Художники России

Эйна Эста

Григорий Дембовский, нашедший смысл жизни

Вряд ли наш современник художник Григорий Дембовский когда-нибудь слышал в свой адрес, что он в своем творчестве – последовательный ницшеанец. Во всяком случае он не упоминал об этом в нашей с ним довольно долгой беседе после открытия своей очередной выставки…

Ну, в самом деле, пишет себе человек только то, что ему нравится: вот большая тема – Деревья, летние, зимние, весенние, осенние, те, что видны из его окна в московской квартире, те, что на подмосковной даче… Цветы опять же разные… Портрет, пейзажи, натюрморты… Где-то немного ню, сколько-то графике отдано внимания, мозаики и рельефы сделаны красивые. И опять – деревья… Да, отдельно Париж, в основном – через окна, немного фантазий на тему города… И – размышления на российские темы… Конечно, на одной выставке всего не представить, но время, «потраченное» на погружение в живописный мир художника Дембовского уже после выставки – через его личный сайт, через другие источники, – мною ощущалось как достойное расширение Вселенной…

Член Союза художников по секции монументальной живописи, Григорий и сам такой… вполне монументальный, несколько закрытый, от суеты что ли отстраненный, неразговорчивый… «Делать свои работы» – обозначил… На сайте же – литературные опыты в виде стихов и размышлений, тоже немного…

Прошла по выставке – в основном зале воздух свежий, будто после дождя, сквозь ветви его деревьев солнце пробивается, светло, по-родному так… Цветы – как из сада только что… И такая тихая гармония снизошла, что не сразу задумалась – а в чем секрет-то?

Потом уже, когда разговорились, стало понятно, что и человек он сам такой – ясный, говорящий простым нормальным языком без – измов и цитат, без нарочито-философских изысков и эстетических экскурсов. Прямо «акын» какой-то, но ведь цепляет! Вот его «сад земных наслаждений» вокруг – и уходить жалко. Там, за стенами, жесткая холодная сиюминутность, но ту реальность – оттягиваешь…

Реализм, выраженный экспрессионизмом, можно считать и методом живописной работы.

Считается, сам термин «экспрессионизм» был введен чешским историком искусств Антонином Матешеком в 1910 году в противоположность термину «импрессионизм»: «Экспрессионист желает, превыше всего, выразить себя… <Экспрессионист отрицает...> мгновенное впечатление и строит более сложные психические структуры… Впечатления и умственные образы проходят через человеческую душу как через фильтр, который освобождает их от всего наносного, чтобы открыть их чистую сущность <...и> объединяются, сгущаются в более общие формы, типы, которые он <автор> переписывет через простые формулы и символы». В этом смысле Григорий Дембовский – экспрессионист.

Второй круг по залам… И вдруг ловишь, как напряженно, иногда почти трагически проступают через свет, через мощный и богатый цвет, через чистоту снега и яркость травы четкие, чаще всего темные – стволы деревьев… Как тревожат нервные, будто выламывающиеся из плоскости полотна их вибрирующие силуэты… Как жестки, конкретны, временами вызывающе-резки линии «фабулы» композиций при минимизированном их присутствии на полотнах… Четкое ощущение какого-то предостережения – во многих картинах.

Григорий рассказывал потом о своем восприятии мира, о мерзости, которая этот мир переполняет, захлестывая до ноздрей, о своем резком неприятии лживости и конъюнктурности, безбожия и вседозволенности, о плачевном состоянии культуры, о засилии т.н. «нового» искусства, о тяжелой российской жизни – о пути Зла… Отсюда в его картинах мотивы стихийности, захватывающих все полотно свивающихся потоков, деформированных, смещенных конструкций, вздыбленных коней и угловатых человеческих фигур... Этих картин немного, и никак нельзя заподозрить художника в политизированном подходе. Его дело – писать…

«Кто я»? – задается он вопросом в небольшом тексте, сопровождающем на сайте его приглашение на эту выставку… «Человек, идущий своим путем»… И путь этот, «путешествие живописи» его словами, только к Добру и Правде. Об этом все его работы – «Я вижу и пытаюсь запечатлеть на холстах картины рая». И вот отсюда – образ Креста как ноши и как надежды, образ Храма как будто бы в повседневной реальности, а звучащий как рефрен и – как обозначение Пути, образ Ангела, который не покидает нас в деяниях и скорбных, и радостных.

