Фотография в Германии

Александр Капитановский

Фотографии немецких студентов
(При написании статьи использованы материалы немецких интернет-изданий.)

Мир должен быть романтизирован.

Новалис, 1772—1801

Утверждение поэта-романтика, вынесенное в эпиграф, продолжили и развили студенты оформительского факультета Высшей школы города Билефельда, что в земле Северный Рейн – Вестфалия. Молодые фотографы обратились к уяснению «изначального смысла» мира. Таковы были цели и задачи проекта «фрагмент.романтизм» (fragment.romantik). На протяжении двух семестров учащиеся по специальности «фотография и медиа» знакомились с теоретическими позициями исторического романтизма, а также с его актуальностью. Отобранные художественные результаты семинара были выставлены в течение 2008 года на трёх групповых выставках в Галле, Кёльне и Братиславе.

На выставках можно было видеть очень разные способы приближения к заявленной теме, но вращалось всё вокруг таких моментов, как познание природы и психологическое настроение, не обошлось также и без черт чёрной романтики. Особое внимание уделено здесь романтизму как личностному прикосновению, что привнесло и нечто иррациональное. Скажем, Верена Брюнинг (Verena Bruning), следуя за современными горожанами в места их уединения, оставляет «натуру» в неприкосновенности.

«Психе – согласно греческой мифологии, значит столь же много, сколь душа, дыхание, бабочка, – говорит Верена Брюнинг. – Эта связь души и природы весьма близка мне. Я искала людей, которые находят в природе “собственное место”, снова и снова посещают его, переживая некую ситуацию. При этом эти люди внешне никак не проявляют свою любовь к природе. Они выхвачены из городских будней и ощущают, как важна для них связь с природой... Эти места для меня – что-то вроде ландшафтов душ».

Кристина Сковски (Christine Skowski) создала ряд портретов своих юных ровесниц, но в то же время это – сильные женские образы в уверенных эмансипированных или вожделенных позах.

Штефан Зазек (Stephan Sasek) выступил со своей фотографической серией «Диорамы» для немецких музеев естествознания, – в этой живописной художественной природе лисица и заяц говорят друг другу «спокойной ночи».

«Фотографическое изображение диорамы, – говорит Штефан Зазек, – интересует меня в той мере, в какой моя художественная интерпретация места обитания животных меняет пространство иллюзии природного сценария. Центр внимания для меня – это аспект обращения человека с инсценированной и настоящей природой.»

То, что немецкая романтика была как первоначально, так и в дальнейшем, в основе своей литературным движением, становится ясно и по работам Милены Карстенс (Milena Carstens). Она визуализирует жанр художественной сказки, идя по следам романтических поэтов, которые пытались «встроить» чудесное и фантастическое в действительность будней.

Сара Бергер (Sarah Berger) создаёт «ландшафты душ», обращаясь к слову немецкого романтика Э.Т.А.Гофмана: «Оптическое восприятие зависит от состояния души». В портретном ряде «Дерево сумок» Бергер предлагает зрителю современные сказочные фигуры. В качестве образца для инсценировок ей послужили фигуры бумажного театра, которые в виде вырезанных картинок производились в Германии и Англии с 1810 и которые не могли не присутствовать в доме горожанина в эпоху романтизма.

Александр Геринг (Alexander Gehring) исследует в сюрреалистических портретах состояние полного выхода из действительности во время сна как фазы, в которой аннулированы все законы рационального мышления. Серия «Гипноз» проявляется, в согласии с романтической точкой зрения, как неземная форма бытия между подсознанием и воспоминанием. Широкое поле намеков, ассоциаций, символов.

Из воспоминаний о родных местах, из случайных знакомств и связей, из своих снов фотограф создаёт лично окрашенную художественную «родину».

Геше Йегер (Gesche Jeger) «выслеживает» среди восточно-вестфальских камней встречи самых разных групп (от эзотерики до сугубо национального), которые празднуют там таинственную ночь зимнего солнцестояния, и возвышенная природная кулиса наполняет наши ожидания романтическим.

Так представляют себя молодые фотографы Германии, выпускники высших учебных заведений. Им хотелось сказать свое слово о романтизме – в меру собственной фантазии суметь выдержать требования современности. В завершении очерка кажется уместным снова обратиться к словам великого Новалиса: «Мы мечтаем о путешествиях по Вселенной, но разве Вселенная не внутри нас?..»

Фотографии немецких студентов


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Германия»]
Дата обновления информации (Modify date): 13.02.12 16:26