Он был нашим другом...

Томаш Милковский

Семён и его театр одного актёра

Войтек Семён – артист на круглые сутки.
Войтек всегда артист.

Тадеуш Конвицкий «Календарь и клепсида»

«Достаточно ему было войти в зал, в котором мы собрались, чтобы шумы и громкие разговоры стихли. Когда он остановился перед нами, я почувствовала, что знаю этого человека, что мы уже где-то встречались, хотя по-прежнему не знаю ни где, ни когда.» Это написала школьница Агата Рашка под впечатлением встречи с артистом во время мастер-классов «Ближе к Слову», которые состоялись 26 ноября 2004 г. в областном центре культуры в Катовицах.

Подобных признаний можно найти очень много – в течение многих лет Войтек Семён завораживает зрителей и трудно определить, что именно притягивает: мастерство артиста, тщательно подобранные тексты, стремление объединенить своих поклонников или, может быть, всё это вместе. Это, безусловно, личностной театр – так много лет назад охарактеризовал Театр Семёна Ежи Кфятек. Или ещё более выразительно – «Театр Семён». Так ещё в начале творческого пути артиста феномен его искусства интуитивно почувствовал Виктор Ворошильский: «Представление в «Театре Семён» проходит так – на сцене бушует толпа актёров, их буйный темперамент готов её вот-вот взорвать, они перебивают друг друга, смеются друг над другом, состязаются... И всё это только он один – выдающийся любитель и художник поэтического искусства.

Войцех Семён начал создавать сценические портреты поэтов более полувека тому назад. В 1956 г. он представил свою первую поэтическую монодраму, созданную на стихи Константа Илденфонса Галчинского. Потом таких спектаклей-монодрам (впрочем, построенных не только на поэтических текстах, состоялось, по меньшей мере, несколько десятков, среди них десятка полтора телевизионных, а если считать ещё и их различные версии, то всего наберётся примерно более ста).

Первооткрывателем современного театра одного актёра в мире считается спектакль «Расписная башня», поставленный в Варшавском театре STS (24 ноября 1959 г.) режиссёром Ежи Маркушевским со сценографией Адама Килиана и с музыкой Эдварда Паллаша. После этого спектакля Людвик Флашен и написал те памятные и знаменательные слова: «Семён – это Театр. Особенный Театр Одного Актёра. В этом театре есть что-то от старых народных ремёсел, где весь процесс производства находится в одних руках, где инструменты примитивны, но зато созданная вещь не имеет ничего общего с шаблонной дешёвостью серийной продукции. Она рождается спонтанно и несёт на себе прямой отпечаток создателя.»

Флашен немного преувеличил В том, что актёр весь процесс создания держал только на себе, по крайней мере, в начале пути, Флашен немного преувеличил. Но со временем Семён действительно стал и сценаристом, и художником, и режиссёром своих спектаклей. Это был на самом деле его авторский театр. Хотя... наверно, артист не согласился бы с такой классификацией, потому что всегда и везде он заявлял, что является лишь слугой поэтов. Он взял на себя – по собственной воле, а не по принуждению – миссию популяризатора поэтического текста, хранителя отечественного наследия, проникновенно чувствующего красоту польского слова. В этом было какое-то обаяние учителя, к счастью, не слишком назойливого, потому что Семён всегда преподносил нам свой театр, он как бы парил на крыльях метафоры, обольщая публику присущим только ему тембром голоса и безупречным поэтическим слухом.

Нет ничего удивительного в том, что его очень полюбили поэты, увидев в нём не только любителя, но и популяризатора поэтического слова, который, чтобы донести это слово до зрителей, всегда умея найти самую правильную тональность.

Во время фестивалей «Варшавская осень», посвящённых поэзии, или других мероприятий, в связи с которыми происходит обращение к поэтическому слову, к стихам, Семён становился целой организацией. Он даже начал выпускать книги о том, как следует читать поэзию. А поэты? Поэты писали и пишут для него стихи. Иногда с трепетом, как чешский поэт Либор Мартинек, который посвятил Войцеху Семёну стихотворение под название «Как следует правильно читать стихотворение»:

В молодости
с мхом на бороде –
с робостью
съёжившись за занавесом
вбирая слова и жесты
мастеров

Индивидуальное творчество Войцеха Семёна дало начало развитию Театра одного актёра в Польше, в чём немалая заслуга принадлежит и Веславу Герасу, неутомимому организатору смотров и фестивалей во Вроцлаве и в Торуне. В противовес распространенным суждениям, что такой театр вырастает из потребности компенсировать неудовлетворённость артистов работой в традиционном драматическом театре, можно привести пример творческого пути Семёна, который абсолютно отрицает это предположение.

Можно составить длинный список драматических ролей артиста в полноценных спектаклях традиционного театра, в которых Семён создал множество запомнившихся ролей. Их диапазон поражает, потому что в этом списке, рядом оказываются Гоголь – главный герой пьесы в инсценировке Адама Ханушкевича в Варшавском театре «Повшехном» («Свадьба»), бравый Иосиф в пьесе «Жизнь Иосифа», поставленной по сюжету Миколая Рея режиссёром Казимежем Деймкем, а на противоположном полюсе – роли из произведений Тадеуша Ружевича: герой из спектакля «Картотека, или Пожилая Женщина» по пьесе «Пожилая Женщина выходит». После этого примера трудно было бы сделать заключение о неудовлетворённости Семёна актерской работой в традиционном театре.

Однако, несмотря на множество значимых работ, сыгранных в общепринятом театре, Семён постоянно обращался к «Театру одной личности». Традиционный театр не вмещал масштаба его таланта. Широта его интересов, редкая способность вдумчивого глубокого анализа поэтического текста, которому мог бы позавидовать не один полонист, потребность непосредственного общения со зрителями подтолкнули его в сторону создания театра одного актёра. Из этой потребности родилась «Stara Prochownia», которую он опекал в течение 30 лет, организуя сотни поэтических вечеров, на которых не только представлял собственные творческие достижения, но и приглашал к сотрудничеству многих других артистов, желающих попробовать себя в малых формах театрального искусства. Из этого увлечения родился «Театр Семён».

«Театр Семён»? Это, собственно, что-то большее, чем театр. Это своего рода слияние театра и жизни, утверждение личной биографией признаваемых им идей, укрепившейся в нем любви к неисчерпаемой красоте народного искусства. Семён близок к Норвидовским идеалам художника. Он вполне заслужил право называться «Национальным артистом – организатором представления». Так Семёна называл Ежи Помяновский, который как огня сторонится высоких слов: Семён – на эстраде, в сельских овинах, на сцене – сделал то, что в Польше до этого удавалось сделать лишь на бумаге, и то знаменитым поэтам: Карпинскому, Ленартовичу и, извините, Мицкевичу: он приподнял странствующую тему простенького стишка, кабацкой песенки, неосознающей своего очарования притчи, на высоту такого искусства, которое является золотой частицей народной сокровищницы!»

Из книги Томаша Милковского «Театр Семён»

Последний раз мы видели Войчеха Семёна в декабре 2009 года – провели прекрасный вечер у него в доме в Петрыкозах вместе с группой представителей культуры г. Калининграда. Войчех был, как говорится, «в ударе» – веселился, шутил и, конечно, читал (а точнее – играл, исполнял) стихи...

Публикацию подготовила Т.Э.Якжина,
куратор раздела «Польша»


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел "Польша]
Дата обновления информации (Modify date): 15.04.11 17:17