Впечатления

Валерий Ханукаев

Камень
(Рассказ)

Я упаду на камни,
И, уходя во тьму,
Усталыми руками
Землю обниму.

Михаил Светлов

Обычным рейсом «Армавиа» лечу в Ереван. Приятные стюардессы, ароматный кофе, в руках газета «Ноев Ковчег», за окном иллюминатора сплошные камни.

Вспомнил аналогичный рейс «Эль Аль» в Тель-Авив – все то же самое, но за окном иллюминатора тогда был сплошной песок пустыни.

Мои мысли пришли в полную жалость и к большому вопросу – ну почему в отличие от многих стран, которых природа одарила реками, озерами, лесами, не говоря уже о ценностях и драгоценностях в грунте благодатной земли, Армении и Израилю достались только камни и песок.

Уже в Ереване я побывал в гостях у скульптора Хачатура. Он показал некоторые скульптуры из разного камня, но особой радости у меня не было. Мою душу и разум терзали мысли, где же нефть и газ, золото и уголь, которые должны обогащать Армению.

К моей радости, на следующий день я поехал в горы за озеро Севан. Вокруг хребты, гордо окружающие высокогорное озеро, а за хребтом город Чамбарак, бывшее Красносельское, которое основали русские переселенцы, молокане. Но, продолжая путь, я оказался в не менее знаменитом Дилижане, где совсем недавно поставили памятник героям фильма «Мимино». Мы остановились пообедать в Дилижане. Монотонный стук каменотеса меня больше привлекал, чем шашлык или кебаб со свежими овощами. Я пошел на этот звук, который то гулко отдавал переливом нот Хачатуряна, то я слышал органную музыку Баха.

Пройдя небольшое расстояние, я увидел старика, абсолютно смуглого, ресницы и голова которого были покрыты белой снежной пылью.

«Здравствуйте!» – сказал я громко, думая, что постоянный звук ударов о камень притупляет слух. Каменотес повернулся ко мне и тихим голосом ответил: «Здравствуйте!» Я попросил разрешения понаблюдать за его работой, он возразил, сказав, что хотел бы меня угостить своим обедом. Затем отодвинул камень и из углубления достал тонкий ручной палас, в котором были завернуты лаваш, сыр и огурцы. Я вспомнил бабушку. Она тоже заворачивала в палас, но только хлеб.

У нас завязалась теплая беседа и я, недолго думая, начал говорить о том, какая бедная Армения, в которой только одни камни.

Каменотес посмотрел на меня и произнес: «У нас не только камни, у нас гранит, мрамор, базальт, травертин, туф. Мы очень богаты».

В это время я подумал и вспомнил очень хорошую фразу – «Пора собирать камни», и тут я вспомнил вторую фразу – «Швырять камни в наш огород».

Каменотес спокойно и протяжно говорил: «Вы видели, сколько в Ереване красивых зданий? Они из камня, они обложены туфом. Мы богатые люди. Да, Армения называется страной камня. Я люблю камень. Вы знаете: все здания, которые возводят из бетона, могут простоять полвека, да и то не простоят. Вы были в Эчмиадзине?» Я одобрительно кивнул. «Посмотрите наш Эчмиадзин, собор, возведенный в 333 году, стоит и будет радовать будущие поколения. Он из туфа, туф не боится жары, мороза, слякоти, но это не главное. Главное, молодой человек, камень помогает хранить наше богатство. Мы богатые люди. А мрамор? Да у нас мрамор всех цветов радуги, а у туфа 28 оттенков…»

На обратном пути, не доезжая до Еревана, очутился в Гарнийском ущелье, где увидел настоящее природное явление в образе шестиугольных базальтовых колонн.

Обратный рейс «Ереван–Москва». Я многое понял…

Я в гостях у моего старшего друга академика Николая Багратовича Никогосяна, но мысли мои – в Ереване, рядом с мастером, с каменотесом, с варпетом Саркисом. Как могу, пересказываю нашу беседу Николаю Багратовичу, и невольно вырывается вопрос: «Коля, Николай Багратович, что для Вас самое ценное?»

– Камень…

– Что для Вас самое дорогое?

– Камень…

– Николай Багратович, но Вы же не только скульптор, Вы же и художник. Как же в Вас уживаются камень и холст с красками? Вы уж определитесь!..

Ответ был короткий: «У художника и скульптора должна быть порядочность – вот тогда совесть и память не будут конфликтовать. Для меня память и камень одно и то же. Я всегда работал с камнем, так как он сохраняет память. Простой пример – это кладбище. Испокон веков на армянском и еврейском кладбищах – надгробия и могильные плиты».

Время истории распоряжается судьбами людей порой очень жестоко – геноцид, холокост, репрессии, НКВД, «тройки», «дело врачей» и многое, многое другое в жизни человека зависело от стечения обстоятельств, от времени, и только камень сохраняет и будет хранить память до той поры, пока могила обозначает место человека.

Иду по Москве после беседы с Николаем Багратовичем, и фраза «Пора собирать камни» мне видится в Соловецком камне, камне – памятнике жертвам политических репрессий. К этому камню приходят родственники, друзья, потомки с надеждой на огромные перемены в нашей России.

Часто вспоминаю армянского варпета Саркиса, когда вижу жилой дом на Гоголевском бульваре, Французское посольство, гостиницу «Националь». Все они выложены армянским туфом. Вот она прочность, легкость, активность, красота – несомненная память камня – армянского хачкара и Стены Плача.

Я ставку делаю на вечность
И века.
Стихи я делаю
Из камня и песка.
Я к ним иду давно,
Издалека...

Сэда Вермишева

Валерий Ханукаев и армянские хачкары


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Армения»]
Дата обновления информации (Modify date): 02.01.2012 12:23