Выставки
Выставочный зал MOCХ на Беговой

Эйна Эста

Философия эмали
(Мысли после выставки)

Однажды Человек наелся… Потом посмотрел вокруг себя и ощутил, что и завтра он тоже хорошо наестся, и потом еще… В его пещере лежало много шкур добытых им зверей, будет тепло, да и мамонты в этот год уродились… Все правильно, но под ложечкой смутно сосало… И тогда он вышел из пещеры просто так, не за чем… Солнце сияло, зеленый мир лежал перед ним плодородный и безопасный… Боги благоволили…

Так, наверное, впервые возникло в душе человеческой чувство наполненности чем-то большим, чем ежедневные потребности, а затем (правда, неизвестно, через сколько веков) – желание удержать эту благость… Потом – осозналось, что все не вечно, не удерживается то есть… И решил Человек это желанное заворожить – приворожить. Самым действенным способом стал для него рисунок, лучше всего на скале – так сохранялся. Таких человеков становилось все больше, и чей рисунок был самым впечатляющим, прямо потрясающим воображение, тот и считался, наверное, избранником богов, удачливым и, значит, самым сильным. И к этому стремились – очень уж волнующими были ощущения от той архаической взаимосвязи…

Во тьме веков не поймать момент перехода от изображения желания к осознанию его воздействия на дух человеческий, но – процесс пошел… И с течением веков становился все более изысканным в части этого изображения…

Может быть, историки смогут сказать, когда впервые человечество определило, Что есть – Красота, но с тем, что она стала в конце концов синонимом Истины, теперь вряд ли кто станет спорить…

Истина от Бога – одна, а потому – вечна, и, значит, Красота тоже вечна! В том, возможно, цель искусства, чтобы эту Красоту проявлять и – длить… И вошла потребность эта в суть Человеческую от Божественной…

Когда читаешь про вид искусства «эмаль», слова «красиво, дорого, вечно» идут рефреном из текста в текст, когда на произведения эмальерного искусства смотришь, чувствуешь просто свое превосходство относительно того, первобытного, человека. У них не было, а вот теперь (читай, у тебя) есть! И будет всегда.

Много уже написано про эмаль – ее историю, технологии, техники, колористические изыски… Найти легко, читать интересно, но неотступен вопрос – почему ЭТОТ вид искусства при всей его сложности осуществления жил и развивался столько веков, достиг такой высоты и Красоты, и, чем дальше, тем больше востребован?

У египтян, которым приписывают секрет изобретения, эмаль носила чисто утилитарный, а потому вполне канонический характер – для предметов культа прежде всего, для регалий царствующих особ… Т.е уже тогда, сразу от рождения, она несла в себе именно Красоту, причем сакрального свойства!

К 1400-м годам до н. э. относятся первые предметы с впаянными пластинками из цветного стекла, найденные в Микенах и на Крите. То есть это искусство насчитывает много более 2-х тысячелетий истории! И именно греки сразу выдвинули на первый план восприятия предметов с эмалью свои субъективные ощущения, и прежде всего – эстетические… Чувствительные они были люди и потому быстро продвигались в духовном развитии… И каким огромным наследием прекрасного им обязано человечество! Умели создавать, стремились сохранять, дорожили лучшим…

В V веке до н. э. Еврипид написал: «Прекрасно то, что всегда дорого». Не денежное выражение, конечно, он имел в виду. Хотя стоимостной эквивалент эмали был очевиден с момента ее появления – очень уж сложно было ее создавать.

В том же V веке до н. э. древние кельты использовали выемчатую эмаль, считающуюся вообще ее самой первой разновидностью.

С незапамятных же времен Китай и Япония по состоянию своего развития духовности тоже не прошли мимо столь удивительного в прекрасном… Изделия, УКРАШЕННЫЕ эмалью – коробочки, оружие, веера – воодушевляли общественное представление о значительности таких предметов, подвигая к развитию этого искусства, и там развивалась техника перегородчатой эмали, использующая для контуров рисунка перегородочки из тончайшей проволоки, золотой или серебряной.

