Быт и обычай

Ольга Бимман, Татьяна Власова

Чайное дело

Родина чая – Китай. Там он был известен около пяти тысяч лет назад, но как повседневный напиток начал распространяться только в VI веке, причем вначале исключительно в аристократической среде. Буддисты считали его священным и целебным. В Китае рассказывают следующую легенду о появлении чая. «Давно, очень давно на желтой земле жил старый буддийский монах по имени Даррама. Увидев однажды во сне самого Будду, он так обрадовался, что дал обещание день и ночь проводить в молитве, не смыкая глаз. Он долго противился сну, но как-то, будучи очень утомленным, заснул. Проснувшись, монах разгневался на себя и, чтобы глаза больше не закрывались во сне, отрезал себе веки и бросил их на землю. И на этом месте из брошенных век вырос чайный куст, листья которого дают чудесный напиток, отгоняющий сон».

В России впервые чайные листья появились в середине ХVII века – в 1638 году русский посол боярин Василий Старков привёз царю Михаилу Фёдоровичу дары от монгольского Алтын-хана, и терпкая горьковатая восточная трава пришлась русскому царю по вкусу. Было также замечено, что «китайская травка» «осаждает пары, освежает и очищает кровь». В 1679 году Россия заключила первый договор с Китаем на поставку чая, и с установлением торговых отношений с Китаем началась регулярная торговля чаем в России, до второй половины 1850-х годов в небольших объемах. Единственный в то время караванный путь через г. Кяхту, Уральский хребет и Нижний Новгород, который от Пекина до Москвы занимал более года, контролировала сложившаяся к тому времени компания чаеторговцев, получавших оптовые партии чая в обмен на поставки в Китай российской мануфактуры, преимущественно текстильной.

Вначале чай был дорогим удовольствием и стоил примерно в десять раз дороже, чем в Европе. По свидетельству М.Е.Салтыкова-Щедрина, «Чай пили только по большим праздникам. Настойки, наливки, квас, мед – вот напитки, которые были в ходу». Например, в середине ХVIII века фунт (1 фунт равнялся 409 граммам) чая стоил столько же, сколько 50 кг чёрной зернистой икры. За полтора фунта чая среднего качества давали шкурку соболя.

Кроме Китая, энергичные российские купцы быстро завязали связи с поставщиками Индии, Цейлона, острова Ява, и на чайном рынке появилась конкуренция. Постепенно увеличивалась доля морских перевозок, заканчивалось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, и в самом начале ХХ века чай подешевел, что позволило ему проникнуть во все уголки страны. Вскоре чай вводится в довольствие русской армии.

Массовое потребление чая в России началось с 1840 года. В это время начали падать цены на мануфактуру, а на чай вначале цены росли, что стимулировало рост чайной торговли. Купцы привозили чаи разных видов и сортов. Две трети импорта чая приходилось на байховый, а треть – на кирпичный, прессованную крошку. Байховый пользовался спросом в Центральной России, а кирпичный получил большее распространение в Средней Азии и в Сибири.

Уже в начале XIX века в России сложился своеобразный ритуал чаепития. Очень важно было, кроме умения заварить вкусный чай, умение разлить его так, чтобы каждый из присутствующих на чаепитии получил свою долю чая одинаковой крепости, и при этом хозяйка не допустила бы большой расход сухой заварки. Самовар ставился непосредственно на чайный стол либо на небольшой столик, приставленный к торцу стола. Разливала чай сама хозяйка, и только в случае крайней необходимости это действо доверялось старшей из дочерей. Пили чай из фарфоровой посуды, обязательно не доливая на 1-2 см от края чашки, что считалось хорошим тоном. В мещанских и купеческих семьях позволено было подавать чай в чашках с глубокими блюдцами, из которых его и пили вприкуску с сахаром или вареньем. Блюдце держали в ладони с особым шиком. Полные стаканы с чаем подавались в трактирах, где посетители считали вправе требовать за свою копейку, чтобы стаканы наливали «до самого верха». И в нынешнее время у некоторых хозяек, угощающих гостей чаем, ещё сохранился этот старый обычай наливать чашку чая гостя до краев, чтобы показать, что для гостя дорогого ничего не жалко.

