Nota bene

Виктор Равкин
(Саарбрюккен, Германия)

Путешествие по... зеленым «подковам» Москвы, Франкфурта, Вюрцбурга, Вены...

Бывают ли подковы зелеными? Бывают, но только летом. Но, конечно, не те ржавые, отслужившие свой срок на лошадиных копытах, и не те, иногда висящие на дверях как некие амулеты, приносящие в дом счастье. Сегодня мы расскажем о неповторимых подковообразных контурах европейских городов со средневековой историей. Начнем же со столицы России.

Кроме Кремля и Красной площади, некими символами Москвы являются ее два кольца: Садовое и Бульварное. Да вот только первое является настоящим кольцом длиной более 18 километров. Оно образовалось на месте земляного вала десятиметровой высоты, насыпанного в конце 16-го века. В середине 19-го века вал этот, оставивший след в названиях московских улиц (Земляной, Зацепский, Крымский валы), был снесен, и на его месте появилась цепочка Садовых улиц (Садовая-Самотечная, Садовая-Спасская, Садовая-Сухаревская...). В то время Садовое кольцо представляло собой действительно зеленую улицу, по обеим сторонам которой располагались фруктовые сады. И бывший земляной вал превратился в места прогулок, которые стали называть бульварами. Слово это – boelevard, – французское, – трансформировалось из средне-голландского. А в дословном переводе – это «крепостной вал». На Садовом кольце – несколько «бульваров»: Зубовский, Смоленский, Новинский.

А история Бульварного кольца началась еще при Екатерине II. Именно она повелела снести утратившие оборонное значение крепостные стены так называемого Белого города и на их месте устроить цепочку бульваров. И первым появился Тверской бульвар. И хотя кольцо оказалось незамкнутым, название осталось, и к нему привыкли. А на самом деле... Если посмотреть на карту города или на космический снимок, то легко заметить, что это не кольцо, а фигура, напоминающая подкову, которая замыкается Москвой-рекой и тремя набережными: Москворецкой, Кремлевской, Пречистенской (бывшей Кропоткинской). Невозможно выявить автора этого довольно точного названия; скорее всего, родилось оно в среде работников столичного экскурсионного «цеха» для привлечения гостей столицы к осмотру многочисленных исторических и архитектурных обьектов, расположенных по обе стороны этой зеленой «подковы».

Длина всех бульваров – около восьми километров, а всего их десять, и каждый по-своему интересен. Неспешно прогуливаясь по ним, мы пересекаем площади Яузских, Покровских, Петровских, Никитских, Арбатских, Пречистенских ворот. Действительно, когда-то на их месте находились не сохранившиеся до нашего времени проездные ворота в крепостных стенах Белого города, от которых остались только названия. Бульварная «подкова» изобилует памятниками знаменитым россиянам, их больше, чем самих бульваров. В последние годы появились памятники Есенину, Высоцкому, Рахманинову, Шолохову. Ну а Пушкин, Гоголь, Грибоедов, Тимирязев – это «старожилы» кольца. А вот совсем недавно на Сретенском бульваре появился памятник не очень, может быть, сегодня известному россиянам, но в прошлом знаменитому инженеру Владимиру Григорьевичу Шухову. Почему именно здесь, а не вблизи его творения – Шуховской радиотелевизинной вышки? А причина этому – скорее всего то, что рядом высится громада «Лукойла»; именно в нефтяной промышленности у Шухова много изобретений и проектов.

Бульвары, составляющие зеленую «подкову» Москвы, много раз попадали на страницы художественных и документальных книг. А московский писатель Алексей Смирнов первую часть своей недавно вышедшей книги так и озаглавил: «Зеленая подкова». В ней он приглашает современного читателя «прокатиться» по ней на знаменитом трамвае «А» двадцатых – тридцатых годов по маршруту, каким он был в те времена. И заодно познакомиться с достопримечательностями, которые встретились по пути, а также расшифровать названия многих московских улиц и площадей.

Москвичи уже давно назвали этот трамвай женским именем: «Аннушка», оно сохранилось и до наших дней. А вот троллейбусу «Б», который перемещается по Садовому кольцу, так и не подобрали достойное имя. «Букашка» не в счет. Со временем «Аннушка» меняла свой внешний вид; значительно уменьшилась и протяженность ее маршрута по городу. Если раньше на ней можно было проехать от Павелецкого вокзала аж до Красной Пресни, то теперь ее маршрут заканчивается у станции метро «Чистые Пруды»; и лишь тремя бульварами зеленой «подковы» можно полюбоваться за окошками неувядаемой «Аннушки».