Эмаль сразу стала предметом роскоши, и такие ценители оной как ассирийцы и финикийцы немедленно наладили у себя производство выемчатой эмали. Известны замечательные образцы этой техники из древней Грузии, Азербайджана, их находили в курганах домонгольской Руси.

Индия, Персия, те же Египет и Греция быстро сообразили использовать столь великолепную технику для ювелирных украшений. Эталонными же образцами, решающим образом повлиявшими на все развитие ювелирного искусства, считаются византийские эмали по золоту, созданные до XII века.

Из Византии христианство пришло на Русь, и, конечно, сразу вместе с предметами культа тогда же, в X веке, в Киеве появились свои мастера, да такие, что сразу сравнялись в мастерстве с византийцами, а часто превосходили их по тонкости и тщательности работы, гармоничности цвета. И пошло… Москва, Великий Устюг, Сольвычегодск, позже Петербург быстро стали центрами эмальерного дела, при этом каждый город, производя предметы культа, украшения, ювелирные изделия, миниатюры по эмали, имел свою, как сказали бы теперь, художественную школу, и потребность в этой дорогой красоте (тогда на Руси она называлась финифтью) только росла.

XIV век – Италия с просвечивающей, а затем оконной эмалью (кого оставят равнодушными витражи?), отсюда потом пошла техника «гильоше», блистательно подхваченная позднее К.Фаберже.

Для полноты исторического экскурса стоит упомянуть известнейшие лиможские (Франция, XV – XVII) эмали, которые писались на черном фоне, общий взлет развития эмальерного дела, а затем, в 19-м веке, некоторый упадок процесса в связи с трудоемкостью техники и, наконец, возрождение эмальерного производства прежде всего в сочетании с драгоценными камнями, что очень охотно использовалось в эпоху модерна в Париже, Вене, Брюсселе, становящимися мировыми центрами моды и вкуса. Из имен – с эмалью в то время более всего работал знаменитый Рене Лалик, а в Америке Луис Тиффани.

Произведение Слова на прикосновение не отзовется, совершенство извлечения музыки подвластно лишь супермастерам, картины касаний не терпят… Великолепный взлет в небо шедевров архитектурных творений доступно охватить лишь взглядом… А вот скульптуру у японцев просто принято трогать руками, с тибетской мандалой вступают в ритуальное взаимодействие…

Какую Красоту возможно миру осязать в повседневной жизни? Ювелирное дело дает ответ, и в том числе – эмали. Недаром их всегда сравнивали с драгоценными камнями. Любое творение из эмали неизбежно вызывает ощущение праздника независимо от темы… При этом – праздника элитарного, эксклюзивного.

Сколько тонкостей и хитростей процесса создания приходится осваивать эмальеру! Основная технология – горячая эмаль, в ходе которой краска обжигается много раз, ступень за ступенью. Ошибиться нельзя, ошибка непоправима… Огонь становится соавтором художника, и потому сам процесс напоминает шаманство, художник как будто заклинает огонь… В ходе обжига краски меняют цвет, и только фантазия творца способна провидеть результат.

Из Плотина – «простая красота цвета возникает благодаря преодолению светом темного начала в материи… Отсюда красота Огня, сияющего подобно идее».

Идеи в эмальерном деле с ходом веков лишь усложнялись и совершенствовались, но оставались благородными всегда.

Например, перегородчатые эмали выполняются креплением тончайших перегородок или ленточек из металла на металлическую же основу-лист. Тщательнейшее продумывание каждой линии рисунка, линии, которую уже нельзя будет исправить, требует предельной ответственности мастера к процессу создания, который в таком контексте является уже Миссией художника!

И особенно – колдовство цвета… Если на картине можно проанализировать палитру, рассмотреть переходы, тени, тона, лессировку, то на эмали каждый цвет отвечает сам за себя, становясь абсолютным и одновременно – частью цельности, имеющей конкретный замысел, а значит, конечный художественный смысл. Эта мистическая взаимосвязь необъяснимо притягательна, она завораживает, ею хочется обладать, встроить в свою жизнь как некий символ Вечного, в которое проникаешь лично ты…

