Впечатления

Владимир Щербинин

Сватиково озеро

О Сватиковом озере я впервые услышал от своего друга Валерия Болотова. Он еще в молодости ездил к своему товарищу, художнику Василию Денисову в город Кызыл, заехал на это озеро и был удивлен его необычайными свойствами. Но все по порядку.

Следуя поговорке: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, я со своей женой Наташей в конце лета решил совершить путешествие на это озеро. На автостанции Абакана купили билет до Кызыла и на старом, изрядно побитом автобусе отправились навстречу новым впечатлениям.

Наш путь лежал через Саяны. Несколько часов дорога уходила вверх, появились альпийские луга, с характерными для них травами и кустарниками: черника, рододендроны и другие.

Саяны необычайно красивы: снежные хребты гор поднимаются над облаками. В наиболее опасных местах горного пути от возможных камнепадов и лавин в зимнее время года установлены защитные ограждения из металлических перекрытий на бетонных столбах. И, если откажут тормоза у транспорта, на наиболее крутых спусках – специальные ловушки-тупики.

В одном месте проезжали по выгоревшей тайге: печальное зрелище – мертвый лес и черная земля вместо веселой зелени. Несколько раз переезжали небольшие, но быстрые реки. Наконец, поднявшись на очередную гору, увидели ровное плато с многочисленными домиками, которые воспринимались как игрушечные – это была Тува. Республика вошла в состав Союза позже всех – в 1944 году.

Через некоторое время показался Кызыл (до 1926 – Хем-Белдыр), столица Тувы. Он стоит на берегу Енисея, там, где поставлена высокая стела-указатель географического центра Азии.

Мы пришли в гостиницу и попросили двухместный номер, нам выделили самый дорогой (сказали, что других нет). В номере сантехника испорчена, из дивана торчали пружины (как тогда выглядит дешевый номер?). Наташа пала духом и предложила утром ехать обратно.

– Но наша цель – Сватиково озеро, – успокоил ее я.

Утром мы наняли частника и, закупив продукты, поехали к цели нашего путешествия. Отъехав километров двадцать от Кызыла, оказались в полупустыне: небольшие колючие кустарники, сопки. Вскоре водитель объявил, что приехали. Озеро находилось в небольшом котловане, по берегам – многочисленные пансионаты и дома отдыха, но с распадом Союза они были брошены и приходили в негодность.

У нас были палатка и спальники. В одном месте на берегу озера рос густой кустарник, его ветви свисали над самой водой. Мы затащили под них палатку и устроили там свое гнездо, поэтому уже в нескольких шагах палатку было трудно увидеть.

В заброшенном пансионате я нашел вилы – оружие от непрошенных гостей. В то время после перестройки местное население агрессивно относилось к русским, их принуждали к переезду из Тувы, выгоняли с работы, поджигали дома. Многие учителя, врачи, инженеры покинули насиженные места и перебрались за Саяны (такие беженцы появились и в Курагино; среди них наш знакомый Георгий Конов).

Вода в озере настолько соленая, что можно лежать без движения и читать газету. Из-за большой плотности человек, как пробка, выталкивался на поверхность. Вода и грязь со дна озера очень целебны; через несколько дней исчезают кожные заболевания, проходят женские болезни.

В этом «бульоне» живут миллиарды ярко-красных небольших простейших, длиной до 1 сантиметра; у них хвостики елочкой, и они тело человека облепляют со всех сторон – утверждают, что целебная польза от этого большая. Как такие бекарасики выживают в соленом рассоле, непостижимо.

Мы готовили еду на костре, топливом служили колючие кустарники, они давали сильный огонь. У чабана, который мимо озера прогонял отару овец и коз, покупали козье молоко; он жил недалеко от озера в войлочной юрте.

Вечерами перед закатом на несколько минут пространство вокруг озера освещалось ярко-бордовым цветом, словно в воздухе распыляли тонны свекольного сока. Может, это происходило из-за атмосферных явлений.

Прожив неделю дикарями, мы на попутной машине вернулись в Кызыл. В гостиницу возвращаться не хотелось; я вспомнил, что в Иркутске в аспирантском общежитии жила худенькая стажерка по математике из Кызыла – Татьяна Арапчор. Пошли в университет; там на кафедре математики сказали, что она вышла замуж, и дали ее адрес. Если бы я встретил Татьяну на улице, ни за что бы не узнал. Она непомерно пополнела, стала толстушкой. Удивлению её не было границ. Мы принесли с собой местную водку, приготовленную из брожения верблюжьего молока (купили у того чабана). Вскоре пришел Татьянин муж – такой же пельмень, добродушный и веселый.

На обратную дорогу мы наняли частника, останавливались в красивых местах, делали фото на память. В одном придорожном кафе на берегу горной реки отведали свежего хариуса. Вернувшись в Абакан, мы почувствовали уют родного дома.