От куратора раздела «Италия»

Марио Торнелло

Барочные виллы Багерии
(Отрывок)

Вытянувшись, как кот на солнце, на склоне, спускающемся к морю Аспры, в тринадцати километрах от Палермо, раскинулся небольшой городок Багерия, погруженный в провинциальный сон. Вплоть до 60-70 годов его практически целиком окружали пышные «йардини», как назывались благоухающие лимонные плантации, чей золотистый фрукт экспортировался во всю Европу.

Сельское хозяйство главенствовало в жизни городка и приносило доход многим семьям, как землевладельцев, так и тех, кто трудился в данном виде деятельности. Благодаря тишине, чистому воздуху и расположенному в двух шагах морю Багерия была избрана как место жительства многими палермитанами. С конца XVII века здесь появились аристократические дворцы, первый из которых, палаццо Бутера, возвышается в верхней части главной улицы города.

Он был построен в 1658 году для Джузеппе Бранчифорти, князя ди Пьетраперция и ди Леонфорте, графа ди Раккулья и кавалера ордена «Золотого руна», после того, как тот впал в немилость, будучи вовлеченным в заговор против испанской короны. Лишившись звания вице-короля Сицилии, он выбрал добровольное изгнание, оставив роскошную резиденцию в Палермо и приказав построить величественный замок в своих землях в Багерии. Таким образом, в этой сельской местности появилась первая аристократическая резиденция, благодаря чему сюда устремилась и небольшая часть двора, жившая благодаря сказочным богатствам князя.

Замок в средневековом стиле, защищенный с обеих сторон двумя зубчатыми башнями, когда-то доминировал над местностью. Он имеет внутри две широкие лестницы: одну с южной стороны, другую с северной. Два крыла строения разделены располагающейся перед ними площадкой, граничащей с низенькими постройками для прислуги, для различных хозяйственных нужд и конюшнями.

Портал над лестницей в западной части, в стиле XVI века, украшен великолепной декорацией в испанском стиле, воспроизводящей рельефные изображения пышных гроздьев фруктов, листьев и цветов, а также фигурок путти.

На фронтоне башни можно и сегодня прочитать высеченную надпись «O Corte a Dio» («Прощай, Двор»), которая вместе с другой надписью на испанском языке над главным входом свидетельствует о состоянии души князя Бранчифорти: «Всякая надежда теперь потеряна, единственное благо меня утешает, что время бежит, летит и скоро заберет у меня жизнь».

В XIX веке эта величественная вилла была подарена князьями Бутера религиозному Ордену сестер св. Винченцо, который приспособил ее под монастырь и школу. Сегодня она принадлежит городскому муниципалитету и закрыта для публики.

Пройдя через массивные резные ворота и небольшой крытый пассаж, мы попадаем в просторный двор, где с правой стороны возвышается классическая двойная лестница, ведущая в здание. Здесь же расположена небольшая церковь, которая приобрела особую важность с 1708 по 1771 годы, будучи филиалом собора Палермо. Вилла Бутера служила местом встреч и политических переговоров европейской аристократии. (...)

Другой старинной резиденцией, находящейся на территории Багерии, является вилла Палагония, больше известная как «Вилла чудовищ».

Она была построена в 1715 году князем Палагонии Франческо Фердинандо Гравина Бонанни. Строительство было поручено архитектору дону Томмазо Мария Наполи, который вместе с Агатино Дайдоне спроектировал здание Сената Палермо.

После смерти князя в 1737 году виллу наследовал его сын Иньяцио Себастьяно, умерший девять лет спустя. Однако именно внук князя Франческо Фердинандо II придал ее архитектурному убранству неповторимое своеобразие, добавив странные уродливые фигуры из туфа, которые были расставлены на окружающих виллу стенах и вдоль длинной аллеи, ведущей к зданию. Они придают ее аспекту отнюдь не умиротворяющий характер.

Ко входу в величественную резиденцию вела аллея около двух километров длиной, и ее стены также были уставлены сотнями подобных уродливых фигур, многие из которых были придуманы самим князем.

Когда-то статуй насчитывалось более двухсот, сегодня их остается только шестьдесят две. Многие сохраняются в плохом состоянии, потемнев от смога, осыпаясь благодаря атмосферным явлениям и человеческому небрежению.

В прошлом на виллу попадали, проехав под двумя триумфальными арками. Первая из них, называвшаяся «Трое ворот», больше не существует. Вторая соответствует сегодняшней арке «Святой Троицы» с двумя нишами с фигурами святых.

Последний отрезок пути по аллее ведет к большому эллиптическому портику, который является входом на территорию, прилегающую к вилле. Проход до дворца, который, к счастью, сохранился, ведет к монументальному входу в здание, украшенному двумя небольшими лестницами, сходящимися наверху.

