Впечатления

Валентина Осепян
(Лондон-Рязань)

Будни жизни и праздник Игры
(О «Летающем фестивале» в Каунасе (2011))

Сначала была Игра, а слово родилось как реакция на происходящее... Как отклик...

Тайна рождения древнейшего из искусств всё еще за семью печатями, и человек за свою короткую жизнь не успевает постигнуть бессмертную сущность куклы. Что это? Прообраз человеческой жизни, “неизжитый комплекс детства” или щедрый подарок богов, разыгрывающих на сцене жизни нескончаемую трагикомедию???

Итак, «Летающий фестиваль» под девизом «Семья и дети в сегодняшней Европе» благополучно приземлился вместе с воздушным змеем на сцене Каунасского театра кукол, превратив на целых 4 дня будничную жизнь города в настоящий праздник Игры.

19 непохожих друг на друга театров кукол из Франции и Голландии, Польши и Украины, России и Хорватии, Чехии и Словакии, Израиля и Китая, Латвии и Литвы порадовали детей и взрослых своими цирковыми трюками, смешными пассажами, добрыми сказками и такими живыми неподражаемыми куклами!

Священнодейство началось зрелищным спектаклем каунассцев «Семейка из большого леса», поставленным белорусским режиссером О.Жюгждой по пьесе литовского драматурга Д.Чепускайте. Огромные Улитки-актеры водили по сцене марионеток – семейство сказочных кауке-троллей, мифические истории о которых знают под каждой литовской крышей. Живописная сценография, гармоничное музыкальное оформление, яркие эксцентричные герои – словом органичный классический спектакль с использованием современных технологий. Ну как еще можно изобразить дремучий лес, из которого бегут сломя голову, спасаясь от чудовища, непослушные дети...

А после этого впечатляющего начала все отправились на парад: сказочные великаны, куклы, маски, марионетки вместе с гостями и зрителями прошествовали под звуки оркестра по изумрудной Лайсвес Аллее, вызывая восторг и удивление не только у детворы, но и у пенсионеров на лавочках, у спешащих по делам прохожих. Разноликое импозантное шествие сопровождали средневековые клоуны-жонглеры на таких высоких ходулях, что лица всех горожан от мала до велика расплылись в широчайшей улыбке и обратились к майскому небу. И там наверху совсем неожиданно на балконе старинного дома рядом с искрящимся фонтаном появился мэр города Римантас Микайтис и сказал, что надеется, что этот праздник даст детям лучшее знание жизни, разовьёт их мышление и воображение. А магическое очарование кукол и впечатления от спектаклей станут для всех хорошей памятью о фестивале в Каунасе. Так праздничная стихия Игры почти на полчаса закружила аллею Свободы в своем вихре, заворожила нас своими звуками, причудливыми лицами знакомых с детства героев и веселыми танцами поднебесных клоунов.

А на зеленой лужайке у театра зрителей уже ждал сюрприз – странствующий по всей Литве Театр кукол из Паневежеса ловко превратил свой фургон в сцену. Этот театр любят и знают в самых отдаленных уголках страны. Дети, усевшись на траве, увлеченно следили за историей Муравья, растерявшего из-за своего эгоизма и жажды красивой и праздной жизни всех друзей. Спектакль режиссера А.Маркускиса по пьесе Й.Радзявичуса «Муравей-одиночка» очаровал игрой изящных марионеточек не только детей – столько в нем было теплоты, простоты, любви и мастерства исполнителей!

Спектакли, адресованные детям и их родителям, затрагивали проблемы семейного воспитания, усложнившиеся в странах Европы в связи с изменением межнациональных и социокультурных взаимоотношений и самим укладом повседневной жизни, когда дети в основном проводят время в школе и за компьютерными играми. Проект «Летающего фестиваля» – это часть большой всеобщей европейской программы «Культура 2007 – 2013», призванной откликнуться на проблемы семьи, которая является зеркалом общества.

Совсем по-домашнему – легко и радостно – по-детски – сыграли «Спящую красавицу» латвийские кукольники, раскрывшие Книгу Сказок, из которой вышли Принц и Принцеса... Режиссеры Рейн Агур (Эстония) и Вийя Блузма (Латвия, Рига). Искренность и обаяние молодых актеров Л.Осиповой и А.Сирмайса, их камерные песенки, их умение общаться и играть со зрителями несомненно вызовут у детей желание еще раз открыть книгу и попробовать самим разыграть дома полюбившийся спектакль!

