Выставки

«Мерцание плесени»
(Выставка «Арт-Организации», апрель-июнь 2011 г., Москва.)

На выставке-перформансе в галерее «Наощупь» были представлены фотографии и фотоколлажи, скульптурные работы и инсталляции. Посетители смогли познакомиться с Ханекаса – героиней индейской мифологии, поедающей плесень, – и ее сестрами Плеядами, своими глазами увидели светящуюся живую плесень. Для гостей работал оригинальный биореактор Флеминга, превращающий плесень в вино.

Основная цель создателей выставки художественной группы «Арт-Организация» или сокращенно «Арт-Орг» (Большунова, Кузнецова, Терентьев, Чмыхов и др.) – художественное осмысление взаимодействия органического и социального. Художники исследуют явления, формы и объекты органического мира, остающиеся незаслуженно обделенными вниманием творцов на протяжении столетий.

Организаторы планировали привлечь внимание разных слоев общества к пониманию гармоничности органической жизни, в которой важен каждый элемент и нет «вредных» или «некрасивых» форм. Родоначальником подобной экоэстетики, был изобретатель пенициллина Александр Флеминг. Ученый писал картины «пигментными» бактериями и с помощью пенициллина.

Выставка «Мерцание плесени» призвана рассмотреть различные пласты явления, называемого «Плесень», и взаимодействия его с человечеством с точки зрения мифологии-мистицизма, философии, социологии, науки, искусства, истории, новой мифологии...

Изучение людей плесенью до сих пор было более результативным, чем изучение обратное. Вместе с тем, граница между плесенью и человеком ещё не нашла настоящего осмысления. Маршрут данной выставки представляет собой блуждание в защищающей и угрожающей пограничной тьме, сигнальными огнями которой выступают экспонаты, попытка определить эту границу. Поэтому, попадая в экспозиционное пространство, посетитель обретает особое антропологическое измерение – он становится плесуном, а вся ситуация – виртуальной или аутентичной – смычкой художественных машин, наблюдающих за плесенью (или провоцирующих её) и плескуна. Этот образ нуждается в следующем восполнении: человеку следует взять на себя ответственность за крайне негативную оценку этого образа, сложившуюся в нашей ментальности, и в своём культурном ареале разбить огород (плесок), выращивающий плесень, для «мукорспиции» и поедания. По мере инкультурирования плесени, она становится человеком, а человек – плесенью – такова, по крайней мере, человеческая точка зрения, которую, казалось бы, подтверждает сама эта практика. Конечно, можно также считать данные экспонаты машинами экспансии (экспозиция экспансии), попытками прорваться в область, которая заповедана (запрещена) нам.

Экспонатами, реализующими эти видимости и состояния, выступают серии:

1) «Плеяды». Серия демонстрирует заново открытых, «выкопанных», богинь.

2) «Плесняки». Биоскульптуры, знаменующие световую природу плесени и вместе помещающие её в неудобный, «опасный» для неё контекст.

3) Mucorsophia. Фотоэтюды, репрезентирующие «ещё более мёртвую натуру».

4) «Космы». Виды мироздания, отражающие роль плесени как фактора и агента космического (без)порядка и по смыслу примыкающее к ним изваяние «П. – орудие демиурга».

5) Объект «Биореактор Флеминга», отражающий аспекты плесени как природно-социального явления.

В качестве справки уместно привести некоторую фактографию для серии «Космы» и для объекта «Биореактор Флеминга».

«Космы»

1) «Космы-1». За основу работы взят рисунок «Пушка с взрывающимися ядрами» Леонардо. В своих “тетрадях по искусству” художник-сюрреалист Макс Эрнст писал о “невыносимой визуальной одержимости”, которая проистекает из следования совету Леонардо концентрировать своё внимание на пятнах на стенах. “Пушка с взрывающимися ядрами” Леонардо не что иное, как орудие рассеивания спор плесени. Автор этой работы учитывал, что в настоящий момент плесень активно «читает» рисунки и рукописи Леонардо, такие, как Codex Atlanticus, хранящиеся в библиотеке Амброзиана.

2) За основу взята внешняя створка триптиха Босха “Сад земных наслаждений”. Эту часть триптиха зрители могли наблюдать постоянно и только в праздничные дни створки раскрывались. Древо познания в центре, на левой створке картина сотворения Евы, а справа – ад – таились внутри. На внешней же створке предстаёт сад третьего дня творения – горы, вода и растительность в виде сферы. Мы не можем увидеть две картины мира, две створки одновременно, поэтому образ яблока, гнилого насквозь, автор наложил на сферу мира.

Автор здесь учитывал также следующие данные: в нашем организме первичная система защиты от грибка образуется равновесием плесневых Aspergilus Niger и Mucor Rasemosus, находящихся в нашем теле в начальной стадии развития. Пока баланс этих микрогрибков поддерживается, мы здоровы. Но как только он нарушается, человек заболевает. Например, туберкулез, остеопороз, заболевания костей, слабоумие – результат патологического роста Aspergilus. Болезни, связанные с застоем крови и приводящие к раку – это деятельность растущего грибка Mucor. Грибки особенно часто активизируются, когда мы злимся, ненавидим, боимся, тогда организм вырабатывает кортизол, называемый «гормоном смерти».

3) Космы-3. Сверху взятого за основу коллажа рисунка Леонардо «Инструменты, падающие дождём с облаков на землю» помещена надпись: “На этой стороне Адам, на той – Ева”. C неба падает дождь разнообразных инструментов, включая грабли, щипцы, очки, лестницу. Нетрудно видеть, что по замыслу авторов идея этой работы соотнесена со стоящим в центре 2-го зала «Биореактором Флеминга».

«Биореактор Флеминга»

А.Флеминг, бактериолог и живописец микроарта – первооткрыватель пенициллина, первого антибиотика, получаемого из плесени, изображён на фотографии в стеклянном ящике. Напротив этого портрета расположена фотография плесени, засеянная спорами плесени, которые проросли лёгким пушком. Из чёрного ящика сквозь один из кранов вытекает вино, полученное с помощью плесени.

Экспонаты выставки «Мерцание плесени»

«Исида»

«Плеяды»

«Пушка, рассеивающая споры»

«Туча»
Леонардо да Винчи. “Инструменты, падающие дождём с облаков на землю”
Сверху рисунка Леонардо помещена надпись: “На этой стороне Адам, на той – Ева”. Яблоко – от одного этого предмета Адам и Ева потеряли рай. C неба падает дождь разнообразных инструментов, включая грабли, щипцы, очки, лестницу. Внизу рисунка Леонардо подписал:
“О человеческое ничтожество, как много существует вещей, c помощью которых ты делаешь себя рабом денег!” Поместите на картину и отдайте на перепрограммирование плесени те предметы, которые уничтожают человечество. В рисунке “Инструменты, падающие дождём с облаков на землю” как и в “Биореакторе Флеминга” мы очищаем мир, отдавая ей то, что нас порабощает в надежде получить лекарство от рабства.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «ART»]
Дата обновления информации (Data modified): 25.02.12 15:43