территории Иордании, находится Гадар, где Господь изгнал бесов, и они, войдя в свиней, бросились с утеса в озеро. А где-то за «Гадаринской страной» Иордан впадает в Галилейское озеро. Вокруг озера множество святых мест. Но не все удалось увидеть. После прогулки на лодке нас отвезли в Табгу, где произошло чудо умножения хлебов. Мы смогли увидеть только францисканскую церковь «Признание первенства апостола Петра», стоящую у самого озера на месте византийского храма IV века. В ней хранится камень «Mensa Christi – стол Христа», на котором, по преданию, Иисус совершал трапезу с апостолами. А у берега, рядом с церковью, видны древние ступени и «двенадцать сидений» апостолов. Начало темнеть, а нам предстояло посетить еще два важных места: Храм 12 апостолов в Капернауме и Храм святой Марии Магдалины в Магдале. И, конечно, ничего другого уже нам не могли показать, а так хотелось увидеть Гору Нагорной проповеди, где Иисус дал Заповеди блаженств, а также раскопки Синагоги, в которой учил Иисус, и дом святого Петра в Капернауме и многое другое. Капернаум означает «деревню Наума», а в Евангелии его называют городом Иисуса, поскольку Он жил здесь, вероятно, в доме апостола Петра, где воскресил его тещу. Здесь же исцелил слугу сотника и парализованного, и совершил множество д ругих чудес, как в самом городе, так и в окрестностях его, здесь жили апостолы Петр и брат его Андрей, первый из избранных апостолов, а также сборщик налогов Матфей, будущий апостол и евангелист. Итак, мы подъехали к Храму Двенадцати Апостолов, находящийся на территории монастыря в Капернауме, уже в темноте и довольно долго стучали в темно-голубые ворота. Открыл нам о. Иринарх, единственный монах, теперь живущий в монастыре. Белый храм XX века с красными куполами окружен хорошо ухоженным садом. Все чисто и красиво. Внутри храм весь расписан великолепными фресками, в основном, эпизодами из жизни Иисуса Христа и апостолов, а также многих святых. Двухъярусный иконостас сделан из хевронского красноватого камня (известняк), дающего представление о мраморе. В большом деревянном красивом кивоте стоит образ Иисуса Христа Пантократора, т. е. Вседержителя. Перед иконостасом висит оригинальное паникадило со вставленными разными иконами Божьей Матери и перед каждой иконой помещена лампада, а в середине храма висит другое, уже привычное для всех, паникадило. Другой характеристикой многих православных храмов на Святой Земле является священническая епитрахиль, повешенная на Царских вратах. Делается это для тех священников, которые при желании отслужить молебен или панихиду, но не имея своей епитрахили, могли пользоваться этой. Два больших купола расписаны на позолоте изображением Бога Отца в одном и Иисуса Христа в другом в окружении архангелов и святых. Последним посещением в этот предпоследний день на Святой Земле был русский участок в Магдале, в современном поселке Мигдала. Небольшой скромный храм с башенным входом, посвященный святой Марии Магдалине, расположен в красивом ухоженном саду, где находятся три источника, но мы успели посетить только два: в одном совершили обряд умовения головы, а в другом – глаз. Радонский источник был несколько поодаль и из-за темноты и позднего часа посетить его не смогли. Вернулись в гостиницу к ужину, а после него с грустью начали готовить чемоданы к возвращению домой, т.к. следующий день был уже последним.

30. Галилея, Рыба святого Петра на Тивериадском озере

26 октября рано утром мы поместили наши чемоданы в автобус, позавтракали и поехали в Назарет. Это город Благовещения и город, в котором Иисус провел большую часть Своей земной жизни до выхода на проповедь в возрасте тридцати лет. Сегодня Назарет самый большой город в Галилее и, пожалуй, самый зеленый из всех городов, виденных нами до сих пор, как и вся Галилея. Праведный Иосиф был из Назарета, и сюда переехала Пресвятая Дева Мария после обручения с ним. Иосиф был плотником, и Иисус помогал Своему приемному отцу в его работе, как мы это знаем из церковного предания. Город белый, каменный, где много финиковых пальм и других деревьев. (фото 33) Первым посещением был Храм Архангела Гавриила, арабский приход, и он же собор Назаретского митрополита, находящегося под омофором Иерусалимского патриарха. (фото 31) Он стоит над источником, из которого черпали воду жители еще во времена Иисуса, и к нему же ходила Дева Мария за водой и, как говорят апокрифические евангелия, Архангел Гавриил впервые явился Марии у этого источника. Перед храмом довольно большая, выложенная белыми плитками, церковная площадь с колодцем, c которой несколько ступенек ведут в церковь. Справа на стене висит мозаичная икона Благовещения, а по другую сторону – Святого Великомученика Георгия. Церковь не очень большая, вся расписанная фресками с темно-коричневым изразцовым иконостасом. Пройдя через храм, мы спустились вниз в пещеру к источнику Богородицы. (фото 32) К источнику подойти близко нельзя, но можно набрать воды из специально приготовленного сосуда. В сам источник через загородку паломники бросают деньги. В храме и в крипте нас поразило довольно большое количество икон с изображением Благовещения, древнейших и современных, разного письма и качества.

