Музеи

Тамара Борисова

Архангельское

(Cайт музея: http://arhangelskoe.su)

«Бывали ли вы в Архангельском? – Ежели нет, поезжайте…», – так писал А.И.Герцен после посещения усадьбы в 1833 г. Создание дворцово-паркового ансамбля Архангельского относится к 80-м годам XVIII века – времени расцвета усадебного строительства в Подмосковье. Именно тогда недалеко от Москвы, где в течение ряда столетий строились только добротные деревянные помещичьи дома, стали появляться великолепные дворцы и парки в европейском стиле. Московские вельможи, стараясь не отставать от Петербурга, вокруг которого еще в начале XVIII в. росли великолепные резиденции, строили в окрестностях старой столицы блестящие парадные усадьбы.

Усадьба Архангельское, расположенная на высоком берегу Москвы-реки в двадцати километрах северо-западнее столицы, занимает совершенно исключительное место среди многочисленных подмосковных усадеб. Здесь садово-парковое искусство сочетается с превосходной архитектурой и искусным декоративным оформлением внутренних помещений. Знатоки мирового искусства нисколько не преувеличивают: усадьба дает верное представление о самых роскошных римских виллах и даже о французских замках с террасами, зелеными лужайками, стрижеными аллеями, многочисленными мраморными статуями.

Усадьба, на протяжении двух веков принадлежавшая самым состоятельным семействам российского дворянства – с 1703 по 1810 гг. – князьям Голицыным, а с 1810 по 1917 гг. – князьям Юсуповым, осталась единственным в Подмосковье цельным архитектурно-парковым ансамблем. До наших дней Архангельское сохранило все основные элементы планировки и застройки. При всей уникальности художественных приемов она концентрирует в себе все лучшее, что было создано в русском усадебном искусстве XVIII – XIX вв.

Проект Большого дома принадлежал французскому архитектору Ш.Герну. Строительные работы во дворце осуществлялись в той или иной степени более сорока лет. Композиция его незамысловата: прямоугольное двухэтажное здание, крытое железом на четыре ската. Обилие застекленных дверей и окон свидетельствует, что это летний дворец. Характерной особенностью является наличие многочисленных колонн. Они имеются на всех фасадах, придавая достаточно монументальному зданию легкость и изящество. В центре главного и боковых фасадов четыре римско-ионические колонны образуют портики. Колоннады из четырнадцати пар тосканских колонн организуют переходы от северного фасада дома к флигелям. Такие же парные колонны поддерживают балконы верхнего этажа боковых фасадов. Шесть ложных колонн на южном фасаде украшают двери выступающей полуротонды. И, наконец, восемь пар римско-коринфских колонн обрамляют появившийся позднее бельведер. Еще одной особенностью дворца является разная высота его этажей. На первом, более высоком, размещались парадные залы, а на втором – жилые комнаты и библиотека.

В апреле 1797 г. проездом усадьбу посетил император Павел I, отстоявший службу в храме Архангела Михаила. В память об этом событии на кресте центрального купола храма появилась небольшая корона. Но в 1798 г. князь Н.А.Голицын был уволен в отставку. К 1800 г. дела его пришли в упадок, приостановилось и строительство в Архангельском. Позднее имение было заложено. Князь Н.А.Голицын частично продал свои вотчины в различных губерниях. В 1809 г. Николай Алексеевич скончался. Его вдова, Мария Адамовна, решила продать усадьбу и назначила цену – 250 тыс. рублей.

Первым претендентом на покупку Архангельского был князь Иван Нарышкин. Князья Вяземские, также желавшие приобрести усадьбу, сочли имение «слишком великолепным» и требующим больших расходов. Но именно великолепие усадьбы привлекло одного из богатейших и знатнейших вельмож екатерининского времени, знатока и ценителя искусства, коллекционера и дипломата князя Николая Борисовича Юсупова (1751 – 1831). Для него оказались приемлемыми и немалая цена имения, и требующиеся для его достройки и поддержания большие расходы.

К началу 1805 г. князь Н.Б.Юсупов отошел от государственных дел и решил обустроиться в Москве. Он занялся предпринимательством, увеличивая число своих текстильных мануфактур, географией и экономикой южных районов России и Малороссии. Но ностальгия по прошлому обусловила желание князя сохранить частицу времени Екатерины II и Павла I. Он хотел иметь свой «Мусейон» с произведениями живописи, скульптуры, театром. И вот его мечта оказалась близкой к осуществлению в 1810 г. 6 октября была составлена купчая на приобретение Архангельского, где проживали «350 душ мужеска пола, 381 душа женска пола, всего территория была 1474 десятины 2380 сажен, запустение кругом, строительный мусор, незавершенный дом и колоннады… 25 строений ветхих под соломенными крышами». Но князя это не остановило, он уже «прозревал» свою будущую великолепную усадьбу и писал по этому поводу своему управляющему: «Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная и для веселья, а не для прибыли, то стараться… заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других».