С другой стороны виллы, на расстоянии около тысячи метров, сохранилась одна из двух колонн из туфа высотой в десять метров, на вершине которой находится женская фигура. Эта колонна разграничивала владения князей Палагонии и Бутеры.

Гномы, кентавры, драконы, музыканты, играющие на странных инструментах, мифологические персонажи и искривленные уродцы обрамляли описанную выше аристократическую резиденцию, которая сегодня оказалась задушенной сумасшедшей строительной спекуляцией.

В прошлом статуи были покрыты штукатуркой на основе мела и извести и потому были белого цвета. Помимо желания защитить туф, это имело также целью облагородить строительный материал, сделав его похожим на мрамор.

Жилище князя полностью отражало непостоянный характер его владельца, подверженного приступам скрытого безумия. Именно это отличало его эксцентричную и неординарную личность.

Во дворец попадаешь, поднимаясь по одной из двух мраморных лестниц работы Биллиеми, сходящихся при входе под помпезным гербом семьи Гравина. По бокам видны сочетающиеся с внешним убранством виллы две небольших каменных маски с раскрытыми ртами. Здесь в ночное время тушили факелы, после того, как провожали гостей.

У ворот с противоположной стороны две каменные статуи в виде уродливых карликов как будто стерегут вход на виллу, выходящий на нынешнюю площадь Гарибальди.

Чудовищные карикатуры из камня, чертами которых народная фантазия наделила друзей и гостей аристократического дома, были прихотью князя Гравина ди Палагония-младшего, возможно, как вызов несправедливой судьбе, которая его самого сделала уродливым.

Помимо почти двухсот зловещих фигур, примостившихся на стенах по периметру, жилище этого аристократа отличали и другие странности. Например, потолок в большом бальном зале, целиком покрытый зеркалами и расписным стеклом, во время роскошных празднеств отражал перевернутыми образы гостей и танцоров, что в сочетании с зеркальным отражением на стенах создавало комичные образы, как в калейдоскопе.

Некоторые мраморные изваяния, созданные Гаджини, изображают самого князя и членов его семьи и обрамляют стены этой великолепной залы, куда попадаешь из домовой церкви, а напротив располагается биллиардная комната.

В своей домовой церкви князь также пожелал оставить следы присутствия его помраченного сознания. У ног распятого Христа, подвешенного на крюке на своде, коленопреклоненный человек, похожий на хозяина виллы, был привязан цепью к пупку Спасителя. Говорят, что князь был очень религиозен (на свой лад) и особенно почитал св. Иньяцио ди Лойолу.

Другую странность представляли короткие щели в деревянных стенах залы ожидания, через которые хозяин, изменив голос, подчас обращал к гостям самые нелестные эпитеты. Поистине он обладал далеко не ординарной личностью и был способен жестоко подшутить на теми, кто хотел посетить его жилище.

Одна из его шуток остается особенно памятной, когда на Пасху 1787 года его посетил Иоганн Вольфганг Гете. Писателю было сказано, что князя «нет дома», однако у жителей Багерии по этому поводу есть своя версия. Они уверены, что князь, переодевшись в мажордома, сам предстал перед знаменитым гостем с двумя слугами и позаботился о том, чтобы показать ему виллу, за чем последовало приглашение на завтрак в зеркальной зале, где были сервированы свежие и сухие фрукты и обильное вино.

Гете с негодованием и изумлением рассказал о странностях дворца и его хозяина. Одной из них, например, были стулья, чьи ножки неодинаковой длины не позволяли удобно сидеть на них.

Гете все же имел возможность увидеть князя в его привычном облике и описал его как «высокого сухопарого господина… завитого, с напудренными волосами…»

А известный французский гравер, художник и архитектор Жан-Пьер Уэль утверждал, что «посетил дворец наиболее оригинальный, который только существует в Европе благодаря своим странностям…», где «были стулья и кресла настолько наклоненные вперед, что необходимо было делать усилия, чтобы избежать соскользнуть на пол».

Сами лакеи тихо предупреждали гостей быть очень осторожными со стульями, поскольку под бархатом подчас скрывались длинные булавки и иглы.

С конца XVIII века виллу посетили многие известные европейские личности, среди которых в 1845 году были царь Николай I и его семья, находившиеся на отдыхе в Палермо, чтобы поправить расстроенное здоровье императрицы, а в XX веке на ее территории не раз проходили съемки фильмов. Ги де Мопассан посетил ее в сопровождении палермского дворянина герцога Делла Вердура и прокомментировал ее странности с оттенком добродушного юмора. (...)

Другой виллой XVIII века является вилла Каттолика. Она величественно возвышается в верхней части городка и имеет чудный вид на Палермо и гору Монте Пеллегрино. Спроектированная по рисункам неизвестного архитектора она бросается в глаза тех, кто проезжает по шоссе 113 мимо Багерии в обоих направлениях.

