Имена

Наталья Кузнецова

Гаянэ – без начала и конца, бесконечность…

«Каждый человек несёт в себе целый мир
и может переделать его, как хочет,
населить людьми, достойными любви, –
если сердце его способно любить».

Уильям Сароян

Жизнь бесконечна, но, удаляясь от материального её начала, мы, кажется, обретаем все больше возможностей для возвращения туда, где жили Боги – из длящегося «здесь – и – сейчас», где стремимся стать богами сами. И всё больше понимаем, что – не получается, и всё больше тоскуем – по тёплой бескрайней радости, по фантастическому загадочному пространству, границ которому не было, потому что мы и не подозревали о них, по все-возможностям, которые всегда были вокруг, только руку протяни, по Солнцам этой вселенной – тем, кто нас любил, по вере, не знающей сомнений, по… Все время что-то мешает – телефон звонит, бумаги надо срочно оформить, да, еще нужно еды купить… Вертится день, вертится год, уносит ветер через площадь седеющие остатки дней… Детство закончилось, а мы и не заметили. Где теперь Праздник Каждого Дня! Когда все для тебя и ты во всем. И хочется найти хоть какие-то Знаки невозвратного…

Современные мы люди! Эти самые знаки когда-то на заре человечества видно дал нам Бог в утешение за потерянный рай. Там ничего не надо было искать, райская жизнь – самодостаточная. И пришлось человеку умножать знание, развивать интеллект, незаметно для себя теряя чистоту, непредвзятость, наивность. Разладилась связь между чувствами. Теперь мир творит нас, а не мы – его. Исчезло удовольствие от Творения, творчества как от процесса. Победил Результат! Но, слава Богу, не для всех.

Гениальный художник Гаянэ Хачатурян, используя человеческие знаки, написала, что «изменить окружающий мир нельзя, нужно изменить самого себя»… За всю историю свою люди так зачернили этот мир своими ошибками, что превратился он в подобие фотографического негатива. Гаянэ – одна из немногих тех, кто проявлял для человечества этот негатив, и рука её с рисовальной кисточкой была продолжением руки Господа. Она дышала тем Праздником, для которого создан был Человек. И сотворяла этот воздух для других, сама над этим не задумываясь. Её «инструментом» была живопись. Она считала, что «художник – это не профессия, это образ жизни», а картины воспринимала, как детей своих. А какое для женщины может быть самое близкое определение рожденного ею? И про саму живопись – «это – моя кожа, мой скелет, она пронизана ощущениями и предчувствиями, наполнена магическими образами, молитвами, медитацией, ворожбой с красками».

Удивительный парадокс Гаянэ – жизнь, переполненная трудностями и трагизмом, а – писала сразу по 5 - 6 картин, и все – Радость! Нет, не по формальным, знаковым признакам – по смыслу! Она вообще не признавала рамок, условностей, канонов – с самого детства, закончив лишь художественную школу. Ей это не нужно было, как и дальше – действительность, общественное признание, продажа своих произведений. Она вообще картины свои, тарелки, кувшины, железки часто дарила – тем, кто ПОНИМАЛ мир, в котором она жила. И эти «дети» её разбредались по всему свету, о чем иногда она жалела, – что они «неприкаянные». Успокоилась лишь тогда, когда нашелся один человек, который однажды в этот её мир вошел, да так из него и не вышел, не смог оставить Гаяне одну.

Валерий Барухович Ханукаев стал настоящим пассионарием творчества Гаянэ Хачатурян, собирает (и не мыслит останавливаться) все, ею созданное, открыл Фонд Гаянэ, организовывает выставки её картин, пропагандирует ее творчество – ЖИВЁТ той жизнью, которая для самой Гаянэ в телесных границах уже закончилась, продолжая утверждать её отрицание тех границ. Не зря она через какое-то время их общения сказала ему: «Я счастлива, что мои картины сразу попадают в твое сердце». Теперь он говорит: «Каждый человек, приходя на Землю, живёт, творит и оставляет нам в нашем мире свои творения. Гаянэ дарит нам свои картины. Человек, уходя в бесконечность, в иные миры, забирает с собой нашу любовь, наши воспоминания, нашу память о нём».

Она ощущала, что ей тяжело совершать обытовленные действия в виде организации выставок, переносить общение с деятелями нашего насквозь коммерциализованного мира. Это было для Гаянэ Хачатурян вторжением, десакрализацией мира, ею самой создаваемого и естественного для нее, она избегала чуждых и закрывалась. И только природный интерес и понимание вызывали в ней доверие и отклик ее Духа. Гаянэ почувствовала силу искренности, абсолютный интерес и чистоту стремления человека, который смог понять, деликатно поддерживать ее, и – показывать людям дорогу в ее Вселенную.