Вид на Архангельское с высоты птичьего полёта

Архангельское

Архангельское. Большой дворец. Салон Юбера Робера

В 1811 г. был наведен порядок в имении. Сам князь жил в усадьбе с июня до глубокой осени. При нем стали достраивать незавершенные и перестраивать ветхие строения. В усадьбу приходили обозы с утварью и стройматериалами, строительный лес сплавлялся по Москве-реке.

При князе Н.Б.Юсупове Архангельское окончательно стало единым усадебным комплексом. В нем отразился царственный размах «просвещенного» XVIII в., когда люди, поверившие в свое могущество, не хотели ставить пределов земной красоте. Возведенный в западной части парка храм-памятник Екатерине II (по модели известного московского скульптора М.И.Козловского, 1819 г.) в образе древнеримской богини Правосудия Фемиды подчеркнул приверженность хозяина усадьбы к одной из самых ярких эпох в истории Российской империи.

В западной же части парка в 1817 - 1818 гг. строилось здание театра. Князь Н.Б.Юсупов, занимавший в 1791 – 1799 гг. пост директора Императорских театров, был тесно связан с театральной жизнью своего времени, неоднократно устраивал в Москве спектакли итальянских трупп. Он же пригласил в Россию в 1792 г. знаменитого итальянского театрального художника и декоратора П.Г.Гонзаго (1751 – 1831 гг.), занявшего место театрального декоратора Императорских театров в Санкт-Петербурге.

В 1817 году П.Г.Гонзаго представил свой проект театра в Архангельское. Строила же театр артель крестьянина Осипа Иванова под наблюдением крепостного архитектора В.Я.Стрижакова, который внес ряд изменений в первоначальный проект. Давали свои указания и московские архитекторы Е.Д.Тюрин и С.П.Мельников.

Открытие театра состоялось 8 июня 1818 года. В этот день император Александр I в сопровождении всей семьи и свиты, а также прусский король Фридрих Вильгельм III посетили Архангельское. Об этом событии сохранилось воспоминание графини Разумовской: “…после получасовой прогулки подъезжаем к театру. Все ожидают сюрприз, и точно, сюрприз был полный, переменили три раза декорации, и весь спектакль готов”. Император и императрица “прикусили губы” от разочарования.

Внешний вид театра очень характерен для позднего классицизма: гладкие стены, окна без наличников. Прямоугольное в плане здание имеет два этажа, четырехколонный портик оживляет его фасад. Особенно хорош интерьер театра с его строгим вестибюлем, маленькими уютными фойе и зрительным залом, обрамленным колоннадой.

Зрительный зал овальной формы. В зале 11 лож бенуара и 11 лож бельэтажа.

П.Г.Гонзаго исполнил 10 перемен декораций и занавес.

Частота показа спектаклей в усадьбе неизвестна. Театр служил, главным образом, именно для хранения и показа декораций. До наших дней сохранились занавес и 4 перемены декораций: «Тюрьма», «Таверна» (или «Изба»), «Малахитовый зал» (или «Мраморная галерея»), «Римский храм» (или «Ротонда»). Об остальных можно судить только по оставшимся копиям, сделанным крепостным художником.

За время путешествий и служения при Дворе князем Н.Б.Юсуповым были собраны произведения скульптуры (от работ античных мастеров до шедевров начала XIX в.); более 500 картин итальянской, французской, голландской, фламандской, английской, немецкой, австрийской и испанской живописных школ различных жанров – исторический портрет, пейзажный, батальный, натюрморт; фарфоровые изделия ведущих европейских мануфактур и др. произведения искусства. Гордостью князя были картины Корреджо, Дж.-Б. Тьеполо, П.Батони, К.Лоррена, Ф.Буше, Г.Роббера, К.-Ж.Верне, Ж.-Л.Давида, Рембрандта, Д.Тернирса. Так, с 1770-х гг. создавалась одна из лучших среди частных художественных коллекций первой четверти XIX в. В настоящее время в музее хранятся 434 полотна западноевропейских мастеров.

Для размещения своей художественной коллекции князь спешил закончить строительство и отделку Большого дома. Работы велись под руководством крепостного архитектора В.Я.Стрижакова. Ему же вместе с помощниками И.Боруновым, Ф.Бредихиным, Л.Рабутовским, живописцами М.Полтевым, Е.Шебаниным, Ф.Сотниковым и И.Колесниковым пришлось делать ремонт в усадьбе после того, как в 1812 г. ее разграбили проходящие наполеоновские войска да местные крестьяне. В усадьбе работали также известные московские архитекторы И.Жуков, О.Бове, С.Мельников, Е.Тюрин, под руководством последнего и при участии итальянских мастеров дворец восстанавливался и после пожара 1820 г. В результате проведенных работ интерьер Большого дома приобрел иной, «ампирный», облик.

Хотя центр усадьбы и переместился к западу, в парадную ее часть, чтобы подчеркнуть истоки ее развития – территорию бывшего села Уполозы – недалеко от храма Архангела Михаила по распоряжению Н.Б.Юсупова в 1823–24 гг. по проекту архитектора Е.Л.Тюрина возводятся «Святые Ворота». Была также начата и перестройка самого храма: небольшой южный придел Иоанна Крестителя был разобран, перенесен к востоку, достроен до размеров северного и стал ему симметричен. С западной стороны пристроена галерея. Позднее маслом по штукатурке были сделаны росписи.