Умберто Эко писал: «Безмятежная гармония, понимаемая как порядок и мера, выражается в том, что Ницше называл аполлонической красотой… Она… стремится отгородиться от приводящей в смятение дионисийской красоты, которая выражается не в видимых формах, но за пределами видимости. Эта красота, ликующая и опасная, находящаяся в противоречии с разумом…» И он же ссылался на общепринятое определение красоты в Греции и Риме, которое помимо пропорциональности включало в себя привлекательность цвета и света…

И именно Эмаль соединяет в себе две стороны Красоты – ту самую очевидную меру (четкие границы, монохромные чистые цвета) и экзистенциальное воздействие на человеческое восприятие будто всего лишь предмета, а все вместе создает магическое притяжение очарования, становясь одним из самых изящных символов Абсолюта.

Миниатюрная живопись на эмали в наши дни приобрела еще одно воплощение, потрясающее человеческое воображение – картины на эмали. Эти произведения теперь могут иметь вполне внушительные размеры, что лишь упрочивает художественную ценность этого вида искусства. Это уже могут быть и коллажи, и инсталляции, и скульптуры… Но все это по-прежнему – красиво, дорого, вечно…

Осенняя выставка «Петербургские встречи» в выставочном зале МОСХа (а петербургские потому, что родился Проект в северной столице) оказалось как бы «вещью в себе» – холодные московские дожди снаружи и ирреальное свечение внутри.

Безмерная благодарность организаторам Проекта – ректору СПГХПА им. Штиглица профессору Алексею Талащуку, специалисту по технологии и истории эмальерного дела, обладателю обширной библиотеки по истории эмали, профессору Николаю Яшманову, профессору, преподавателю Академии Светлане Пономаренко, преподавателю Ольге Лысенковой за их высокую идею организации подобного передвижнического проекта и огромный труд по его осуществлению!

В каталоге выставки экспозиция достаточно подробно проанализирована искусствоведами, есть отзывы в Интернете, прессе. Общественный резонанс неизбежен и вполне соответствует. Но, боже мой, как малы становятся и общественные, и ученые слова перед тем, что явлено нам в залах, вместивших в себя историю…

Эмальер – художник прежде всего, но темы, увиденные в представленных творениях не ограничены технологией, чего, казалось бы, можно ожидать. Здесь все – от икон до абстракций, от фигуративности и образа до знака и символа… И если собственно картина все-таки художественное, но полотно, плоскость, то эмаль всегда рельефна, то есть, трехмерна, картина отражает пространство – эмаль поглощает его, овладевает им – воцаряется…

И почти всегда рамы, оклады, обрамления эмальерных произведений намеренно декоративны, с одной стороны, являясь органической частью самого произведения, утверждая его сакральность, а с другой, – однозначно подчеркивая его метафоричность. И все-таки эмаль не замкнута на самой себе, ее невозможно даже заподозрить в нарциссизме! Экспансия цветов взвинчивает окружающую среду, перестраивает энергетику пространства и человека, в него попавшего…

И еще удивительная деталь – содружество эмали с другими материалами, соединенными с ней неограниченной фантазией создателя произведения, который воспринимается уже каким-то демиургом, кроящим бытие по одному ему подвластным авангардным «лекалам».

Эстетическое волшебство в пространстве выставки окунает вошедшего в чистую первородную Красоту, позволяя почувствовать себя тем самым первобытным Человеком (с той лишь разницей, что забываешь про Время, а не только про Бытие), стать частью этой Красоты, как она стала частью тебя и – почувствовать, как прекрасна Вечность!

Организаторы проекта

Талащук
Николай Яшманов
Светлана Пономаренко
Ольга Лысенкова

На выставке «Петербургские встречи»

Алексей Талащук. «Дама в профиль»
Медь, горячая эмаль, латунь 56 х 30 см каждая, 2008

Николай Яшманов. «Бегство из города»
Медь, горячая эмаль, 28 х 22 см, 2008

Светлана Пономаренко. «Карфаген» (Диптих)
Медь, горячая эмаль, золочение 20 х 20 см каждая, 2009

Ольга Лысенкова. «Русское солнце»
Сталь, медь, горячая эмаль, золочение, дерево 52 х 94 см, 2009


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Art»]
Дата обновления информации (Modify date): 05.07.2011 17:46