Гаянэ Хачатурян по меркам нашей черно-белой действительности была очень наивной. И живопись её в определениях искусствоведческих тяготела к направлению наива. Хотя последним отведенным ей каноном стал «магический реализм». Наверное, это определение вызвало бы у нее тихую отрешенную улыбку (на большее она не стала бы тратить себя) – попытка втиснуть её Мир в рамки черно-белых граничек. А наш мир посчитал бы ее за такое отношение еще и «не от мира сего», скажем мягко.

И в самом деле, можно ли поместить в человеческие рамки Богом созданное? Еще Аврелий Августин на заре христианской эры определял, что искусство такого рода «останавливает Время, потому что оно придумано человеком». У таких художников времени нет, есть – Вечность, и это их кисть, и полотно, и краски. Мы, обыкновенные люди, живем в среде символов, Гаянэ Хачатурян жила в изначально-реальном, чистом и непосредственном мире, который был неизменен со времен творения, а скрежет шестеренок действительности пугал ее своим бессмысленным движением и духовной пустотой. Она сказала как-то: «Я всегда боялась движения… Я живу в шкатулке, комната моя плавно перетекает в город, город-театр, театр живописи. Жизнь в нем вертится наподобие прялки: утро, день, вечер, ночь и снова утро, день, вечер, ночь. Повторение, но разное». Пояснила – того боялась, что кисточка у нее остановится, не будет двигаться, не будет писать…

Мир Гаянэ, с нашей стороны, может показаться параллельным, есть, впрочем, уже мнение ученых, что это факт вполне возможный. Только наши знаки вытянуты в линеечку нашего же Времени, а там, где жила (и живет) Гаянэ, есть только вИдение. Такое, как у детей-дошкольников (старше – они уже осознают, от слова «знают»). Детки ранние только чувствуют, что Все-Что-Вокруг – оно же, будто слепленное какими-то взрослыми, а НАСТОЯЩЕЕ всецело внутри. Здесь – сплошное «веди себя хорошо», а ТАМ ВСЕ МОЖНО, значит, именно ТАМ – Праздник! Первобытные люди общались с окружавшей их средой, в наскальных своих рисунках проявляя то, что они чувствовали. Так же и дети – рисуют то, что видят, но не то, что знают! А это и есть Мир сакральный.

Детство Гаянэ было долгим, она писала, что до 15 лет ходила, держа маму за руку. Ей бесконечно повезло, что мама ее понимала полностью. «Мама – моя внутренняя живопись, без нее ни одну работу не могу написать. Самое святое, что у меня в жизни есть, – это живопись и мама». Их взаимосвязь тоже могла показаться мистической, но не есть ли это самая наглядная естественность ПРОДОЛЖЕНИЯ ЖИЗНИ? И становится понятно тогда, как ДЛИТСЯ БЫТИЕ, сохраняя в себе ВСЁ – испокон веков…

А здесь – мы раскладываем «картины» Гаянэ Хачатурян на образы, определяем их праистоки, анализируем ее художественный язык… В ней было все, что она видела, и все, – чему быть свидетельницей не могла, потому что жизнь материальная человеческому телу о-граничена. Она писала, как о мешающей, своей способности видеть то, что произойдет скоро с ней или с кем-то, попавшим в ее поле… Такие определения как «ведунья» – еще один Знак нечувствующих.

Сколько еще нужно обнаружить этих Знаков, чтобы убедиться, наконец, что лично наша бытийность удостоилась прикосновения той самой Сакральности, что приподнялась пелена Знания и «рай небесный» (по самому первому известному его описанию представленный как обширный прекрасный сад, наполненный дивными древами, благоухающими цветами и чудно поющими птицами) приоткрылся нам через творения Гаянэ, преисполненных именно этими картинами! Знала ли она, ЧТО творила? Нет свидетельств, что даже задумывалась над этим. Впечатления детства, нюансы ощущений, архетипические образы, всплывающие из подсознания – палитра ноосферы была её палитрой. Она просто была частью ВСЕГО и способна была вместить в себя так много, что КТО-ТО выбрал ЕЁ – донести до нас Послание, наделив безмерным талантом праязыка…

Мы мечемся, часто не понимая из-за чего, сгибаемся под тяжестью вопросов к жизни. А Гаянэ показывает нам ответ – мы рождаемся богами и, снова и снова совершая грехопадение в мир, мучительно вспоминаем о РАЕ, повторяя в каждой судьбе историю всего человечества. Каждая ее картина взывает к нам о понимании наших неправильностей, обнаруживая все новые дверцы Истины. Это и есть магия ее реализма, ее реальности.

Гаянэ держит в руках ключики от этих дверец. И она знает, – чтобы войти, нужно – выйти…

Мы замираем перед картинами художника Гаянэ Хачатурян. Гаянэ, пожалуйста, разреши нам войти!..


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Art»]
Дата обновления информации (Modify date): 20.01.12 15:52