К 1830 г. усадебный ансамбль в Архангельском окончательно сложился, а через год старый князь Н.Б.Юсупов умер. Его сын – князь Борис Николаевич Юсупов – в возрасте 36-ти лет стал обладателем огромного богатства – 250 тысяч десятин земли, более 40 тысяч крестьян.

В 1833 г. Архангельское посетила группа молодежи, в составе которой были Н.П.Огарев и А.И.Герцен, написавший позднее: «Я до сих пор люблю Архангельское. Посмотрите, как мил этот маленький клочок земли от Москвы-реки до дороги. Здесь человек встретился с природой под другим условием, нежели обыкновенно. Он потребовал от нее одной перемены декораций для того, чтобы отпечатать дух свой, придать естественной красоте красоту художественную, очеловечить ее на ее пространных страницах: словом, из леса сделать парк, из рощицы – сад. Еще больше – гордый аристократ собрал тут растения со всех частей света и заставил их утешать себя на севере; собрал изящнейшие произведения живописи и ваяния и поставил их рядом с природой, как вопрос: кто из них лучше?..».

С 1864 г. в этих местах начинает бывать император Александр II, купивший находящееся рядом с Архангельским имение Ильинское. Тогда же началась прокладка Ильинского шоссе от станции Химки Николаевской железной дороги, проходившее по юсуповским землям. Летом 1866 г. Александр II посетил Архангельское. По этому случаю был организован большой праздник – «манифестация единения государя со своими подданными».

Но все-таки в прежнем блеске имение засияло лишь в конце XIX – начале ХХ вв. при последних владельцах Архангельского – правнучке старого князя Зинаиде Николаевне и ее супруге – князе Ф.Ф.Юсупове-Сумарокове-Эльстон. Сюда приезжали художники А.Н.Бенуа, В.А.Серов, К.А.Коровин, К.Е.Маковский, пианист К.Н.Игумнов и другие деятели русской культуры.

В 1903 г. в усадьбе была увековечена память А.С.Пушкина, посещавшего имение дважды – весной 1827 г. и летом 1830 г. Возможно, поэт помнил князя Н.Б.Юсупова еще с детства, когда в 1801-1803 гг. его семья жила в одном из флигелей дома князя в Москве, в Огородной слободе, «у Харитонья переулка». Об этом он вспоминал в 1830 г. («Первые впечатления. Юсупов сад»). В конце 1820-х – начале 1830-х гг. Пушкин встречался с князем в московских салонах. Старый князь как собеседник и превосходный рассказчик был, безусловно, интересен поэту. Ведь сам Пушкин не имел возможности выехать за границу. В 1827 г. Пушкин вместе со своим приятелем, известным библиофилом С.А.Соболевским, отправился по приглашению князя в Архангельское. Они «ездили раннею весною, верхами, и просвещенный вельможа екатерининских времен встретил их со всею любезностью гостеприимства». Хозяин показал приятелям свое художественное собрание и превосходную библиотеку в двух «громадных залах дворца». Вероятно, князь показал гостям и свой дорожный «Альбом друзей», с которым он путешествовал по Европе в конце XVIII в. В нем, наряду с другими, содержались посвященные князю стихи П.Бомарше.

Спустя два года Пушкин написал послание «К вельможе», обращенное к князю Н.Б.Юсупову. В его рукописи сохранился рисунок: согбенный старик в парике с косичкой и в кафтане екатерининского времени, опираясь на трость, прогуливается по парку. С той поры эти пушкинские строки навсегда связаны с Архангельским:

«…Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины,
Книгохранилище, кумиры и картины,
И стройные сады свидетельствуют мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине…»

Они высечены на пьедестале памятника поэту, изготовленного в Москве в мастерской М.Д.Кутырина и установленного в глубине новой аллеи в восточной части регулярного парка, ставшей навсегда Пушкинской.

В августе 1830 г. Пушкин еще раз посетил усадьбу вместе с другом П.А.Вяземским. Их приезд запечатлел французский художник Николя де Куртейль на рисунке «Осенний праздник в Архангельском». Сам князь изображен сидящим в кресле и принимающим поздравления крестьян.

А в июле 1831 г., когда князь умер, Пушкин в письме к своему другу Плетневу написал: «Ох уж эта холера! Мой Юсупов умер…»

Осознавая значение Архангельского в истории России, еще 31 мая 1900 г. она и ее супруг – Феликс Феликсович – подписали завещание: «…В случае внезапного прекращения рода нашего… все наше движимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами… завещаем в собственность Государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества…»

После революции 1917 г. Архангельское было взято под охрану государства, а 1 мая 1919 г. в усадьбе открыт музей.

К 1937 г. на месте оранжерейных флигелей по проекту В.П.Апышкова у Москвы-реки строятся новые корпуса санатория.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Музеи»]
Дата обновления информации (Modify date): 13.12.2011 16:51