Исследования

Елена Сударева

«Весенний дух»*

* Статья впервые опубликованы в сборнике: Елена Сударева «Не страшно мне, когда темно». Эссе о русской литературе. М.: Изд. дом «Гуманитарий», 2010. – 56 с.

В сумрачные ноябрьские дни, когда низкое небо будто сдавлено обручем ненастья, а солнца и света ждать – не дождаться, начинает жажда весны наплывать всё сильнее и неотступней. Словно в отместку надвигающейся зимней мгле.

Приход весны у Николая Лескова в романе «Некуда»1 (1864) точно эхом отдаётся в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго»2 (1955). Почти через сто лет, как камертон прозы Лескова, ворвётся в литературу и зазвучит весенний разлив Пастернака в цикле «Стихотворения Юрия Живаго»3 (1953) в последней семнадцатой части романа.

Рождение Весны из горнила смерти – глубь безмерная народного мифотворчества. Накрепко спаяны в народном сознании милосердное тепло животворящего солнца и его разящий смертоносный жар. Как неотвратимо это двуличие весны в феерии-драме А.Н.Островского «Снегурочка» (1873)!

Весною приходят в христианский космос Страсти Христовы, Весной Новой Жизни становится Воскресение Христа.

В прозе Лескова в тугой узел сплетены народный миф и христианское бытование – не разорвёшь! «Пост кончался, была Страстная неделя. Погода стояла прекрасная: дни светлые, тихие и тёплые»,4 – начало весенней миниатюры Лескова. Два лёгких, молниеносных мазка – и христианская мистерия появляется на его полотне, а за нею вдогонку стихия природной весны заполняет собою пространство.

Первый страстной аккорд, окороченный Лесковым одной фразой, отзывается у Пастернака целой лирической симфонией. На два рукава разделяется весенний поток в «Стихотворениях Юрия Живаго»: «Март»5 (1946) – бурлит, накатывает шквал природной стихии; «На Страстной»6 (1946) – близость Воскресения Христова превращает в христианку даже буйную вселенскую Весну.

Будто откладывая на потом первую весеннюю ноту Лескова, на каждый следующий его мотив Пастернак откликается в стихотворении «Март». Свет, тепло и тишина – солнечное животворение у Лескова – превращаются в жар и буйство у Пастернака:

Солнце греет до седьмого пота,
И бушует, одурев, овраг.
Как у дюжей скотницы работа,
Дело у весны кипит в руках.7

Солнце приносит умирание прошлого, зимнего мира, трауром Лесков покрывает последний снег, траурными лентами разбегаются земляные дорожки: «Снег весь подернулся черным тюлем, и местами показались большие прогалины, особенно по взлобочкам. Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали черными лентами».8

Как живое существо, у которого уже не осталось сил бороться с недугом, исчезает снег в стихотворении Пастернака. Сострадая, поэт словно смягчает последние мгновения зимы, выбирая для прощания не чёрные траурные тона, а приглушённые синие:

Чахнет снег и болен малокровьем
В веточках бессильно синих жил.9

Вода пропитывает умирающий снег в весеннем действе Лескова: «Но зато шаг со двора – и окунешься в воду, которою взялся снег».10 Вода – весенняя усыпальница снега, и она же несёт живительную силу миру, соединяет в себе силу «живой» и «мертвой» воды народного мифа.

Водою пропитаны в поэзии Пастернака весенние земля и воздух. И земные воды сливаются с воздушной капелью, не то слезами горя, не то слезами счастья:

Эти ночи, эти дни и ночи!
Дробь капелей к середине дня,
Кровельных сосулек худосочье,
Ручейков бессонных болтовня!11

Меченный одним лирическим заклятием вырывается на волю весенний дух из творческих кладовых двух художников.

Тепло-жар солнца, траур зимы, весеннее половодье – всё расступается, чтобы дать дорогу главному виновнику весеннего преображения. Всё уступает место плодородному навозу.

«Мужички копались во дворах, ладя бороны да сохи, ребятишки пропускали ручейки, которыми стекали в речку все плодотворные соки из наваленных посреди двора навозных куч. Запах навоза стоял над деревнями. Среди дня казалось, что дворы топятся, – так густы были поднимавшиеся с них испарения. Но это никому не вредило, ни людям, ни животным, а петухи, стоя на самом верху куч теплого, дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами. Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна, да здравствуют куры!»12 – пишет Лесков.

Настежь все, конюшня и коровник,
Голуби в снегу клюют овес,
И, всего живитель и виновник, –
Пахнет свежим воздухом навоз.13 –

отзывается Пастернак. Четыре строчки – сколько весенних магических знаков!

В прозе Лескова дымящиеся пары навоза отдают свою живительную силу всему – людям, животным, птицам – петухам с красными гребнями – жрецам и провозвестникам Весны.

В поэзии Пастернака весенние символы меняются местами: жизнь крестьянского двора не отпускает от себя голубей – птиц небесных, – которые вовсе не помышляют ни о чём высоком и, не поднимая головы, «в снегу клюют овес». А роль весеннего жреца отдана дышащему свежим воздухом навозу – единственному и полновластному вершителю Весны.

Роман Лескова «Некуда» и роман Пастернака «Доктор Живаго» сближает тема разлома русского мира, потрясение всех коренных устоев русской жизни. Однако именно силой Весны в обоих романах утверждается вечное и ничем неотвратимое её возрождение.

Ноябрь 2009 года, Москва

1 Здесь и далее цит. по: Лесков Н. Собр. соч. в 12 тт. Т. 4. Некуда. Роман. М.: Изд-во «Правда», 1989.
2 Здесь и далее цит. по: Пастернак Б. Доктор Живаго. Роман. М.: Изд-во «Эксмо», 2009.
3 Там же. «Стихотворения Юрия Живаго». С. 593–623.
4 Лесков Н.С. 171.
5 Пастернак Б. «Стихотворения Юрия Живаго». 2. «Март». С. 594.
6 Там же. «Стихотворения Юрия Живаго». 3. «На Страстной». С. 594–596.
7 Там же. «Март». С. 594.
8 Лесков Н.С. 171
9 Пастернак Б.С. 594.
10 Лесков Н.С. 171.
11 Пастернак Б.С. 594.
12 Лесков Н.С. 171.
13 Пастернак Б.С. 594.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел "Литература]
Дата обновления информации (Modify date): 06.04.11 17:39