К 95-летию со дня рождения человека, несущего в мир Добро...

Александра Ивановская

Предисловие
(К книге Яна Твардовского «Спешите любить людей»)

Ян Твардовский (1915–2006) сам никогда не называл себя поэтом. В его представлении он был просто священником, пишущим стихи, применительно к которым название «поэзия» звучит слишком значительно.

Он не делил людей на лучших и худших, важных и менее важных, верующих и неверующих. Важнейшим критерием для него было человеческое сердце, – чуткое, ищущее истину, доброту, любовь. Будучи католическим священником, он не навязывал своих взглядов, оценок и убеждений. Он просто провозглашал то, во что верил сам. Он говорил о вере, о Боге, живом и всегда пребывающем рядом с нами. Его признания были убедительными, искренними, прежде всего потому, что в них выражалась его личная вера:

Я пришёл не затем чтобы вас обратить в свою веру

(...)

просто сяду рядом
и доверю свой секрет:
я, священник,
верю Господу Богу как дитя

(Признание)

Он не собирался обращать, – а по сути обращал, не хотел учить, – а учил. Он нашел своих читателей во всех поколениях современников. Литературные критики и читатели второй половины XX века ставят его в один ряд с самыми знаменитыми польскими поэтами – с Чеславом Милошем, Виславой Шимборской, Збигневом Хербертом, Тадеушем Ружевичем. Он преодолел возрастные рамки своего читателя, границы своей страны, а также Католической Церкви.

* * *

Ян Твардовский родился в Варшаве 1 июня 1915 года в интеллигентной семье. У него были любящие друг друга родители, три сестры, многочисленные разновозрастные родственники, в кругу которых прошло его счастливое детство, сформировавшее личность Твардовского. Спустя много лет воспоминания о родных стали для него неисчерпаемым источником жизненного опыта, необходимого в пастырской работе священника. Мать, образ которой присутствует в стихах Твардовского как самое трогательное воспоминание детства, была его первой учительницей веры. И именно она пробудила в нем страсть к чтению. В то время к его любимым авторам относился Ганс Христиан Андерсен. Чуткое отношение датского писателя к несчастью, несправедливости, злу, унижению, внешнему уродству повлияло на восприятие окружающей действительности Яном Твардовским, тогда еще ребенком. Отец остался в его памяти как образец ответственности за семью, а также как учитель истории и хранитель семейных традиций; особым местом, где велись разговоры о патриотизме и истории народа и семьи, был известный варшавский некрополь – Повонзки.

Уже в школе Ян Твардовский начал писать стихи. Он стыдился этого, а товарищи немного подсмеивались над его «слабостью». Однако потребность писать оказалась сильнее. В 1932 Твардовский дебютировал на страницах молодежного журнала «Kuznia Mlodych», в котором позднее, в 1933–1935 гг. (в период обучения в варшавской гимназии математическо-естествоведческого профиля), был одним из редакторов. Первый томик его стихов «Возвращение Андерсена» («Powrуt Andersena») был издан в 1937 г. тиражом 40 экземпляров.

Из детской и юношеской поры жизни Твардовского важными для развития будущего священника-поэта были месяцы каникул, когда семья переезжала в деревню, в имение брата матери. Общение с природой, жажда познавать прекрасный, таинственный мир позднее стали плодоносить богатыми природными мотивами как в стихах Твардовского, так и в его слове, произносившемся с амвона.

В 1935 г. Твардовский начал изучать полонистику в Варшавском университете, где ему преподавали знаменитые профессора – филологи, философы, историки. Магистерскую работу он посвятил поэзии Юлиуша Словацкого – крупнейшего, наряду с Адамом Мицкевичем, польского поэта-романтика. В тот период ему довелось встретиться с врачом, писателем и педагогом Янушем Корчаком, польским евреем, который всю свою жизнь посвятил детям-сиротам. Из одной встречи с ним Твардовский вынес опыт, приносивший плоды в течение всей его жизни священника, общавшегося с детьми, и автора книжек для самых юных читателей.

Разразившаяся в 1939 г. война прервала учебу. Безвозвратно ушел период счастливой юности. Был полностью разрушен родимый дом, сгорели семейные реликвии, погибли близкие люди. В годы гитлеровской оккупации Твардовский в том числе помогал жителям находившегося неподалеку гетто. Во время Варшавского восстания он вместе с мужем старшей сестры участвовал в конспирационной деятельности. Хотя ему не довелось сражаться с оружием в руках, он дважды был ранен. Буквально чудом он остался жив. В октябре 1944 ему удалось бежать с поезда, на котором его вместе с другими поляками увозили в Германию. Позже он разыскал свою семью – ближайшие родственники выжили, но отец вскоре после окончания войны умер. Вернувшись в Варшаву в первую годовщину начала восстания, Твардовский увидел город в руинах. В душе у Твардовского таилось чувство вины из-за того, что он выжил, а его товарищи погибли. И тогда он внезапно ощутил призвание к священству, а вместе с тем понял, как ему жить в новой реальности. В то время ему было тридцать лет.

