Имена

Наталья Бобровская

Меценат и благотворитель Ю.С.Нечаев-Мальцов

Ю.С.Нечаев-Мальцов

31 мая 2012 года исполнилось 100 лет со дня основания Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Идея создания этого музея принадлежала И.В.Цветаеву. А крупный стекольный магнат Ю.С.Нечаев-Мальцов вошел в нашу историю как меценат, создатель Музея изобразительных искусств.

Создавая музей, профессор Иван Цветаев, отец Анастасии и Марины Цветаевых, писал: «Я верил и верю собственно в Москву… А так как и в нашем народе, и в русском сердце, несомненно больше добра, чем зла, больше ума, чем глупости, больше теплоты, чем жестокого эгоизма, больше милосердия, чем гнусного сквалыжничества скряг-миллионеров, то я в глубине души и верил, и верю, что цель нашего, исключительно просветительского предприятия будет понята другим, а следовательно, и достигнута». Многочисленные отказы в денежной помощи, которые он встречал на своем пути, не заставили отступить от задуманного большого дела.

Музей был профинансирован на частные пожертвования, а самым значительный денежный вклад на создание Музея изобразительных искусств сделал Ю.С.Нечаев-Мальцов. Средства на музей также были выделены именитыми купцами и меценатами – Солдатенковым, Третьяковым, Иловайским и другими. До Нечаева-Мальцова были вклады в создание музея не более 30000 руб. Он выделил сумму в 300000 руб., а в впоследствии еще 50000 руб. На его средства из Италии были выписаны искусные камнетесы, 300 рабочих, нанятых им, добывали на Урале белый морозоустойчивый мрамор. «За музей» Ю.С.Нечаев-Мальцов получил орден Александра Невского с бриллиантами и придворное звание обер-гофмейстера Императорского двора. В общей сложности было израсходовано 2,5 млн. руб.

Но мало кто помнит в наши дни яркую, похожую на сказку биографию самого Мальцова. Окончив юридический факультет Московского университета, он служил обычным клерком. Но, как бывает в сказках, в один прекрасный день проснулся миллионером, богатейшим и влиятельнейшим человеком в России. Его дядя Иван Сергеевич Мальцов, крупный промышленник, умер в Ницце и оставил всё свое немалое состояние в наследство племяннику, но лишь с одним условием, что тот будет носить его фамилию. Так Юрий Степанович Нечаев становится носителем двойной фамилии Нечаев-Мальцов и займет под эти именем видное место в нашей истории как меценат и благотворитель.

Династия Мальцовых была известна еще с ХVIII века как династия крупных промышленников, с их именем связано возникновение целого ряда отраслей. Мальцовы производили чугун, машины, первые русские паровозы и рельсы. Но более всего они славились своими стекольными заводами. «Плафонами известен и садами, но более стекольными делами», – говорили о них в народе. Его дядя Иван Сергеевич находился на дипломатической службе в трагическом 1828 году вместе с Александром Сергеевичем Грибоедовым в Тегеране.

17 августа на Колымажном дворе состоялась торжественная закладка здания Музея. Строился музей, главным образом, на частные средства, деньги стали собирать задолго до его закладки. Денежные пожертвования сначала были небольшие по 500-1000 рублей. Жертвователи не часто давали деньги по собственному побуждению, в основном, их приходилось уламывать и уговаривать. «Разговоры с иными купцами и барами «людьми колоссальных, громовых богатств или «темных» богатств, – признавался Цветаев, – тяжелы и бесплодны».

А Юрий Степанович вел дело с большим размахом, сам возглавил геологическую экспедицию на Урал, чтобы отыскать там месторождения мрамора. Главный меценат оплачивал счета крупнейших строительных фирм Москвы и Петербурга, Варшавы и Рима. Он хотел, чтобы в этом большом деле принимали участие знакомые ему художники – Айвазовский, Васнецов, Поленов. В городе Гусь-Хрустальный Васнецов делал для него картоны для мозаичного образа Божьей матери в соборе. Сюжетами росписей музея должны были стать основные вехи истории искусства. Зал Олимпия был сооружен нижегородскими богачами И.М.Рукавишниковым, зал Лиссипа – московским купцом Шелапутиным. В Комитет по устройству музея входили историки – Иловайский, Уваров, художники Поленов, Васнецов, фабриканты – М.А.Морозов, Братья Арманд, меценаты Нечаев-Мальцов, Мамонтов.

Цветаев также говорил: «в деле устройства нового просветительского учреждения для Москвы и России мы охотно принимаем лиц всякой национальности». За неутомимые труды и громадные пожертвования на устройство Музея в 1908 году Нечаева-Мальцова избрали почетным членом Московского археологического общества. До самого открытия Музея изящных искусств – таково было его первоначальное название – он оставался его главным меценатом, и даже в те годы, когда другие жертвователи «выбывали из игры» и отказывали в денежной помощи. Уже с самого начала была определена сфера деятельности Музея изящных искусств – просветительская: «музей, открытый всем и каждому», он был открыт не только для студентов, но для «публики», причем один день в неделю – бесплатный.

А династия Мальцовых начиналась с Василия Мальцова, который построил стекольный завод на реке Гусь и город назвал Гусь-Хрустальный. В конце ХVIII века начинается подъем стекольного производства на мальцовских предприятиях. В 1792 году они основывают новый стекольный завод в деревне Дятькове Брянского уезда. И с этого времени начинается расцвет хрустального производства. Группа мальцовских заводов являлась самым крупным производителем стекла в дореволюционной России, представляя мощный организм, выпускающий все виды стекольной продукции. Кроме производства оконного стекла и бутылок всех видов, мальцовские заводы выпускали разнообразную посуду для повседневного спроса и снабжали ею всю Россию. Они работали на отечественном сырье, и поэтому их продукция отличалась доступностью и дешевизной. Их посуду можно было встретить в любой русской деревне. К середине ХIХ века Мальцовы владели 250.000 десятин земли, а на заводах работали 100 000 человек. Стеклодувы производили также и хрусталь высокого качества – хрустальные люстры, хрустальные навесы над алтарем, хрустальные плиты иконостаса. к тому времени, как владельцем стал Юрий Степанович, многие заводы пришли в упадок. Но благодаря его прекрасным организаторским способностям производство стекла он поднимает на мировой уровень. Мальцов ездит за границу, знакомится с новейшей технологией и внедряет ее у себя на родине. Он привозит образцы всемирно признанного чешского богемского стекла, а русские мастера не только в точности воспроизводят их, но также вносят свой национальный колорит в рисунках на хрустале. Писатель Д.Григорович писал: «Какое удивительное чувство красоты и формы было в мастерах прежнего времени! Не известные Ваньки и Петьки, проводившие всю жизнь между душной мастерской и тесной застольной.., ухитрялись создавать вещи, в которых замечательно отразилось их время – то ли в орнаменте, то ли в иных украшениях, то ли в забавных вензелях или курьезных, часто наивных надписях!» Рюмки, бокалы, хрусталь с алмазной гранью – звездочкой, черточкой.

Мальцовский хрусталь очень быстро завоевал признание на российском рынке. На Всероссийской выставке в 1829 году получил Большую золотую медаль за «наибольшую чистоту хрустальной массы, дешевизну и разнообразие». «Замечательные фабрики эти, что даже вещи, ежедневно употребляемые в быту – гладкие с небогатой шлифовкой «парафины», стаканы, бокалы и тому подобное, так чисто и искусно выделываются, что не уступают английским», – писали газеты того времени.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Меценатство»]
Дата обновления информации (Modify date): 28.01.13 20:29