Быт и обычаи

Лариса Шиллер

Житие Донны Грации

Тверия являлась центром духовной жизни еврейского народа как для Израиля, так и для евреев в странах рассеяния на протяжении 500 лет со времени разрушения Второго Храма. Это один из четырёх святых городов Израиля для евреев всего мира вплоть до сегодняшнего дня (Хеврон, Иерусалим, Тверия, Цфат).

Если вам посчастливилось побывать в важнейшем для евреев после Иерусалима, городе Израиля, посетите музей «Дом донны Грации», и вы совершите воображаемое путешествие в XVI век, познакомитесь с удивительной личностью еврейской женщины, о которой доселе, возможно, и не слышали...

Чтобы лучше понять величие нашей героини, нужно хотя бы кратко ознакомиться с обстановкой конца XV и первой половины XVI века.

В 1492 году (этот день пришёлся на 9-е ава) королевская чета Испании – Фердинанд и Изабелла – издала указ, предписывающий всем евреям, живущим в Испании, в течение полугода принять христианство или покинуть пределы государства. Тех, кто не выполнит предписания, ждала расправа инквизиции.

Происходит это в период «золотого века» испанского еврейства, когда евреи занимали высокие государственные посты, вели торговые дела, развивали в стране науку, ремёсла, искусство. В Испании жили крупные религиозные авторитеты иудаизма. Всё это, вкупе с большим капиталом, сосредоточенным в руках богачей-евреев, способствовало превращению Испании в самую могущественную державу. Многие еврейские семьи, обладавшие крупным состоянием, в том числе ценной недвижимостью, которую невозможно было реализовать без громадных убытков, формально принимали католичество. В то же время в глубокой тайне они продолжали исповедовать иудаизм. Среди таких была и семья из древнего еврейского рода Наси, принявшая новое имя де Луна.

В семье де Луна (Наси) в 1510 году родилась девочка, которую нарекли испанским именем Беатриче и тайно еврейским именем Хана. Отца звали Эльверо (возможно, Авраам), старший брат Шмуэль, позднее родилась младшая сестра Брианда (Малка). «Новые христиане» старательно посещали католические соборы, но их презрительно называли «марранос» («свиньи» по-испански). Двойная жизнь марранов заставляла их быть крайне осторожными даже в своей среде. Когда у насильно крещённых евреев (анусим) наступало время женить или выдавать замуж своих детей, проводились две церемонии: одна – католическая, в соборе, другая – тайная, еврейская, часто в подвале родительского дома, в присутствии нескольких самых близких родственников и тайного раввина. В случае разоблачения этого акта всем грозила жестокая расправа инквизиции.

Надо полагать, что такой же путь прошла и Беатриче де Луна (Хана Наси). Её мужем стал Франсиско Мендес (Цемах Бенбеништа), богатый торговец пряностями, наживший капитал на торговле чёрным перцем. Он владел торговыми судами, доставлявшими ценный товар из Индии в европейские страны. Франсиско Мендес был намного старше своей жены и умер через восемь месяцев после свадьбы, не дожив до рождения дочери. Девочка получила имя Рейна («царица» – по-испански). Брат Франсиско Мендеса – Диего Мендес (Меир Бенбеништа) женился на младшей сестре нашей героини – Брианде (Малке), и всё семейство отправилось в Антверпен, где Диего Мендес основал банк. Но вскоре и он умер, оставив завещание, предписывающее сосредоточить всё состояние в руках старшей из сестёр, чтобы сохранить в целостности эту громадную «империю». Мало того, Диего даже завещал Беатриче распорядиться браком его собственной дочери, чтобы не потерять и части капитала. Этим он создал напряжение между сестрами, чем не преминули воспользоваться их враги, желая отнять состояние у молодых вдов.

Посеять досужие слухи не стоило большого труда. На плечи старшей сестры легли заботы по сохранению этих громадных средств: банки, корабли, а также воспитание дочери и племянника – сына покойного старшего брата, которого звали Жуан (Иосеф). Он получил в доме тётки прекрасное образование. Беатриче де Луна (Хана Наси) как истинная еврейка оказывает неоценимую бескорыстную помощь (мицвот) нуждающимся соплеменникам, за что получила прозвище донна Грация («милостивая», на латыни). Под этим именем она и вошла в историю.

Донна Грация является образцом, примером предводительства женщины – настоящей «бизнес-вумен» XVI века.

...Такие молодые, красивые, а главное, богатые вдовушки не могли не привлечь внимания многочисленных поклонников, мечтавших отнять у них состояние. В дело включился сам король Карл V. Известно его письмо к сестре, венгерской королеве Марии, которая была дружна с донной Грацией. В нём он просит сестру склонить богатую вдову к браку с членом испанской королевской фамилии. Чтобы отделаться от навязчивости сильных мира сего, донна Грация платит огромную по тем временам сумму, якобы на хлопоты по свадьбе. Сама же с сестрой и юной дочерью, под предлогом всё тех же предсвадебных приготовлений, уезжает в Венецию в намерении быть подальше от двора, а также для того, чтобы наладить торговые связи, осуществив столь желанные инвестиции в экономику венецианцев, обедневших в постоянных распрях с турками. Молодого своего племянника дона Иосефа она отправляет в Стамбул просить заступничества у султана Оттоманской империи Сулеймана Великолепного.