Величественная в своем аспекте, вилла является типичным примером дворянских построек того времени, декорированная снаружи и украшенная двойной лестницей, сходящейся на втором этаже при входе в здание. Сегодня вилла Каттолика принадлежит муниципалитету и на ней расположена картинная галерея, содержащая более двухсот работ известного художника, уроженца Багерии Ренато Гуттузо, который подарил их родному городу. Сам художник покоится позади здания в саркофаге из редкого китайского голубого мрамора, который создал для него его друг скульптор Джакомо Манцу.

Вилла Каттолика была построена в 1736 году при Франческо Бонанно, князе Каттолика, мировом судье Палермо, который пожелал выбрать для своей летней резиденции тихое место, но которое бы доминировало над принадлежащей ему территорией и где можно было бы наслаждаться волшебной панорамой.

В архитектуре дворца прослеживаются следы средневековых построек, которыми впоследствии было вдохновлено барокко. Величественные ворота при входе и другие детали имеют характер XVI века, как, например, фасад задней части здания, обращенный к морю, с поддерживаемым консолями балконом в барочном стиле.

Желтый цвет фасада появился при Джоаккино Скадуто, который купил дворец в конце XIX века и отреставрировал его, включая почти все оригинальные полы, сделанные из ценнейшей майолики Валенсии.

В прошлом вилла Каттолика использовалась для различных нужд: как лазарет во время эпидемии холеры, военная казарма Бурбонов или склад для хранения сельскохозяйственных и рыбных продуктов. Около входа во дворец возвышается маленькая церковь, где сейчас находится хранилище и где организуются временные выставки.

Кроме того, виллу Каттолика отличает одна любопытная особенность: это единственная постройка XVIII века на территории Багерии, которая имеет «комнату сирокко», то есть подземное пространство, вырытое в нескольких метрах от самого здания, которое использовали как убежище от непереносимой жары, когда дул знойный ветер сирокко.

Внутри виллы находится также маленький музей сицилийских повозок, которыми пользовались местные крестьяне вплоть до появления всемогущего автомобиля и где встречаются образцы XIX века. Помимо типичных характеристик транспортного средства сицилийские повозки являются произведением искусства, свидетельствуя о богатстве фантазии местных художников.

Повозки целиком расписывались яркими цветами, даже снизу, где в основном помещались геометрические рисунки, тогда как по бокам бросаются в глаза сцены из жизни паладинов, то есть средневековые истории, посвященные королю Артуру и рыцарям «Круглого стола», а также Орландо, Ринальдо, Гано ди Магонца, Анжелике, Феррау и многим другим, запечатленным сражающимися на дуэлях в защиту собственной чести и чести своего короля или побеждающими страшных фантастических драконов с огнедышащими пастями.

Подлинная школа этой живописи была создана братьями Дукато (Онофрио, Эрнесто, Джованни, Доменико и Джузеппе), которые оказали сильное влияние на молодого Ренато Гуттузо.

На первом этаже виллы-музея открыта постоянная выставка кинематографических плакатов, от 20-х годов и почти до наших дней. Подобная экспозиция, возможно, единственная в Италии, погружает нас в историческое прошлое кинематографа и через плакаты доносит до новых поколений его историю.

Свое собрание подарил городу известный коллекционер и знаток кино Филиппо Ло Медико, уроженец Багерии. Благодаря ему мы можем вспомнить многие итальянские и иностранные фильмы, сегодня позабытые, но которые вошли в историю европейского кинематографа.

В Багерии родились многие известные деятели итальянской культуры, от уже упоминавшегося Ренато Гуттузо, искусство которого признано во всей Европе, до диалектального поэта Иньяцио Буттитта, а также известного фотографа Фердинандо Шианна, любимого ученика прославленного Картье-Брессона, а еще прежде окулиста Джузеппе Чирринчионе, который сумел частично вернуть зрение поэту Габриэле Д’Аннунцио.

К деятелям культуры, родившимся в Багерии, добавим последнюю «звезду» города, кинорежиссера Джузеппе Торнаторе, который воспел свою родину и собственную страсть к кино в фильме «Новый кинотеатр «Парадиз»». Недавно на экраны вышел новый фильм режиссера «Баариа», где Торнаторе с присущей ему печальной улыбкой рассказывает на примере одной семьи историю своего родного городка на протяжении нескольких десятилетий XX века.

Вилла Палагония

«Чудовища» виллы Палагония

Вилла Каттолика

Каталог выставки кинематографических плакатов из собрания братьев Ло Медико

Cтатья взяты из книги: И.Баранчеева, М.Торнелло «По дорогам Италии».
Москва, «Гуманитарий», 2011 г.


[На первую страницу журнала «Меценат и Мир»]
[В раздел «Италия»]
Дата обновления информации: 31.01.12 17:41