Шумную и бойкую историю о дружбе Лисенка и Цыпленка по известной сказке шведа Яна Экхольма разыграл театр кукол из Ивано-Франковска, обнажив проблемы взаимоотношений подростков и родителей.

Нравоучительный посыл взрослым – научиться уважать право детей на выбор друзей...

Чудесным цветком фестиваля стал спектакль Вильнюсского «Стало Театра» «Подарок Аиста», созданный творческой труппой под руководством А.Микутиса. В руках актеров оживали деревянные предметы крестьянского быта, и под звуки бесхитростной мелодии музыканта погружали зрителей в глубины древнего языческого мифа о Древе Жизни, о рождении человека. Нежный детский лепет в конце, тронувший не одно сердце своим патриотическим изречением, стал эффектным и неожиданным окончанием зрелища. Но не могу не заметить, что живая музыка в некоторых местах явно превышала допустимые нормы – оглушала и пугала, поэтому несмотря на многие достоинства спектакля я бы маленького ребенка на него не повела...

Китайская труппа Марионеток «Древнее искусство – новые пути», побывавшая во многих странах мира и участвовавшая во многих интернациональных фестивалях, несомненно стала одной из звезд фестиваля.

Легко и виртуозно китайские мастера оригинального жанра продемонстрировали неисчерпаемые возможности марионеток! Публика только ахала, глядя, как танцевали, дрались, играли на музыкальных инструментах, манипулировали разными предметами и даже укрощали Дракона маленькие живые существа. Фольклорная китайская музыка и известные песни придавали и без того экзотическому зрелищу своеобразный национальный колорит и особый загадочно-восточный шарм!!!

Неповторимой лирической волной пронеслась над сценой и залом пластическая сюита для актеров с куклами «Пер Гюнт», поставленная одним из талантливейших российских режиссеров Дмитрием Вихрецким! Кемеровский областной театр кукол подарил заполненному притихшему залу ту музыкальную эмоциональную паузу, которая всегда придает второе дыхание уставшей от разнообразия и переполненности зрелищами душе. Гениальная музыка Эдварда Грига и оригинальная сценография спектакля – всё возвращается на круги свои – обратила зрителей к их внутреннему взору на перипетии своей собственной жизни, нисколько не мешая наблюдать за трагической судьбой главного героя. Простые маленькие куколки смогли то, чего очень часто не удается сделать драматическим актерам, – разбудить в душе утихшие струны первых чувств и первых страданий...

Экстравагантное гротескное шоу из Клайпеды «Если...» режиссера Г.Радвилавичуте – карнавальная Игра, «зеркало соблазна», при помощи которого снималась корона с официального европейского гламура, оболванивающего миллионы молодых людей ложными прелестями жизни, подстегивающего погоню за благами и дарами цивилизации в своей неуемной жажде обогащения любой ценой, любыми средствами! Остроумно, игриво, образно, наполнено ассоциативными линиями и поиском своего оригинального жанра...

«Частная территория» режиссера и сценографа В.Мазураса была создана по мотивам пьесы М.Мартинайтиса «Суд над ягненком». Царство мусорной свалки – разве не такой предстает нам эпоха олигархов?.. На сцене среди больших – такими они кажутся себе – гротескных Уродов-кукол – живая овца. Мне это показалось перебором – не из ложной сентиментальности, а из-за какой-то неестественности, хотя и допускаю, что подобная метафора вполне уместна в наше безумное время, когда не только жизнь человека, но и жизнь детей ничего не значит для тех, кто знает, как НАДО жить и как надо распорядиться народным достоянием... Вывод из этой фантасмагории один: мир сегодня так же жесток, как и в прошлые века, только преподнесен в более цивильной упаковке. И главный вопрос заключается в том, как выжить в этом царстве отходов, как сохранить человеческое лицо неокрепшему духовно молодому поколению, когда власть в руках чудовищ и тебя незаметно и хитро вовлекают в эту дьявольскую Игру?..

Неброский камерный спектакль француза Патрика Конана – режиссера и сценографа – «Двое при свечах» со смешными примитивными куклами-мешочками, не имеющими ни ног, ни рук, которые смогли – без слов! – показать весь трагикомизм семейных отношений и более того – трагикомизм человеческого существования вообще! Искренность, ненадуманный юмор и экзистенциональная обреченность героев покорили зал с первых минут игры! Вспомнились слова известного белорусского режиссера-кукольника Алексея Лелявского: «В театре надо не рассказывать, а показывать...» Гениально – жизнь без прикрас, но осмыслена душой художника... настоящего.

