Nota bene

Виктор Осин

Воспоминания художника о Льве Григорьевиче Меграбяне

Время. Оно течёт в бесконечности и разлетается, как галактики во Вселенной. Но время можно остановить, написав воспоминания.

Мои воспоминания о коллекционере живописи Льве Меграбяне.

Борьба с инакомыслием продолжалась и во времена Хрущева, и во времена Брежнева. Процветал соцреализм и реализм в живописи. Хрущев на выставке в Манеже показал «кузькину мать» художникам школы Белютина. Ещё раньше, в 1937 году, чтобы заглушить шум моторов, увозивших людей в Гулаг, устроили грандиозный юбилей А.С.Пушкина и просчитались. Ведь никто иной, как А.С.Пушкин, восславил Свободу и милость к падшим призывал!.. Народ стал изучать XIX век, историю дворянских усадеб, а затем русскую историю и культуру XVII–XX веков. Сначала открылся мир пушкинской эпохи, затем мир искусства. До этого времени строили только «Наш новый Мир», разрушая старый.

В 60-х годах ХХ века открыли мир русского авангарда и авангарда, остановленного на лету. Заново открыли даже импрессионистов. Многие молодые художники 60-х годов стали писать свои картины в стиле русского и мирового авангарда. С каждым годом их становилось всё больше. Не имея возможности участвовать в официальных выставках, художники стали устраивать выставки в частных квартирах, затем была так называемая «Бульдозерная выставка», выставка в Измайлово под открытым небом, и затем две официальные выставки на ВДНХ. Толпа людей на этих выставках была неизмерима. Всеобщий энтузиазм!

Художники стали объединяться в группы по интересам. Одна из них была в Лианозово, другая, менее многоочисленная, включала художников Юрия Титова, Алексея Быстрынина, Алексея Козлова, Дмитрия Барабанова, скульптора Максима Архангельского, художницу Горчилину Марию Вячеславовну.

Ещё жива была малочисленная прослойка так называемых «бывших», которые имели в своих квартирах остатки былой роскоши: ампирную мебель, фарфоровые статуэтки, кузнецовскую посуду, альбомы со старыми дореволюционными фотографиями и открытками, журналами «Аполлон» и «Мир искусства». По старой традиции принимали они у себя интеллигенцию и новых русских художников. Художница Горчилина Мария Вячеславовна была одной из таких. В её квартире в Дмитровском переулке собирались художники-авангардисты, пили чай с домашними пирогами и вареньем, развлекали друг друга новыми размышлениями о жизни и творчестве.

Однажды после такого застолья решили поехать к коллекционеру живописи нового направления Лёве Меграбяну, проживавшему на проспекте Мира в высотном по тем временам здании. И я поехал с художниками Юрием Титовым, Быстрыниным Алексеем.

На проспекте Мира на последнем этаже высотного здания мы очутились в Лёвиной квартире. Я был поражён гостеприимством хозяина и его нестандартной по тем временам квартирой. Она состояла как бы из двух этажей с лестницей на второй антресольный этаж. На уровне антресольного этажа находилось широкое чердачное помещение с деревянными дорожными настилами, по которым можно было ходить. Квартира, благодаря высоким стенам первого этажа, напоминала колодец шириной 16 квадратных метров. Стены были увешаны картинами шпалерной развески. Посередине стоял квадратный стол, по стенам стояли стеллажи с магнитофонами с многочисленными кассетами, рядом с ними находились шахматные доски. Стены антресолей были заполнены картинами больших размеров, на полу лежали папки с акварелями Фонвизина, монотипиями Горчилиной и работами Михаила Кузнецова, выполненными в технике энкаустика. Лёва говорил, что работы Кузнецова он привёз из мастерской художника, которая при аварии была залита водой. Спас их! Подымаясь по лестнице на второй этаж, можно было увидеть две работы Эрика Булатова. Среди полотен, развешанных на стенах первого этажа, висели работы художников Юрия Титова, Михаила Кузнецова, Павла Воронцова, Николая Шувалова, Владимира Муравьёва, Алексея Козлова, Марии Горчилиной, Анатолия Сигарёва. В Лёве было какое-то необычайное чувство теплоты и гостеприимства к окружающим. Ощущалась его необычайная любовь к произведениям живописи и графики, пропитанных звучанием музыки. Пили чай, слушали Окуджаву в записи. Наслаждались всеобщей теплотой и Лёвиным уютом. Эта атмосфера была постоянной в его квартире. Появлялись новые живописные работы, которые обсуждались с профессиональной точки зрения. В полотнах Лёва видел что-то только ему известное. Поэтому он как-то особенно держал в руках картины, что-то рассказывал о них новое, неизвестное. Коллекция Лёвы Меграбяна состояла из работ, подаренных ему художниками. Они, побывав у него, хотели видеть и свои работы на стенах этой квартиры, которую посещали многие москвичи и иностранцы.

Однажды Лёва серьёзно заболел. После его болезни я заехал к нему и увидел в его квартире голые стены… Остались только воспоминания, написанные им…


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «ART»]
Дата обновления информации (Modify date): 13.05.12 17:26