В 1945 г. Твардовский вернулся к изучению полонистики в возрождавшемся Варшавском университете и в том же году начал учиться также в духовной семинарии. По окончании обучения в 1948 г. он был рукоположен в священники. Начало его пастырского служения пришлось на годы суровой борьбы коммунистических властей с Церковью, когда священники подвергались преследованиям, а монастыри закрывались.

В течение нескольких лет Твардовский служил в небольшом сельском приходе под Варшавой, одновременно преподавая основы религии в специализированной школе для детей с ограниченными возможностями. Работа с такими детьми помогла молодому священнику найти доступный и образный язык общения. А любовь к природе углубила его способность искать Бога через сотворенный Им мир.

В 1959–2004 гг. Твардовский нес постоянное служение в церкви Св. Иосифа Обручника при монастыре визитанток (Ордена посещения Пресвятой Девой Марией Елизаветы) в Варшаве. Там он соприкоснулся с духовностью основателей этого ордена – св. Франциска Сальского и св. Иоанны Франциски де Шанталь, а также монахини-визитантки св. Маргариты Марии Алакок. Многолетняя работа при монастыре позволила ему проникнуться духом жизни созерцательного ордена, глубже постичь мистерию молитвы, тайну призвания, священнического служения, еще больше возлюбить Иисуса, Который Своим учением и смертью придал истинный смысл жизни каждого человека и Своим воскресением «усмирил двух хищников – страдание и смерть», по выражению Твардовского. Бог был для него живым, пребывающим рядом с нами в каждодневной жизни, он любил Его с детской доверчивостью и преданностью.

Ян Твардовский умер в Варшаве 18 января 2006 г. в возрасте девяноста лет.

* * *

В течение всей своей священнической жизни Ян Твардовский писал стихи. Вначале он воспринимал их как своего рода дневник и форму общения с ближайшими друзьями. Он фиксировал свои переживания, писал о том, что его тревожило или радовало, восхищало или удивляло, о том, по чему он тосковал, и о том, с чем ему приходилось мириться. Он писал о своей вере и о людях с их проблемами.

Сразу после войны его школьный товарищ, – один из немногих оставшихся в живых после лет оккупации, – с согласия Твардовского отдал несколько его стихотворений для печати в газету «Тыгодник повшехны» («Tygodnik Powszechny») – издание польской католической интеллигенции, бескомпромиссно противостоявшей сталинизму. Стихи были восприняты с энтузиазмом, и в дальнейшем их публиковали ежегодно после летних каникул, поскольку Твардовский писал их исключительно в летние месяцы. В этот период из-под его пера вышли стихи, получившие впоследствии широкую известность. Они создавались, с одной стороны, как «противоядие» против жестокой реальности времен сталинизма, а с другой, – как реакция на закосневший богословский догматизм, который тогда, еще до II Ватиканского собора, был весьма заметным явлением в католической среде. Твардовский ввел в религиозную поэзию новые темы, новое видение мира. Он писал об улыбке в храме, о воробье, о ночных бабочках и совах на колокольне, о полевой мышке, скребущейся в исповедальне, о свете природы, ведущем к Богу, о поиске друзей, о будничной святости, о доброте, любви, потребности в прощении, и наконец, о крепкой вере, основанной на единении с Христом.

Небольшой томик своих ранних стихов Твардовский издал в 1959 г. 11 лет спустя вышел его следующий сборник, «Знаки доверия» («Znaki ufnosci»), совершивший подлинный переворот не только в «священнической» поэзии: прежде только поэты эпохи барокко соединяли в стихах «sacrum» и «profanum», литературный и разговорный язык. Парадокс, юмор, впоследствии названный самим Твардовским «юмором мягкой улыбки», стали постоянными средствами выражения в его стихах. Он писал с необычайной простотой, с любовью к миру, с принятием в духе детского доверия того, против чего человек, как правило, протестует (страдание, смерть). Сборник «Знаки доверия» сделал скромного священника чрезвычайно популярным автором и одним из наиболее почитаемых польских поэтов. Последующие стихи Твардовского еще более укрепили его положение в литературе. Все чаще издавались книги его стихов, например, «Niebieskie okulary» (1980), «Ktory stwarzasz jagody» (1983, 3-е изд. в 1990), «Nie przyszedlem pana nawracac» (1986, 12-е изд. в 2009), «Sumienie ruszylo» (1989), «Niebo w dobrym humorze» (1998), «Milosc milosci szuka» (1998 и 2000), «Zaufalem drodze» (2004 и 2006).