31. Назарет, Храм Архангела Гавриила

32. Назарет, Храм Архангела Гавриила, Источник Богородицы

33. Финиковые пальмы в Назарете

Далее мы пошли к Католическому Собору Благовещения Пресвятой Богородице, стоящему на месте дома Пресвятой Девы Марии и Иосифа, и где, по преданию, произошло само возвещение Благой Вести. Фасад храма облицован местным, белым и розовым, камнем с надписями по-латыни и вырезанными фигурами Архангела и Девы наверху и несколько ниже над входом фигуры четырех евангелистов. (фото 34) Над ним высится большой серый многогранный шатер. Когда-то на этом месте был византийский храм; его остатки видны на первом этаже современного храма. Рядом с ним видны остатки пещеры, которая почитается частью дома Пресвятой Девы Марии и Иосифа, а перед ней устроен алтарь для богослужений. (фото 35) Помолившись здесь, мы спустились вниз к руинам самого дома. В связи с этими остатками, хочется добавить, что в Италии, в городе Лорето, в середине Собора находится, согласно преданию, часть назаретского дома Пресвятой Богородицы, чудесным образом оказавшаяся здесь.

34. Назарет, Храм Благовещения, фасад

35. Назарет, Храм Благовещения, остатки дома Пресвятой Девы Марии и праведного Иосифа и византийского храма

С правой стороны храма находится крытая галерея, в которой помещены иконы – дары почти всех христианских стран. В основном, они посвящены Матери Божьей и выполнены они разной техникой от мозаики до батика. Интересно заметить, что Икона Божьей Матери «Владимирская» – это дар Греции, а от России – ничего. В глубине церковного двора, между правой стеной храма и концом Галереи, помещен памятник – скульптуры Вселенского Патриарха Афинагора и Папы Римского Павла VI, – поставленный здесь в память о встрече в Иерусалиме в 1964 году глав двух главных христианских церквей. (фото 36) Результатом этой встречи было снятие анафем, бывших до сих пор между Римской и Константинопольской церквами с 1054 году, т. е. с момента разделения Церкви. Перед скульптурами поставлен открытый византийский саркофаг.

36. Назарет, Статуи Вселенского Патриарха Афинагора и Папы Римского Павла VI после взаимного снятия анафемы

С грустью покинули Назарет и отправились в Тель-Авив, но предварительно заехали в г. Лод, в библейскую Лидду, чтобы поклониться святому Георгию. Он находится в 5 км от Тель-Авива. Какое же было разочарование, когда, придя к воротам храма и монастыря Святого Георгия, мы нашли все наглухо закрытыми. Оказалось, что единственный монах, живущий здесь, уехал в город. Ничего не оставалось сделать, как помолиться перед закрытыми воротами и ехать в аэропорт. Современный город Лод выглядит захолустным грязным поселком. По преданию, здесь родился святой великомученик Георгий, и мощи его мать похоронила здесь. Теперь в храме хранятся его гробница и часть мощей. Святой Петр исцелил здесь расслабленного Энея, и хранятся также древние оковы, исцеляющие болезни.

Подъезжая к аэропорту, мы обратили внимание на огромные зеленые пространства вокруг: это плантации апельсинов и грейпфрутов, окруженные аллеями из цветущих деревьев. Сам аэропорт очень красивый, но мы не могли даже пройти в его торговую часть, поскольку продержали нас долго на контроле, а затем мы сразу же вынуждены были идти на посадку.

Какое же впечатление вынесли мы из 10-дневного пребывания на Святой Земле? Двойное. С одной стороны, сознание, что ты находишься на земле, где родился, жил и умер за нас Спаситель мира наполняло нас чувством благоговения, благодарности и радости почти до слез. А с другой, – чувство негодования, неудовлетворения и печали от всего, что там видели, особенно, в Иерусалиме, и от того, что не успели увидеть. Ведь Крестный путь мы не прочувствовали, как должны были бы. Для этого нужно было совершить его поздно вечером или рано утром, когда город спит спокойно. Досадно было и потому, что не всё из намеченного в программе смогли посетить по разным причинам. Так из-за неспокойного положения в стране мы не попали в Вифанию, к колодцу Иакова и т. д. Но зато увидели другие непредусмотренные в программе места, благодаря нашему гиду.

Жаль, конечно, что не смогли осмотреть города с точки зрения туристической, но ведь мы были в паломничестве и весь путь сопровождался чтениями и пением молитв, в особенности в длинных переездах на автобусе. И все же мы благодарны Богу за эту возможность, и, как высказал свою мысль Джорджио, если мусульманам предписывается обязательное посещении Мекки хотя бы раз в жизни, то тем более христианам нужно вменить обязательное паломничество по Святой Земле тоже хотя бы раз в жизни. Мы же мечтаем снова поехать и побывать в тех местах, которые не удалось увидеть в этот раз. Но на все воля Божья, а пока живем и вспоминаем все увиденное. Кроме того, такого рода паломничества или просто совместные поездки, способствуют объединению людей, возникновению дружбы и сближению, что очень важно в жизни вообще, а на приходе тем более. (фото 37)

37. Назарет, Прилавок с фруктами, где можно выпить свежий сок

Все фото, взятые из архива А.Давыдовой и Дж.Теллана, сделаны в октябре 2011 года.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Впечатления»]
Дата обновления информации (Modify date): 17.01.13 20:07