По традиции русский чай заваривается кипятком, а потом еще чайник укрывается матерчатой куклой, чтобы лучше заварился. В России всегда чай «кушали». И это выражение идет не только из-за сопутствующих сахарных голов и баранок, а из-за «чайного сугрева». От чая потели, как от обильной пищи, чаем грелись до «седьмого пота». Ещё одна почти забытая уже традиция – питьё чая «с полотенцем», согласно которой перед чаепитием на шею вешали полотенце «для утирания пота». В русской чайной церемонии одним из важнейших элементов была – полоскательница. Чашку или стакан после выпитой первой порции не мыли, а ополаскивали и наливали следующую.

Долгое время чай оставался «городским напитком», причем, преимущественно московским. Даже в Петербург чай привозили из Москвы. Москвичей дразнили «чаехлёбами». В отличие от чопорного Петербурга, где «пили кофий», в Москве с утра до вечера «гоняли чаи». Чай был истинно московским напитком. Настоящий чай, по мнению москвичей, должен быть очень горячим, хорошего сорта и обязательно крепким, густым. Считалось неприличным, если, пригласив гостя в дом, его не напоят чаем. Пили чай обычно после трапезы, а иногда – отдельно от неё, к чаю подавали выпечку, в идеале – домашнюю, или сладости – конфеты, варенье, сушки, баранки. Пироги и пирожки сладкие или закусочные (мясные, рыбные, грибные или с овощами). В общем, выпить чаю по-русски означало и напиться, и наесться.

В чайных лавках в Москве можно было найти богатый выбор чая. Москвичи любили зеленый «Жемчужный отборный» и «Императорский лянсин» (лунцзин), пили белый чай «Серебряные иголки», желтый «Юнфачо с цветами». Популярными были фуцзяньские и сянганьские байховые черные чаи, чаи с добавками трав, фруктов и корений. Любимым сортам давали подчас различные романтические названия, например: «Ханский розанистый», «Царский букет», «Букетно-розанистый», «Остро-букетно-медвяный», «Индийская роза» и многие другие. Однако солидные фирмы, такие, как фирмы Боткиных, Перловых, Поповых, старались привлечь покупателя в основном качеством и вкусом, а для отличия сортов чая ввели нумерацию сортов от № 1 до № 8. “Чайные” купцы были известны на всю Россию.

Константин Абрамович Попов, родом из Костромской губернии, приписанный к московскому купечеству в 1850 году, постоянно торговал с Китаем напрямую, без посредников. В 1860 г. китайское правительство разрешило русским купцам торговать и в самом Китае, а не только в приграничных областях, и дало право арендовать китайские земли, плантации и чайные фабрики. Тогда Константин Абрамович снарядил в Ханькоу караван русских товаров с сопровождением доверенных лиц. Поездка оказалось настолько успешной, что позволила Попову арендовать фабрики в Ханьхоу и Фучау. С этого времени торговый дом «К. и С. Поповы» стал получать чай с собственных фабрик и продавать его по всей России.

Популярный, особенно у старшего поколения, грузинский чай – также заслуга фирмы Поповых. Семена Константиновича давно привлекала идея разводить чай в России, а не возить его из Китая. В 1893 году он выкупил несколько обширных участков земли в местечке Чаква, неподалеку от города Батум, и высадил там первые чайные кусты. В дело было вложено около миллиона рублей. Для разведения чая он привез из Китая мастеров-чаеводов, и с ними прибыли десять тысяч черенков чайных кустов и несколько сотен пудов семян. Уже через семь лет, в 1900 году, в Париже на Всемирной промышленной выставке русский чай фирмы Попова, выращенный на Чаквинских плантациях, получил первое место и Большую золотую медаль как лучший чай в мире.

Петр Кононович Боткин, московский купец с 1801 года, неоднократно пересекал Российскую империю с запада на восток и обратно, чтобы обменять отечественные товары на чай. «Боткинские чаи» быстро стали знамениты: самовар к тому времени был почти в каждой русской семье, и Петр Боткин старался удовлетворять все возрастающий спрос потребителей. Крупные оптовые партии чая нашли сбыт на ежегодных Нижегородских и Ирбитских ярмарках. Пользуясь посредничеством крупных транспортных контор, Боткин получал товар, который доставлялся из Кяхты сухопутным путем и из Кантона – морским. С прокладкой Суэцкого канала морской путь стал более выгоден, т.к. давал возможность получать чаи из Одессы и Варшавы, а затем по железной дороге доставлять их на московские склады. С 1854 года начал свою деятельность торговый дом «Петра Боткина сыновья».