А есть ли зеленые «подковы» в Германии? Неужели одна московская на всю Европу? Есть, конечно.Чтобы их обнаружить, пришлось поизучать планы десятков немецких городов и, в первую очередь, расположенных по берегам рек. Водное пространство всегда являлось естественным рубежом и существенно облегчало жителям средневековых городов задачу обороны от предполагаемых нападений. Кажется, термин «подкова» (Hufeise по-немецки) применительно к исторической застройке средневековых немецких городов и вовсе неизвестен в Германии. А слово «boelevard» на картах немецких городов вообще отсутствует по понятным историческим причинам многовекового военного противоборства с Францией. «Anlage» – вот термин, обозначающий на картах немецких городов и сквер, и бульвар, и вообще почти любое зеленое пространство с искусственными насаждениями.

...Даже беглого взгляда на карту центральной части Франкфурта-на-Майне вполне достаточно: вот она, зеленая «подкова», окружающая старый город широкой четырехкилометровой полосой с трех сторон и упирающаяся в Майн. Она возникла на месте старых крепостных сооружений, от которых сохранилась разве что Eschenheimer Turm. Да еще несколько небольших прудиков, образовавшихся после засыпки защитного рва. На зеленых территориях – памятники знаменитым немцам: Гете, Гейне, Шиллеру, Бетховену, Лессингу. На берегу того же Майна, в Вюрцбурге, обнаружилась еще одна зеленая «подкова». Те же четыре километра зеленых насаждений, с восточной стороны окаймляющих знаменитую Резиденцию. Но там сохранилась и часть средневековой стены. Ну, и, конечно, несколько прудиков – замкнутых остатков старинного рва. В зеленой «подкове» Ингольштадта, прилегающей к Дунаю, легко заметить следы от оборонительного рва, а в полукруге зеленых насаждений, примыкающих к реке, угадываются очертания крепостного и земляного валов. Почти не пострадавший от разрушений во время последней войны придунайский Регенсбург также сохранил средневековый архитектурный облик, а система парковых аллей напоминает, хотя и вытянутую, но все же зеленую «подкову». В стариннейшем Нюрнберге обнаружены целых две подковы: северная и южная. И обе соединяются через небольшую речку Пегниц, образуя эллипсообразную структуру городской планировки. За сохранившимися или восстановленными, частично двойными, крепостными стенами с десятком въездных ворот располагаются зеленые насаждения, возникшие на месте средневековых рвов. Да и сама топонимика этих мест не оставляет сомнений по поводу того, что было здесь раньше (Frauengraben, Stadtgraben и т.д.).

Теперь в поисках зеленых «подков» двинемся на север. Самый древний город Германии Трир также может похвалиться своей «подковой», упирающейся в Мозель зелеными аллеями. Несколько севернее в небольшом старинном Вецларе, в котором происходили события, описанные молодым Гете в его романе «Страдания юного Вертера», также присутствует эта самая зеленая «подкова». Она упирается в реку Лан, хотя и небольшую, но весьма живописную. Ее красочное описание можно найти в книге Гете «Поэзия и правда». А вот в знаменитом Бремене «подкова» вытянута вдоль Везера и представлена зеленой зоной между сохранившимся городским рвом и не дошедшей до наших дней крепостной стеной. Не «повезло» с «подковами» Дортмунду, Мюнстеру и Геттингену, в которых ввиду отсутствия в них рек на месте крепостных стен образовались не «подковы», а замкнутые овалы зеленых насаждений. Да почти в каждом старинном немецком городе сохранилась кольцевая или близкая к ней планировка. Обнаружить следы средневековых «подков» – не обязательно зеленых, – а также колец, овалов и других сходных фигур сравнительно легко по названиям улиц, пешеходных дорожек, в которые входят слова «Wall» и «Graben». Читателю предоставляется возможность отыскать и в своем городе скрытые очертания бывших средневековых оборонительных сооружений.

И «за границей» есть зеленые «подковы». В Вене, например. Кольцевой бульвар Рингштрассе, опоясывающий центральную часть города, – один из самых элегантных в Европе. Он возник в середине 19-го века на месте старых оборонительных соружений. Длина его около 4 километров, а ширина – до 50 метров. На нем множество величественных зданий различных стилей: античная классика, светская и церковная готика, барокко, ренессанс. Бульварная «подкова» на северо-востоке граничит с набережной Франца Иосифа Венского канала.