Оригинальную интерпретацию романа Свифта «Путешествие Гулливера в страну Лилипутов» представил замечательный режиссер и актер из Иерусалима Амит Дрори. Сцена – игральная комната Гулливера, который конструирует разные предметы и ситуации и рассказывает о своем путешествии. Театральный язык насыщен символами – это для родителей, а механические игрушки, крошечные машины и куклы – это уникальный опыт Игры для детей, развитие их воображения и творческого подхода к любой ситуации.

Может ли Гуливер управлять своим миром и своей судьбой? Есть ли у человека свобода выбора? – это вопросы для родителей, которым надо уметь смотреть на ситуацию глазами своих детей, чтоб своевременно избегать ненужных конфликтов с непослушными и подчас непонятными или не понятыми нами детьми. Актер добрый, вдумчивый, влюбленный в то, что он творит на сцене – незабываемый...

И вот следующая звезда Европы – актер и режиссер из Амстердама Невиль Трантер, блестяще работавший в жанре Гиньоль-театра! Маленькая ширма и гротескные куклы – всё умещается в 2-х чемоданах! Его шедевр «Панч и Джуди в Афганистане» – это мастерски разыгранные сценки-анекдоты, наполненные черным английским юмором, политической сатирой и обаянием актера! смешная история о злоключениях кукольника Мигеля и о том опыте, который он приобрел на Ближнем Востоке, поучительна и небесполезна, ибо юмор всегда помогает нам изживать свои негативные представления о других и слишком высокое мнение о себе...

Грандиозное зрелище «Бастард!» по новелле француза Б.Виана представил на большой сцене ученик Н.Трантера бразильский актер Дуда Пайва, виртуозно владеющий как куклой, так и своим телом! Сатира и абсурд раскрывают грехи, страхи и преступления маленького городка-свалки, живущего по своим законам. Главный герой пытается приспособиться и, преодолевая отвращение, старается найти выход из нелепой ситуации, доводя всё до полного абсурда.

Недаром актера иногда называют «гением шизофренического танца» из-за его непредсказуемых, застающих зрителей врасплох приёмов на грани парадокса.

Видеть этот бурлящий актерский темперамент, великолепную пластику и чувство юмора – настоящее наслаждение Игрой.

Но самым большим потрясением стал для меня перформанс молодежного театра из Варшавы «Малабар отель» (по мотивам прозы Хорхе Луиса Борхеса) в сценической интерпретации Марчина Бартниковского. Режиссер и актер Марчин Быковский – такой скромный, лишённый актёрского позёрства в жизни, умеет с первых минут загипнотизировать зал своей виртуозной техникой, вулканическим темпераментом, широчайшим голосовым диапазоном, страстной исповедальностью, игрой на грани человеческих возможностей...

Кто же такой Бальдэндэрс, воссозданный с такой невероятной правдивостью молодым польским актером? Именно о нём, таком “чувствительным ко всем оттенкам человеческой души”, пишет Борхес в “Книге вымышленных существ”: “При приближении человека в нем пробуждается таинственная жизнь, и тогда в недрах этого существа начинает теплиться внутренний свет...”

После спектакля узнаю из беседы с актером, что мне, оказывается, посчастливилось увидеть наследие великого польского режиссера Ежи Гротовского, о котором я лишь читала. Одним из учителей актера был студент этого польского гения театра. Марчин прошел отличную школу актерского мастерства – хореография, балет, вокал и пантомима.

В моем многолетнем увлечении театром и знакомстве с творчеством Высоцкого, Леонова, Янковского, Райкина, Миронова и других выдающихся актеров России и знаменитых кукольников разных стран неожиданная встреча с гением М.Быковского стала настоящим откровением – катарсисом.

Не могу обойти вниманием и благодарностью еще одну сторону Каунасского фестиваля – слаженную работу всех служб театра – необыкновенную заботу и доброжелательность – поразительную чистоту везде, даже на далеких окраинах города!

Как и 37 лет назад, я по-прежнему влюблена в Прибалтийские страны, в их самобытную культуру, отличный сервис и – главное – в их обаятельных людей, которые умеют сохранять достоинство и проводить такие незабываемые фестивали.

