События

Лена Штерн

Вечер памяти Юрия Штерна

Этот замечательный вечер состоялся и прошел при содействии, помощи и поддержке многих наших друзей – посольства Израиля в России и посла Дорит Голендер, министерства иностранных дел Израиля, Йоси Тавора, семьи Штерн и В.С.Штерна, театра на Таганке и лично Каталин Любимовой, и Ю.П.Любимова, наших друзей из ЕАЕК – Романа Спектора, Иосифа Зиссельса, Марка Шабата и Алика Надана, руководителя Джойнта в Москве, И.Попова, замечательных, уникальных артистов и музыкантов – Марка Розовского, Татьяны Ревзиной и артистов театра «У Никитских ворот», Вероники Долиной и Юлия Кима, незаменимого Бориса Львовича, Маши Немировской, режиссера, Тины Богдановской, художника-графика, Гидона Дубинского и Эллы Козаковой, Фонда Юрия Штерна, Марика и Полины Штерн, гостей, пришедших на нашу встречу и всех, всех, всех, кто помогал нам в размещении программы вечера на сайтах, публикации сообщений и пр....

СПАСИБО!!!!

Белые ночи, тополиный пух...
(История одного вечера)

Завершение... и начало

…Почти одиннадцать вечера. На Таганской площади заходящее позднее солнце отражается золотом в окнах домов. Разгоряченная вином и встречей компания выходит из театра и, не в силах разойтись, продолжает свой путь в направлении близлежащего ресторана. Московские друзья, знакомые с далеких университетских лет, родные, и мои дети, стопроцентные израильтяне, оглушенные всем происходящим: сотнями людей, пришедших в Москве на вечер памяти их отца, особой атмосферой внимания, смеха и слез, уважения и ностальгии...

Провожая меня в обратный путь, старый друг принес в подарок видеозапись «Мастера и Маргариты» – фильма, пролежавшего 15 лет на полке «по непонятным причинам» и лишь сейчас получившего право на жизнь.

Дома по приезде, просматривая фильм, глядя на лица актеров, пейзажи Москвы и «Иерушалаима», прислушиваясь к знакомым словам, не могла отделаться от мысли, что и этот подарок, и вечер на Таганке, и вся московская поездка – не случайны. На фоне чуть блеклого неба и облаков белого тополиного пуха, превращавщихся порой в подобие снежной бури, происходили события, которые несколько десятилетий назад казались абсолютно фантастическими, невозможными. Словно лишь сейчас настало время возвращения, встречи, воссоединения, осмысления... Что существует в моей жизни некое мистическое переплетение этих двух городов, связь между главными действующими лицами, включая «Мастера и Маргариту», связь времен, соединивших «в причудивой вязи» театр, его легендарную историю, наш с Юрой поход на любимовского «Мастера», вечер памяти Юры на той же сцене Таганки, возвращение Марика и Полины в Москву, посещение старых наших домов на Преображенке и на Щелковской и многое другое...

Связь времен – между толпой зимой 1980 года, пытающейся пробиться по подделанным контрамаркам на Мастера и Маргариту – и самим Мастером – Юрием Петровичем – на сцене, вспоминающим встречи с Юрой в Иерусалиме... В том же зале, на той же сцене... И потом, в легендарном кабинете Любимова, полтора часа истории, воспоминаний, рассказов, возможно ли это?

Начало

Оказалось, что возможно...

Меня всегда поражало, как случается, что некое слово, идея, задумка вдруг обретают настоящую реальную жизнь... Как произошло, что этот вечер памяти Юры обрел жизнь, случился...

...Март месяц. В предпасхальные, еще почти зимние дни, проездом в Москве, пытаюсь наудачу созвониться с Дорит Голендер, новым израильским послом, в прошлом директором Река, хорошей знакомой и другом Юры. Честно говоря, особого рвения и сил на «поднятие» московского вечера не было, но все-таки решила использовать мизерную возможность назначить встречу с послом. Глубокий радиофонный голос Доры в трубке – конечно, приезжайте после трех, на Ордынку.

Мы обсуждаем идею вечера памяти Юры, Дорит загорается: «Давайте проведем его в театре на Таганке, недавно там был вечер «Любимов и Иерусалим».

Я в смятении – Таганка – боже – в этом здании, на этой сцене – овеянной мифами и по сей день... «А это возможно?» – заикаясь от волнения, спрашиваю я... Меня уверяют, что шансы велики... Но нужен сценарий. Программа. Гости… Да мало ли что еще требует организация вечера в таком месте... Я, как всегда, головой в прорубь, с размаху.., еще не зная, что мне предстоит, но, полагаясь на помощь посольства, – соглашаюсь… Тотчас же была назначена и предварительная дата вечера – конец мая – начало июня... Через месяц с лишком после возвращения, в начале мая, звонок из Москвы – на проводе Йоси Тавор – «Лена, где сценарий? Я нахожусь в кабинете Каталин, на Таганке... Вечер состоится 5 июня...»