* * *

Лирика была не единственной литературной формой выражения Яна Твардовского. Уже в 1973 г. вышел небольшой сборник его рассказов для детей, основанный на материалах его воскресных проповедей. Краткие и остроумные, обогащенные стихами проповеди Твардовского всегда обладали особым скрытым смыслом. Но прежде всего они учили, как быть добрым, как понимать, что в жизни самое важное, как не быть эгоистом.

В 90-х годах прошлого века, когда Твардовскому было 70-75 лет, рост его писательской популярности был настолько велик, что самому автору, скромному и смиренному священнику, и не думавшему об успехе, казался парадоксальным. Стихи и прозу Твардовского стали включать в школьные учебники (как для младших, так и для старших классов); певцы и вокально-инструментальные ансамбли исполняли песни на его тексты.

С того момента, когда Твардовский решил использовать для новых публикаций архивные материалы своих проповедей, возникло новое направление его творчества: религиозные размышления. В 1978–2006 гг. они печатались на страницах газет и журналов, а также выходили в виде отдельных книг. Избранные тексты, имеющие характер воспоминаний и размышлений о жизни и творчестве, вошли в двухтомную книгу «Автобиография. Мысли не только о себе» («Autobiografia. Mysli nie tylko o sobie», 2006–2007), над которой Твардовский работал в течение последних лет своей жизни*. (**Работа над этой книги велась в тесном сотрудничестве с Александрой Ивановской, которая в течение многих лет редактировала произведения Яна Твардовского и активно участвовала в их подготовке к изданию. – Прим. редактора.)

* Работа над этой книгой велась в тесном сотрудничестве с Александрой Ивановской, которая в течение многих лет редактировала произведения Яна Твардовского и активно участвовала в их подготовке к изданию. – Прим. ред.
** После смерти Яна Твардовского отдельными изданиями вышли также переводы его сочинений на болгарский, украинский, испанский, немецкий, итальянский и иврит.

С 1970 стали выходить переводы его произведений на другие языки мира. С большим волнением Твардовский воспринял публикацию в 1993 г. его русских переводов в антологии «Польская поэзия: XX век». Для католического священника, помнящего эпоху сталинизма, это было очень важным событием. А вышедшую в 2005 г. в московском Издательстве Францисканцев книгу «Размышления о пожеланиях Иисуса» (перевод его евангельских размышлений «Wazne jak katechizm. Mysli o zyczeniach Pana Jezusa») Твардовский даже забрал с собой в больницу. В последний период жизни возможность публикации его произведений в посткоммунистической России для девяностолетнего автора была, несомненно, большой радостью. Готовившийся в то время к печати первый сборник русских переводов его стихов вышел через три месяца после смерти автора.

Твардовский стал обладателем многочисленных наград – государственных, литературных, издательских, а также, что он сам высоко ценил, присуждаемого детьми Ордена Улыбки. Особой формой признания духовного авторитета Твардовского стало избрание его покровителем учебных заведений и просветительских центров: средних школ, гимназий, библиотек и т.д. Его именем называют улицы в различных польских городах, а его творчество становится предметом многочисленных исследований.

* * *

Все послевоенное творчество Твардовского проникнуто посланием надежды, поиском евангельского смысла и представляет собой великую «школу любви». Любовь во всех ее проявлениях была для Твардовского сущностью его жизни и творчества:

«Любовь – это моя тема. Нередко люди удивляются, что я, священник, столько пишу о любви. Но я постоянно о ней слышу, знаю, как она важна для каждого человека. Вся моя вера основывается на Любви, которая замечает, что в каждом человеке кроется тоска по любви. Каждый хочет быть счастливым, а счастье можно найти, когда ты любишь и любят тебя (…) Для меня любовь – доказательство существования Бога» (из «Автобиографии»).

Он писал и говорил о любви, о ее сущности и ее красках, об изменчивой любви человека к Богу и непоколебимой, но часто отвергаемой любви Бога к человеку. Из произведений Твардовского на эту тему особую популярность приобрело стихотворение, посвященное польской поэтессе Анне Каменьской, с которой он дружил. Первая строка этого стихотворения – «Спешите любить людей – они так быстро уходят» навсегда вошла в сокровищницу «золотых мыслей» и начала свою самостоятельную жизнь в качестве девиза, используемого в различных случаях. 2009-й год добавляет слова из этой строки в качестве названий сборников стихов Яна Твардовского в переводе на итальянский, русский и иврит, подтверждая, таким образом, что в них содержится послание, не знающее границ.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел "Польша]
Дата обновления информации (Modify date): 14.04.11 17:27