Торговый дом Боткина имел 40 отделений чайной торговли в России. Они поставляли в страну также индийские и цейлонские сорта чая. В 1869 г. Боткины открыли в Москве свою чаеразвесочную фабрику. Объем годовой продажи в 1890-х годах составлял от 3 до 5 млн. рублей, а чистая прибыль оценивалась в 320 – 330 тысяч рублей. В 1893 году торговый дом был преобразован в товарищество на паях. Акционерный капитал составлял 1,2 млн. рублей, основные паи принадлежали семействам Боткиных, Гучковых и Остроуховых.

«Природные» москвичи Перловы известны в Москве с начала XVIII века. На протяжении двух веков Перловы трудились над распространением чая не только в России, но и в сопредельных государствах. В 1836 году за свои заслуги в развитии торговли и широкую благотворительную деятельность фамилия была возведена в дворянское достоинство. На фамильном гербе Перловых красуется девиз – «Честь в труде».

К концу XIX века фирме Перловых принадлежало 88 магазинов в 53-х городах России, из них 14 – в Москве, 8 – в Петербурге, десять – в Варшаве, три – в Киеве, и, кроме того, в Вене, Берлине и Париже. Торговый оборот фирмы составлял 16 миллионов рублей. Перловы являлись поставщиками двора Его Императорского Величества в России, а также четырех иностранных дворов – австрийского, румынского, черногорского и нассауского (Багамские острова). До настоящего времени сохранился дом и чайный магазин Перловых в центре Москвы.

Алексей Семенович Губкин был родом из г. Кунгура, но с 1881 года стал московским купцом. Его девиз – «Наилучший продукт по низкой цене в любое время, в любом месте». Он много сделал для организации чайной торговли, упорядочил цены на разные сорта чая, чем заслужил расположение потребителей. Обороты росли быстро. Расширение потребления чая дало толчок к широкому спросу на самовары, посуду, сахар и кондитерские изделия. Правительство высоко оценило заслуги А.Губкина: ему был пожалован чин действительного статского советника и орден Святого Владимира III степени. После смерти Алексея Семеновича дело его продолжил внук – Александр Григорьевич Кузнецов, который в 1891 году учредил товарищество «Преемник Алексея Губкина Александр Кузнецов и Ко». А.Кузнецов из-за слабого здоровья прожил недолго, но сумел оставить о себе добрую память у сограждан своей беспримерно щедрой благотворительной деятельностью. Дело с 1895 года перешло к младшим братьям Александра Григорьевича. Под их руководством фирма основала чаеразвесочные фабрики в Москве, Одессе, Тюмени, Самарканде и Иркутске. Через несколько лет товарищество приобрело в Ханькоу фабрику по производству кирпичного и плиточного чая и открыло там собственную закупочную контору. В 1900 году закупочные конторы появились в Коломбо (Цейлон) и в Калькутте, а в 1914 году на острове Ява и на Лондонском рынке чая. В 1916 году обороты товарищества достигли 65 млн. рублей, что составило 1/3 от всей продажи чая в России.

Торговали чаем также купцы Высоцкие, Расторгуевы, Катуар, Вогау и многие другие, работая в рамках многопрофильных концернов.

Очень интересна фигура российского «чайного короля» Калонимоса-Зеэва (Вульфа) Высоцкого (1824 – 1904), фирма которого единственная сумела сохранить свое фамильное дело до настоящего времени. Вульф Высоцкий вошел в историю как один из самых знаменитых поставщиков чая, как отец-основатель чаеторговой фирмы «В.Высоцкий и Ко». Компания Wissotzky вот уже более чем полтора столетия использует эмблему с изображением кораблика, несущего по морям парус, подписанный русскими буквами «В и Ко». Основатель известной чайной компании Калонимос-Вульф Высоцкий родился в 1824 году в селе Старые Жагоры Ковенской губернии. Он получил религиозное образование, но обратился к предпринимательству, вначале основав с компаньонами неподалеку от города Двинска поселок Дубно для занятий земледелием, а затем и хлебной торговлей. Заработав некоторый начальный капитал, Вульф Высоцкий в 1849 году переселяется в Москву и создает торговую чайную фирму «В.Высоцкий и Ко».

