Страна художников

Галина Подольская

Аркадий Лившиц. Мгновение в цвете*

Фрагмент новой книги «Современное израильское изобразительное искусство с русскими корнями».
* Репродукции картин Аркадия Лившица

С 8 по 23 апреля 2010 г. в Москве в выставочном зале «Галереи А3» Управления культуры Центрального Административного округа (Староконюшенный переулок, 39) прошла персональная выставка иерусалимского художника Аркадия Лифшица, названная художником «Остановись, мгновение!» Экспозицию составили более 40 живописных работ, среди которых были и пейзажи, созданные художником еще в легендарной израильской деревне художников Са-Нур, увиденные словно через длиннофокусный объектив оператора.

Вот как выразил концепцию своей выставки сам художник: «Мир, созданный Творцом, чудесен и неповторим. Мгновенье... и меняется картина, состояние и цвет того, что открывается взгляду. И хочется воскликнуть вслед за Фаустом: «Остановись, мгновенье, Ты прекрасно!» Оставить на холсте это впечатление от увиденного, от мира вокруг нас, – вот такая по большому счету непосильная задача стоит перед художником. Попробуй, выполни.

Между тем капризы запечатленных живописцем мгновений – самые разные: от теплого дыхания приближающейся весны до ледяной «стеклянности» в «Триптихе стекла и керамики» с вычурно-замысловатыми формами. Главный художественный прием – рельефность, контрастность. Неожиданные цветовые сочетания подсказывают характер настроения, Например, тот, что в цветовых полутонах «Квартета времен года» и диссонансах «Диптиха дорог», решенного на варьировании темно-коричневого, грязно-белого, серо-бурого и рыжего, – которые настойчиво цепляются друг за друга, словно нуждаясь в партнерстве внутри созданной художником напряженной цветовой комбинации. На этом же принципе построен пейзажный триптих «Реликтовый лес» – «Чаща» – «Гефсиманский сад» и выжженные неведомой грустью пути-дороги с суровыми кактусами-сабрами. И вдруг – «синяя роща», словно сотканная самой мечтой. И там, внутри этой синей рощи колышется свет... Таков визуальный эффект светло-желтого, который, словно солнечными лучами, высвечивает подлинное настроение картины. И зажигается воспоминанием, словно плывущие под беловатым небом деревья, как эмоциональное состояние в цвете, по которому и угадывается то самое мгновение.

Сколько светло-голубого, мягко-лилового, пастельно-фиолетового неба – нежного, воздушного, свежего, мечтательно раскачивающегося на каких-то оптических нитях. И это волнующее импрессионистическое раскачивание визуально захлестывает, как приход весны в человеке, словно нечаянно совпадающий с приходом весны в природе. И все это живет – мгновением, живет – вопреки «мартеновским измам искусствоведения». Впрочем, еще искусствовед и арткритик Г. Островский заметил в одной из своих статей: «Работы А. Лившица отмечены тонким вкусом и живописной культурой» (Приложение «Нон-стоп» к газете «Вести», 15-21.09.2000).

Аркадий Лившиц родился в Киеве, живет и работает с 1974 года в Иерусалиме. Он участник нескольких десятков выставок в Израиле и Европе. Его картины находятся в коллекциях Франции, Германии, Швейцарии, Финляндии, Польши, США, Канады, России.

Аркадий Лившиц был одним из основателей легендарной израильской деревни художников Са-Нур; он составитель наиболее полного каталога выставки художников Са-Нура (Иерусалим, 2007), член правления Объединения профессиональных художников Израиля, Совета по культуре Российских землячеств в Израиле.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Израиль»]
Дата обновления информации (Modify date): 18.02.12 16:22