В столице Хорватии городе Загребе, в районе, так и названном «подковой», возникло несколько парков, расположенных в виде буквы «U». В сообщество «подкованных» городов жаждет войти и столица Латвии город Рига. На месте срытых в 1871 году защитных валов возникла некая система зеленых насаждений. Они упираются в безымянный канал, имевший когда-то оборонное значение. И вот местные краеведы и турагенты, видимо, для привлечения экскурсантов назвали этот своеобразный уголок весьма оригинально: зеленым «воротником». Насколько это название соответствует действительности, следует выяснить у бывших рижан или посетить этот прибалтийский город.

Раз «подкова» названа зеленой, не мешало бы выяснить, что за породы деревьев составляют основу современных парков, аллей, скверов в городах Германии. Бук, граб, вяз, береза, дуб, сосна, ива, каштан – эти породы деревьев знакомы каждому; в России и Украине этого «добра» хватает. Но характерной особенностью городской древесной растительности Германии и других европейских стран является присутствие в ней деревьев – «эмигрантов», пришельцев из Северной Америки и Южной Азии. Начиная уже с 17-го века, ученые-ботаники, а также неистовые любители природы стали завозить в Европу семена и саженцы деревьев, никогда ранее там не встречавшихся. Из хвойных пород нельзя не отметить ныне модный в медицине гинкго, дерево с торчащими в разные стороны толстыми ветвями и характерными листьями. Словно несколько десятков хвоинок соединились в них в один веер. Это реликтовое дерево, почти не изменившее своего внешнего вида за 30 миллионов лет, считалось вымершим вместе с динозаврами. Но вот в 1690 году врач голландского посольства в Японии привез из труднодоступного района юго-восточного Китая семена этого дерева и высадил их в одном из ботанических садов Голландии, откуда оно распространилось по всей Европе. Например, в Страсбурге в сквере на площади Республики растут четыре гигантских гинкго, выросших из саженцев, подаренных Вильгельму I китайским императором почти 140 лет тому назад. Секвойядендрон, или мамонтово дерево, – пришелец из Калифорнии, где достигает гигантских размеров. Его отличает характерный конусообразный ствол и красно-кирпичная кора, а массивные ветви напоминают бивни мамонта. А названо оно по имени вождя индейского племени чероки, изгнанного со своей территории во времена золотой лихорадки. Украшают европейские «подковы» кедр ливанский, араукария чилийская, сакура японская, ясень китайский и другие деревья, уже не считающиеся здесь экзотическими. А вот мимо высоченной веймутовой сосны нельзя пройти, не задрав головы и не полюбовавшись длиннющими кривыми шишками и хвоинками. А названа она по имени английского графа Weymouth, который вывез ее из Северной Америки.

Из лиственных деревьев широко представлен в городах Европы платан кленолистный – гибрид платана западного, завезенного из Северной Америки, и восточного, называемого в Средней Азии чинаром. Это дерево от любого другого отличить очень просто по светлой гладкой коре, легко отслаивающейся от ствола, а также по шаровидным плодам, висящим на длинных ножках. Магнолия пурпурная – это поистине весеннее украшение любого парка. Ее крупные бокалообразные цветы снаружи красно-малинового цвета, а изнутри – бело-розового. Названо это дерево по фамилии французского ботаника 17-го века Маньоля, который привез из юго-восточных штатов Северной Америки магнолию лилиецветную.Из нее в дальнейшем путем скрещивания получилось, пожалуй, самое яркое дерево Европы. Катальпа красивая с очень крупными листьями и длинными висящими стручками также родом из Северной Америки. Оттуда же было завезено и тюльпанное дерево, форма листьев которого напоминает лиру, а цветки похожи на настоящие тюльпаны.

Редко у кого теперь на двери висит подкова на счастье, а вот зеленые «подковы» давно рядом с нами. Автор надеется, что ему удалось немного «подковать» читателя в этой интересной области на стыке истории, градостроительства и дендрологии. И теперь он будет с большим интересом гулять по паркам и улицам, окаймляющим многие немецкие города.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Германия»]
Дата обновления информации (Modify date): 26.02.12 15:39