Калонимос-Вульф Высоцкий становится купцом первой гильдии. Со временем ему присваивают звание потомственного (с правом наследования детьми) почетного гражданина Москвы и титул Поставщика Двора Его Императорского Величества, который предоставлялся, согласно Уставу о Промышленности, «за изделия превосходного качества, при обширном и вполне рациональном устройстве самих заведений», и давал его обладателю право «употребления на вывесках и изделиях государственного герба». Фирма купца Высоцкого продолжала расти, достигнув в 1880-х годах годового оборота в 350 тыс. рублей. Спустя еще десять лет семейное предприятие преобразуется в товарищество на вере и привлекает инвесторов, открывая свои отделения в Симферополе и Одессе. В 1898 году «В.Высоцкий и Ко» становится паевым товариществом с основным капиталом в 1,5 млн. рублей, который за пару последующих лет увеличивается вдвое. Фирма Высоцкого прочно обосновалась на гигантском российском рынке, и её доля составляла треть всего чайного импорта России. Современники особо отмечали культуру ведения торговли, образованность и высокую компетентность основателя компании. «Не в пример другим скоробогатым, – писал мемуарист Б.Драбкин, – Высоцкого нельзя было упрекнуть в каких-либо нечестных правилах на пути к богатству. Став миллионером, он не обнаружил ни малейшего высокомерия и заносчивости. Он основательно изучил чайное дело и его источники».

Высоцкий выделял большие средства на развитие диаспоры в Палестине, на его деньги был основан Ивритский технический колледж в Хайфе, ныне Израильский Технологический Институт «Технион».

Компания открывает отделения в России и за границей и собственные чаеразвесочные фабрики в Москве, Петербурге, Челябинске, Одессе, Коканде и Сретенске. Чаеразвесочные фабрики Высоцких считались для своего времени одними из самых передовых и технически оснащенных. Численность работников на фабриках достигала 22 тысяч человек. Уровень социального обеспечения на предприятиях был по тогдашним меркам необычайно высок – фирма содержала общежития, бани, больницы, фельдшерские пункты, для служащих создавались ссудо-сберегательные кассы. В 1904 году в восьмидесятилетнем возрасте Вульф Высоцкий скончался, оставив дело наследникам.

В 1904 году значительно вырос объем торговых операций Высоцких в Европе: открывается представительство в Нью-Йорке, а в 1907 г. отделение в Лондоне. В 1913 г. руководство товарищества учредило в Берлине благотворительное общество памяти Вульфа Высоцкого, которое финансировало обучение неимущих российских и зарубежных евреев-студентов технического профиля в Палестине. В 1913 году компания «В.Высоцкий и Ко», имея основные склады в Москве, Одессе, Челябинске и Нижнем Новгороде, расширила сеть своих торговых заведений на всей территории России. Но жизнь империи нарушила Первая мировая война. Владельцы торгового дома «В.Высоцкий и Ко» переводили крупные денежные средства на военные нужды в распоряжение Московского биржевого комитета и Московского еврейского общества помощи раненым и больным воинам, при московской чаеразвесочной фабрике был организован лазарет для раненых воинов.

Октябрьская революция прервала историю чайной компании Высоцких в России. В 1918 году все отделения и чаеразвесочные фабрики национализировали и передали в ведение государственного комитета «Центрочай». В течение года новая администрация описывала имущество и оборудование лучших предприятий чайной индустрии в России. Во время изъятия имущества кто-то украл серебряный кораблик – торговый знак фирмы, и в московских архивах хранится обширная переписка по розыску ценности.

Тем временем, «В.Высоцкий и Ко» оказалась единственной из российских чайных компаний, которой удалось продолжить свое дело, переведя управление в Лондон и сохранив капитал и заграничные филиалы.

Европа тридцатых годов прошлого века не отличалась политической стабильностью, и в 1936 году фирма Высоцких переезжает в Палестину, имевшую статус британской подмандатной территории. Таким образом, израильская компания Wissotzky Tea оказалась на двенадцать лет старше самого Государства Израиль, основанного в 1948 году. Обустроившись на Земле Обетованной, руководство фирмы в 1963 году принимает решение о строительстве в Тель-Авиве чайного дома Wissotzky, где был организован полный цикл производства из сырья, поставляемого всеми чаепроизводящими регионами мира. Wissotzky и теперь «Поставщик Двора», но только уже Ее Величества Королевы Великобритании.

В настоящее время фирма стремится выйти на обширный российский рынок. По словам Шалома Зайдлера, президента чайной компании Wissotzky, потомка эмигрантов Высоцких, «фирма намерена вернуть себе одно из ведущих мест на российском рынке расфасованного чая». Что ж, в России по-прежнему любят пить чай.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Израиль»]
Дата обновления информации (Modify date): 18.12.2011 19:16