Поэзия

Анджей Заневски

Пребудь в белизне…
(Вступительное слово к книге Татьяны Данильянц «Белое»)

Можете себе представить шахматную доску, на которой все поля белые? Белы и фигуры в побелевших пальцах игроков. А вдалеке фон – приморский пляж известного курорта… Городок на солнечной обочине… Туманная морозная тайга… Это значит нас всех, участников необычного спектакля, окружает, а скорее, обтекает белизна – естественно, разнообразная, поскольку существует бесконечное количество степеней этой белизны, бесчисленные возможности сопоставлений и различных вариантов… Всё это является иллюзией недосказанности, прекрасным и многозначительным заблуждением, к тому же несущим очень богатую символику: чистоты, совершенства, света, жертвы, посвящения, крещения, а также духов, демонов, вампиров. Заблуждением, поскольку даже посредственный старшеклассник знает из курса физики, что белый цвет – сумма всех цветов, рубеж, соединяющий несочетаемое. Другими словами, радуга – это и есть белизна… Именно это слияние, соударение, уже невидимое присутствие цветов в белизне, равное их уничтожению или маскировке, притягивало, заставляло остановиться мыслителей, философов, поэтов – всех, кто ищет объяснения необычным явлениям, существующим как в науке, так и в жизни, и в литературе…

Поэтика Татьяны Данильянц восхитила меня своей открытостью и правдивостью, особенной философией и покорением языковой стихии. Под маской деликатного заглавия «Белое» чувствуем пульс современных дел, дорог, неуверенности наших сердец… Я старался (будучи знакомым с автором) воспринять эти стихи как откровения молодой женщины, но нашел и открыл в них намного больше… Записанные между жизнью и смертью, между осознанием и предчувствием, между радугой оттенков жизни и ослепляющей яркостью белизны – размышления, личные приключения со словом, попытки удержать неудержимое, эту лавину времени, безустанно нас окрыляющую, заставили меня одновременно взглянуть в будущее и назад.

Поэтесса умело управляет нашими эмоциями, воспоминаниями, озарениями…

просыпаясь ночью
я думаю о тонкой паутине
отношений
ее предательская тонкость
прозрачность
(ко-лы-ха-е-мость)
...................
это можно
назвать аллергией
на жизнь
хотя я думаю это
аллергия
на смерть

Написано без явного адресата, не напрямую, но обращено именно к нашей совести.

Богатая разнообразная символика присутствует во всех текстах, углубляет их смысл и значение, в том числе и семантическое. Автор постоянно находится в дороге, путешествует среди ворот, лиц, стеклянных сердец, душ и теней, посещает Лондон, Будапешт, Париж, Мадрид… Отличительной чертой поэзии Татьяна Данильянц также является доверие к словам и вера в смысл сотворения стихотворных строк – мимолетный, но очевидный. Этот смысл – потребность человека в поэзии, поэзии, которую мы ждем с нетерпением, зная, что она помогает нам жить, что она и есть наивысшая ценность.

Между белыми стенами, паутинами, стеклами раз за разом разверзается розовое, серое, голубизна и радуга. Татьяна Данильянц знает о своем белом всё, знает его силу и слабость, маски и ловушки, знает также, что белое неоднородно и несовершенно. Стихотворение «Время vers libre» многое здесь проясняет…

тихий голос говорящий сам с собой во времени
со временем а время ткет свой гобелен
не что иное как музыкальная ткань бытия

Радует, что в молодой современной русской поэзии, о которой, несмотря на старания немногочисленных переводчиков мы знаем так мало, появляются выразительные, аутентичные, оригинальные творческие фигуры, произведения, свидетельствующие об исключительной чувствительности, интуиции, воображении… Татьяна Данильянц создала собственный утонченный код лирического признания, чудесной белой повести. После прочтения, вдумчивого и многократного, меня окружили ассоциации. В истории литературы, великой мировой литературы синдром-архетип белого появляется многократно и, как видно, постоянно возвращается… Пауль Целан, Василий Кандинский, Геннадий Айги, Редьярд Киплинг, а среди современных польских поэтов – Кшиштоф Генсеровски, автор известной книги «Взятие белизны»; все они – вместе с Анной Ахматовой – предшествовали этой скромной черно-белой книжечке под названием «Белое», изданной в Москве в 2006 году.

Стихи перемещаются как кадры фильма, лаконичные, краткие, точно вымеренные; нечего добавить, нечего убавить, постараться принять и понять. А потому, Дорогой Читатель, не спеши, не подгоняй сам себя… Задержись даже у деликатных миниатюр – этих маленьких шедевров поэтического искусства, и, возможно, признаешь правоту автора, который открывает, что «смерти нет, смерти нет на свете», что «смерти не существует». Либо подавленный временем и усталостью, неожиданно обнаружишь в этих прекрасных стихотворениях собственное отражение, собственную ситуацию, свое ежедневное беспокойство…

Душа моя,
на стебле раскачивается.
Сильный ветер.

Стихотворения Татьяны Данильянц своей формой, графической записью, внутренней драматической структурой несколько отходят от стереотипов известной нам традиционной русской поэзии, однако в моем восприятии они не менее русские, чем простор, снег и сожаление из стихотворений Александра Пушкина, Бориса Пастернака, Марины Цветаевой…


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Литература»]
Дата обновления информации (Modify date): 16.01.2012 16:13