Но король Карл был не так прост и послал вдогонку инквизиторов, желая спровоцировать напряжённые отношения между сестрами. Ему удалось добиться скандала: обманутая и подогреваемая сплетнями младшая сестра Брианда доносит на старшую о её тайном еврействе, и обе, естественно, оказываются в тюрьме. А юную Рейну заточают в монастырь.

Но могущественный султан решил дело просто и эффектно: он прислал донне Грации приглашение посетить Стамбул. В те времена никто не хотел войны с Турцией, и венецианцы освободили сестёр. Донна Грация отправляется в Феррару к герцогу Эрколе де Эсте, пребывает там около года, восстанавливая права на своё имущество. Здесь она совершает одно из своих великих деяний: на свои средства издаёт Феррарскую библию (ТАНАХ) на языке ладино (языке средиземноморских евреев). В пору начала книгопечатания это было очень дорогое предприятие. До наших дней дошло всего два экземпляра: один хранится в Музее иудаизма в Нью-Йорке, а другой – факсимиле – в Иерусалиме. В знак благодарности еврейская община Феррары заказала известному гравёру Пасторино Пасторини медальон с профилем донны Грации. (Оригинал хранится в Доме Ротшильдов.) На сегодня это единственное изображение великой женщины.

...В ответ на приглашение султана поселиться в Стамбуле донна Грация дала согласие, но с условием позволить ей носить европейское платье и устроить ей торжественный въезд в Стамбул в роскошной карете, запряжённой лошадьми. Сулейман Великолепный принял её условия, тем более, что её племянник дон Иосеф стал близким другом наследника Селима. Дон Иосеф оказывал ему неоценимые услуги и был его экономическим советником. За это Иосеф пользовался множественными благами в устройстве своих торговых дел.

Среди евреев-изгнанников, естественно, не все были так богаты, как семья Наси. Донна Грация помнила о бедственном положении своих соплеменников. Её благотворительность проявилась в наивысшей степени, когда она решила купить землю для изгнанных с Пиренеев евреев. Как и многие знатные женщины Стамбула, строившие приюты для сирот, дома престарелых, мечети, донна Грация тоже занималась благотворительностью, не уступая им в своей щедрости.

Она попросила султана продать ей Тверию, о которой столько слышала в своей общине. При этом она ещё и ошибочно рассчитывала на воображаемый пролив между Средиземным морем и озером Кинерет. Ей рисовался в мечтах Кинерет как роскошная гавань для её богатейшего флота... Кроме того, ей представлялось нечто похожее на Венецию, где, ей казалось, прошло лучшее время её жизни...

Деньги, уплаченные за выкуп Тверии, пошли в Дамаск на содержание дома сирот.

Донна Грация умерла в 1569 году в возрасте 59 лет в Стамбуле. Ей так и не пришлось побывать в Тверии, о горячих источниках которой она была наслышана и мечтала ими лечиться, когда заболела. Не был в Тверии и племянник дон Иосеф, продолжатель её дела. Его друг Селим, став султаном, подарил ему остров Наксос вблизи Кипра и дал титул герцога Наксосского. Ещё при жизни донны Грации и по её желанию Иосеф женился на Рейне, своей кузине. Такой брак допускался в еврейской среде. Дон Иосеф пережил тётку на десять лет. Из-за близкого родства с женой наследников у него было...

Хотя донна Грация призывала евреев из Европы переселяться в Тверию, но вплоть до конца XIX века они не жили здесь. В числе первых еврейских семей в конце XIX – начале XX века здесь поселяется семья Амсалем, которая на протяжении многих поколений живёт в Тверии. На средства этой семьи создан и содержится музей «Дом донны Грации», где сейчас и ведутся исследования жизни и деятельности этой удивительной женщины.

Осуществляет исследование историк, куратор и директор музея Цви Схайк – энергичный, знающий и увлеченный историей учёный. Под его руководством и при непременном участии ведётся переписка с архивами Испании, Португалии, Турции, Бельгии, Голландии, где могли иметь место сведения о нашей героине. Ведь в публикациях, дошедших до нас, сохранились лишь несколько строк о донне Грации, и поиск информации 500-летней давности – задача чрезвычайно трудная и кропотливая, тем более что мир еврейской женщины был традиционно закрыт.

Рядом с Цви Схайком – его сотрудники, экскурсоводы, переводчики. Всех их объединяет увлечённость общим делом, которому они служат всем сердцем.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Израиль»]
Дата обновления информации (Modify date): 14.12.2011 17:51