Художники Израиля (Михаил Гробман. Тель-Авив)

Василий Церетели

О Михаиле Гробмане*

*Из вступительного слова к каталогу выставки Михаила Гробмана «Метаморфозы коллажа» в Московском музее современного искусства 26-09.2009-25.10.2009 на 3-й Московской биеннале современного искусства.

Московский музей современного искусства является постоянным участником Московской международной биеннале современного искусства. В рамках этого крупного мероприятия музей представляет проекты, неизменно пользующиеся большим успехом у зрителей. В этом году на всех площадках музея мы открываем несколько интересных экспозиций, среди которых важное место занимает персональная выставка Михаила Гробмана, специального гостя III Московской биеннале.

Михаил Гробман – одна из знаковых фигур в московском неофициальном искусстве 60-х, крупнейший представитель концептуальной школы, основатель легендарной группы «Левиафан». Со временем художник «перерос» концептуализм, но его творчество всегда оставалось острым критическим высказыванием. Это искусство протеста, оно опровергает любые условности, связанные с вопросами религии, национальности, пола или политических убеждений. Гробман был смелым в своих суждениях в «подпольные» 60-е, таким он продолжает быть и сегодня, в век тотальной свободы самовыражения.

С самого начала своей творческой карьеры Гробман уделял большое внимание коллажу во всех его видах и проявлениях. Художник неустанно экспериментировал, в результате чего рождались уникальные жанры – от mail-art до «визуальных стихов». Его работы балансируют на грани плоскости и трехмерной инсталляции: включенные в них объекты из прошлого – обложки книг, пожелтевшие фотографии, старые открытки и газетные вырезки – преодолевают границы изображения и открывают выход в новое измерение смысла.

Важнейший элемент авторского почерка Гробмана – взаимодействие визуального начала с текстом; по словам художника, именно «буква» является одной из основ его метода. В этом отношении Гробман – единомышленник таких мэтров отечественного искусства, как Илья Кабаков и Дмитрий Александрович Пригов. Их огромные ретроспективы состоялись в Москве совсем недавно, а у Гробмана давно не было выставок в столице. Я очень рад, что это событие произойдет в стенах Московского музея современного искусства.

Коллажи

«Ревность», 1996, 2006, коллаж, шариковая ручка, тушь, 27,1х24,7 см. № 3159

«Иерусалимские горы», 1996, 2006, коллаж, тушь, тонкий картон, 27,5х23 см. № 3190

«Художник и овощи», 1997, 2006, коллаж, б. тушь, 21,6х30,5 см. № 3310

«Памяти Джексона Поллока», 1998, 2006, шариковая ручка, чернила, коллаж, б., 50,6х35,2 см. № 3345


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел "Израиль]
Дата обновления информации (Modify date): 26.11.10 17:33