Кажется, Дембовского можно назвать наивным экспрессионистом, хотя таковых в истории искусства не отмечали. Ну, что ж, значит, он будет первым!

В разговоре Григорий упоминал целый ряд выдающихся имен, у которых он не устает учиться. Прежде всего – импрессионисты, любимые учителя, но сколь многие из них потом так или иначе приходили к экспрессионизму!

Собственно, экспрессионизм, начав формироваться перед Первой мировой войной, возник как бы в противовес пластичным и жизнерадостным иллюзиям действительности. Чувство мира у импрессионистов отражало некую случайность, мимолетность, не претендуя на глобальное осмысление. В первом восприятии картин Григория Дембовского легко прочитывается неоспоримое влияние этих великих предшественников, не зря он столь часто упоминает Моне и Сезанна… Их ощущения и подход к живописному языку можно попробовать выразить в словах – «прими мир и ты найдешь Бога». И, кажется, нашего художника вполне можно причислить к этой светлой когорте.

Однако в тот период нарастающая до очевидной жестокости дегуманизация общества, крушение традиционных ценностей порождало в людях все более трагическое мировосприятие, что не могло не проявиться в искусстве (и что, кстати, оказалось очень близким русскому человеку, а значит, было немедленно подхвачено русскими художниками – вспомним «Бубновый валет», еще один историко-художественный ассонанс Дембовского). Экспрессионисты пошли по пути преобразования такой действительности, эмоционально трактуя возникающие образы, утверждая, что за каждым явлением, как и в самом человеке, таится некая скрытая сущность.

Ницше в работе «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» писал о «дуализме эстетического переживания» в смысле существования двух начал в искусстве. Это «аполлоническое» – пластичное, яркое, гармоничное и «дионисийское» – опьяняющее, растворяющее в хаосе чувств, экстатическое, т.е. пропущенное через горнило эмоций. По Ницше, будучи в постоянной борьбе, оба эти начала присутствуют в каждом художественном произведении. Этот самый дуализм в работах Дембовского проявляется в самой полной мере. Удивляет, насколько точно художник проходит в своих работах по стыку двух принципиально различных по структуре восприятий сущности и воплощения ее, не нарушая этого единства противоположностей, но, напротив, единством этим гармонизируя пространство.

Так кто же все-таки художник Григорий Дембовский, идущий своим путем и не задумывающийся ни о каких классификациях? И не опережаю ли я в своих размышлениях время, пробуя определить его место в истории искусства?

Он нашел смысл своей жизни – делать то, к чему призван Богом. А после этого любые сиюминутные ценности значимыми быть перестают, поэтому он не любит говорить, он любит писать. И все его эмоции и размышления мы считываем с его холстов. У правдивого по сути человека и энергетика его деяний чиста, а потому привлекает и радует.

«Я пришел, чтобы в меру своих сил показать вам, что – искусство, прекрасное, любовь, радость – это и есть то, зачем мы все здесь! Поднимите головы от навоза, отряхните мерзость с испачканных рук, оглянитесь на свое детство, остановитесь в созидании несчастья, не попирайте ближних!» Эта мысль – не проповедь, и – нет, Григорий Дембовский не пишет манифестов, он пишет картины, в которых каждая капелька краски эту мысль несет в себе, несет к нам…

На выставке Григория Дембовского на Беговой


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Art»]
Дата обновления информации (Modify date): 05.07.2011 16:46