Выставки

Станислав Айдинян

Оксы… Три дарования…

Три художника… Три эпохи… Три дарования… Я недавно побывал на выставке в бизнес-центре Кантри Парк на вернисаже в Арт-галерее Жанны Ситник, опытной московской главы «Галереи на Воздвиженке».

Старейшина художественной династии Евгений Окс – один из славных представителей раннего российского авангарда. Знакомец и полноправный представитель одесской и московской богемы 1920-х годов, оставивший образные, интересные воспоминания. В них мы знакомимся со столь известными лицами нашего культурного прошлого, как соавтор Е.Петрова парадоксальный Илья Ильф, изобретательный Эдуард Багрицкий, ироничный Юрий Олеша, подруга В.Брюсова Аделина Адалис и другие. Евгений Окс на выставке представлен натюрмортами и пейзажами позднего периода творчества, по условиям времени он не мог широко продолжать начатый в молодости авангардный путь в искусстве – можно было быть обвиненным в космополитизме… Е.Окс избежал репрессий, но остался в искусстве своим зрелым периодом преимущественно как художник-реалист, рисующий задумчиво и непосредственно «примосковье» и саму столицу-Москву, ее улицы, рисующий цветы, создающий психологические автопортреты, которые убедительно демонстрируют его талант портретиста… Надо сказать, что в Автопортрете на красном фоне 1920-х годов отмечается некоторое отдаленное внешнее сходство художника с поэтом Борисом Пастернаком…

Однако особенным открытием для меня на этой выставке было полотно дочери Евгения Окса, художницы Людмилы Евгеньевны Окс. Она работала в свое время и как театральный художник, и как станковый. Как и отец, писала натюрморты, делала это очень классично, изящно. И все же, как я сказал, одна из работ вернисажа мне показалась самой ведущей, самой духовной. Ее название «Ростовская Элегия». Изображены на ней башни старинного русского города Ростова, стоящие у реки; выше – купола, стены собора с куполами и над ними, покровом над городом – тончайший, сотканный из видения, образ Богоматери, покровом своим накрывающей и стены, и башни, и собор – весь город… На переднем фоне как на древней иконе, в иконном каноне написаны кони – один пьет воду из реки, другой изогнул шею к небу… Лунный зеленоватый свет дает основную, таинственную ноту – таинства видения. И только зритель картины лицезреет образ Видения Богоматери… Это особенно возвышенное как по теме, так и по тонко выбранным средствам создания произведение, которое приковывает взгляд. Перед ним хочется стоять долго… Думаю, что для творчества Людмилы Окс эта работа является этапной…

Есть, конечно, на выставке и произведения Ольги Окc, младшей представительницы династии… Ее кисть выпущена на свободу – она менее оттачивает, прорисовывает детали – ее стихия – цвет, ее графика рождена создавать настроение… Ее «Бегущая по волнам» и женственна, и загадочна. Она, как и многие другие изображения кисти Ольги, даны яркими красками по черному фону. В произведениях Ольги явственны темперамент, стихийность, при наличии часто условного сюжета… Как образы, так и краски ее динамичны. Ей характерно использование коллажного, многосоставного метода создания работ. У Ольги Окс в Москве прошло много персональных выставок во всевозможных выставочных залах, и в этом смысле ее путь также продолжает во времени и пространстве дело, начатое ее дедом, Евгением Оксом

Е.Окс. «Натюрмот с вазой», 1950-е годы. Х., м. 59 х 64 см.

Л.Окс. «Ростовская Элегия», Фанера, м.

О.Окс. «Бегущая по волнам», 1992 г, Техн. демо. 79 х 49 см.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «ART»]
Дата обновления информации (Modify date): 14.01.13 18:17