ДЕНЬ ЗА ДНЕМ, ПРОСМАТРИВАЯ ПО НЕСКОЛЬКУ СПЕКТАКЛЕЙ, НЕВОЛЬНО ЗАДУМЫВАЕШЬСЯ О ТОМ, ЧТО ТЕАТР КУКОЛ СОХРАНЯЕТ ДЛЯ ВСЕХ НАС – НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ДЕТЕЙ – УДИВИТЕЛЬНУЮ АТМОСФЕРУ ДОМАШНЕЙ КАМЕРНОЙ ИГРЫ – ТЕПЛОЙ И ЖИВОЙ, ТОТ САМЫЙ «ВНУТРЕННИЙ СВЕТ», ОБРАЩЕННЫЙ К ДУШЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ. И В ОТЛИЧИЕ ОТ ВИРТУАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР, ЗА КОТОРЫМИ ВСЁ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ УБИВАЕТ СВОЕ ВРЕМЯ И СВОИ ЧУВСТВА, ОН НЕ ОПУСТОШАЕТ, А НАПОЛНЯЕТ НАС ЧУВСТВАМИ, МЫСЛЯМИ, ОБРАЗАМИ И ТВОРЧЕСКИМИ ИСКОРКАМИ, ИЗ КОТОРЫХ РАНО ИЛИ ПОЗДНО РОДИТСЯ ФЕЙЕРВЕРК НОВОЙ ИГРЫ, НОВОЙ ФОРМЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ, НОВОГО ТАЛАНТА...

И ЭТО НАСТОЯЩЕЕ ЧУДО, ЧТО В ЛИТВЕ, ПОЛЬШЕ, РОССИИ, УКРАИНЕ И ДРУГИХ СТРАНАХ СУЩЕСТВУЮТ ТАКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТЕАТРЫ КУКОЛ С БОГАТЫМ РЕПЕРТУАРОМ, С РЕГУЛЯРНЫМИ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫМИ ФЕСТИВАЛЯМИ.

ТЕАТР КУКОЛ – СОВЕРШЕННО ОСОБЕННЫЙ АКТ ТВОРЧЕСТВА, В КОТОРОМ ВОЗМОЖНО НЕВОЗМОЖНОЕ!!! ЗДЕСЬ НЕЖИВОЕ ЛЕГКО СТАНОВИТСЯ ЖИВЫМ, И НЕТ ПРЕДЕЛА ПОЛЕТУ ФАНТАЗИИ! ЗДЕСЬ УДИВИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОМ ПЕРЕПЛЕТАЮТСЯ СКУЛЬПТУРА И ПАНТОМИМА, ЖИВОПИСЬ И МУЗЫКА, НОВЕЙШИЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЛИТЕРАТУРА, ЦИРК И ХОРЕОГРАФИЯ... И ЭТОТ ДИВНЫЙ СОЮЗ РОЖДАЕТ НА ГЛАЗАХ У ЗРИТЕЛЕЙ НЕПОВТОРИМЫЙ МИР ГАРМОНИИ И ЧУДА!

В ЭТОМ ЕДИНЕНИИ БЕСКОНЕЧНОГО РАЗНООБРАЗИЯ И КРОЕТСЯ СЕКРЕТ ОЧАРОВАНИЯ КУКОЛЬНОЙ СТИХИИ, МАГИЧЕСКОЙ И ЭФЕМЕРНОЙ, НЕ ТЕРПЯЩЕЙ СКУКИ И ШТАМПОВ И ВСЕГДА УВЛЕКАЮЩЕЙ НАС В СВОЕ ЗАГАДОЧНОЕ «ПРОСТРАНСТВО ТАЙН И ВОЛШЕБСТВА...»

В фестивальном параде на аллее Свободы участвовали даже главные лица города Каунаса

Парад на аллее Свободы – Каунасский театр кукол

Китайские виртуозы!

Сцена из спектакля «Семейка из большого леса» Каунасского театра кукол, режиссер Олег Жюгжда

Неповторимо-непредсказуемый Дуда Пайва

Незабываемый израильский Гулливер – режиссер и актер из Иерусалима Амит Дрори

(Все фото о «Летающем фестивале» в Каунасе в 2011 году из архива Каунасского театра кукол)


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Фестиваль»]
Дата обновления информации (Modify date): 01.01.2012 17:28