Ну, нам ли бояться трудностей.., правда, я не предполагала, что они будут столь обильными… Но поскольку я без особых колебаний становлюсь... продюссером, сценаристом, ведущей, режиссером… список можно продолжить... то и этот, последний пока что опыт, наверное, пригодится… Месяц бесконечных звонков, переговоров и имейлов с замечательными артистами и музыкантами, фантастическим ведущим (хвала Господу и Юре, что столько любящих людей он обрел), волнений и звонков в посольство, составления бесконечных списков и их пересылка, ...помощи друзей – в оплате расходов, поисках «израильского номера», графики приглашения, рассылке по сайтам, и пр., – все это, позади... Слава Богу...

Когда же оказалось, что и мои дети решили поехать вместе со мной в Москву, то моей радости не было предела. Наша совместная поездка, возвращение в Москву – событие еще более невероятное, важное, нежели проведение вечера... Для Полинки, тогда семилетней девочки, цепляющейся за серое вязаное пальто мамы, последние часы пребывания в России прошли в пустом и полутемном зале Шереметьева, где она истошно кричала «верните мне моего папу...», а двухлетний Марик, горячий от жара, ревел навзрыд, пока меня пытались обыскать в кабинете гинеколога, пока... да что там.., пока Юра нетвердым шагом вернулся, и мы все-таки улетели... на, как тогда это называлось, ПМЖ – постоянное место жительства – в Израиль... И вот теперь, тридцать лет спустя, мы втроем возвращаемся в Москву на вечер памяти Юры, и где – в Театре на Таганке, место сакральное почти для меня... Но как это объяснить им, выросшим на совсем других символах...

В тот же день, вечером, спектакль «Высоцкий» – дети просили – и как по заказу – два часа – без перерыва – вся боль 60-х и 70-х обрушились со сцены. И это было сильнее всяких объяснений о том, как мы жили, что было здесь и почему они выросли совсем в другой стране, и в то же время, почему необходимо было нам это возвращение... Полинка, напевая «Парус» на иврите: «А я и не знала, что все песни, которые мне папа пел, – написаны Высоцким».

Этим же вечером, после спектакля, рядом со станцией метро – группа рока, толпа зрителей вокруг – невиданная в наши времена – вот она, Москва, год 2011, вот он, Иерусалим – 3,5 часа лета – расстояние в жизнь... Но встреча возможна, преодолевая страх и сомнения, с открытым сердцем и любовью, любопытством и юмором...

И вот, 2 июня, – театр, кабинет Каталин Любимовой на втором этаже, все специалисты в сборе – неужели это свершается прямо на глазах? – путешествия по подземным коридорам Таганки, обрамленным трубами, выкрашенным в черно-бело-красные цвета – символ Таганки, склады декораций, даже приказ по театру!!! – о вечере Юрия Штерна– видела своими глазами, клянусь...

Два часа до начала... 5 июня, воскресенье, пять часов пополудни, вместе с Мариком и Полиной мы по дороге в театр... Не могу сдержать волнения, выпила разом рюмку коньяка и чего-то успокаивающего…

В фойе – фотографии Юры, перекочевавшие в салоне «Эль-Аль» из Иерусалима, плакат, возвещающий о вечере «нашего друга, Юрия Штерна», в зале – репетиция (Маша Немировская командует парадом). Знакомые мелодии израильских песен успокаивают меня. Марик и Полина, сияющие и взволнованные тоже – за столиком с книгами и флайерами Фонда… Каталина предлагает всем соевые батончики – оказывается, традиция (жаль, что не рюмку коньяка). Всё, вроде бы, в порядке... Теперь остается только помолиться…

Вот и публика начинает собираться, сначала парами, потом потоком... Столько знакомых, родных лиц... Прибывают высокие гости... И мои друзья университетские, и самые родные – Штерны – ловлю себя на мысли, что вечер уже начался, здесь и сейчас, в фойе театра… Удивительно, зал заполнен почти совсем... Звонок...

...Мне, сидящей на сцене и украдкой оглядывающей зал, были видны и слезы, и волнение гостей. Да и гостями их назвать неточно. Встреча друзей, встреча, пронизанная всем, что было так важно в жизни Юры – и смех, и анекдот, и высокая речь, и даже танец с Розовским, и «Катюшка» на иврите, и, конечно, сам Мастер – на сцене – Юрий Петрович Любимов. Как в Юриной жизни встречи с министрами и послами сменялись застольем и бардовскими песнями, стихами Серебряного века – все это было и здесь. Но было и другое – ощущение продолжения, уважение к стране, к тому, что было сделано и продолжает эту бессметртную жизнь духа, идеи, сущности нашей… И глаза детей, Полинки и Марика, со второго ряда, – по их реакции я судила обо всем происходящем... «Золотой Иерусалим» в виртуозном исполнении молодого артиста театра на Таганке Саши завершил вечер, но никто не расходился, все оставались на своих местах, ожидая продолжения... Оно последовало не только в фойе театра, среди ваз с черешнями и бокалов с красным вином, среди изобилия, устроенного Каталин Любимовой и ее помощниками, но и... в нашей жизни, в этой встрече, в тишине зала, во внимании, совпадении, в точности выбора…

Июнь 2011. Иерусалим


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Израиль»]
Дата обновления информации (Modify date): 14.03.13 15:49