Выставки
Выставочный зал «Выхино»

Станислав Айдинян

«Коктебель-Карадаг» - 2010

В Москве, в двухэтажном выставочном зале «Выхино» – традиционная, ежегодная международная выставка «Коктебель-Карадаг» 2010 года. Ее проводит Федерация Акваживописи Международного художественного фонда, возглавляемая И.И.Кочетовым, входящая секцией в Творческий союз профессиональных художников. В нынешнем сезоне состоялся вернисаж уже тринадцатого по счету «Котебель-Карадага», который каждый год представляет работы все новых мастеров кисти. В этот раз были выставлены произведения 139 художников, часть которых впервые художественно выразили свою любовь, к южному, солнечному Крыму, к вулканической горной гряде – Карадагу… Это место овеяно легендами и связано навечно с именем классика поэзии и акваживописи XX века М.А.Волошина…

Тринадцатый вернисаж вобрал в себя большое количество разнообразных, ярких, запоминающихся работ. Начнем с того, что в экспозицию включены две старинные антикварные гравюры XIX века, изображающие гавань Севастополя. Они экспонируются по разрешению В.А.Тэвина и принадлежат его коллекции.

Совершенно премьерным был показ объемных гобеленов работы известного армянского мастера Юрия Осепяна – «Лучше гор могут быть только горы», «Весна», «Золотая осень». Работы эти абсолютно уникальны и, по словам их создателя, не имеют аналогов в мировом искусстве. Ю.Осепян на открытии выступил и как пианист-импровизатор, удивив собравшихся любителей искусств многообразием своих художественных талантов.

Трудно себе представить пространство вернисажа без мечтательных, фантастичных работ феодосийского художника А.Н.Худченко. Его «Водопады», «Золотая тишина» создают образ Крыма, воплощенный в мечте; на его холстах в лазоревые дали в небе плывут крылатые корабли, а море светится тем волшебным свечением, которое мы знаем по романтическим полотнам Айвазовского.

Нельзя не сказать и о четырех акварелях основателя цикла выставок И.Кочетова. Он дал пример соотнесения, выявив в своих произведениях сходство берегов Киммерии и Калифорнийского побережья, где в заливе Румянцева (русский географический след!), у форта Росс, обнаружились места, схожие с Крымом. Их он талантливо отразил кистью и представил на выставке. Свое творческое отношение к Крыму выразила целая группа тульских художников во главе с Павлом Ганжой. Он представил свои пастозные, густого, но легкого цвета «Желтые горы». Не менее свободна и широка по мазку кисть Елены Свиридовой. Очень эффектна работа Н.Сафроновой, экспрессивно изобразившей одинокую лодку у опасного скалистого берега.

Выдается из общего ряда «всечерноморская» работа В.Чурика. «Fram-work», где скелет рыбы предстает мрачным символом, экологическим предостережением – не загрязнять Черного Моря.

Не все художники, из года в год участвовавшие в крымской серии выставок, дожили до последнего вернисажа. Масштабные, сильные эмоционально, одновременно таинственные скалы на холсте «Собор. Скала Маяк», принадлежат кисти выпускника Академии художеств им. И.Репина А.В.Куршина, который покинул земной мир в 2009 году.

Из художников-постоянных участников упомянем талантливого А.Г.Майстренко, давшего серию акварелей, среди которых – «Голубой залив», «Скалы мыса Алчак» и судакские акварельные виды. Работы исполнены в 2008 году, когда художник специально два раза посетил Крым, чтобы напитаться духом этих возвышенных и энергетически сильных мест. К ряду постоянных участников относим и т риптих Ольги Науменко, она на сей раз единственная из художников представила литографии – на них башни генуэсской крепости. Самым молодым дебютантом вернисажа стал шестилетний сын Ольги, Ярослав Морочко, убедительно изобразивший пастелью парусник в море, работа смотрится крепкой, почти взрослой. Отметим заслуженного участника коктебельских выставок Бориса Арутюняна, который на сей раз показал новые работы, такие, как «Кок-Кая», «Сфинкс», «Лунная Сюрю-Кая», на последней – оригинальный световой акцент – лунный отсвет, отблеск на крыше…

Из абстрактных работ, основательным владением цветом отличаются «Крымские видения» художника Виктора Самокатова, обладающие очень стройным эстетическим соотношением цветокрасочной палитры.

Особым и немалым разделом «Коктебель-Карадага» в последнее десятилетие стали произведения художников-фотографов. Зрители вновь увидели большие панорамные фотографии скал Карадага, исполненные покойным известным крымским фотографом В.Наугольным.

Совершенно изумительна по высоте производимого впечатления работа А.Гусева из фотосерии «100 видов на Сюрю-Кая», посвященная «одноименной» коктебельской горе. Мастеру удалось воссоздать неповторимую атмосферу, состоящую из перистых облаков над легендарной вершиной… Эта работа продолжает серию, представленную на предыдущих выставках. А.Гусев показал и фотографию, на которой иное его авторское творение, на ней – фонтан, имеющий имя – «Поворот судьбы» (2007). Этот фонтан действительно существует в Феодосии на ул. Грина, № 15, он сделан руками фотомастера, и он же стал темой авторской фотографии.

Среди фотографов традиционным участником предстает Андрей Савицкий, на фотографиях которого находит себе место обнаженная женская натура, на одной из фотографий с горы смотрит вниз, облокотясь рукой и ногой о камень, молодая обнаженная женщина. Фотограф говорит, что она просто что-то созерцает, отдыхая.

В том же ряду фотографии А.Гладкова «Вид на мыс Хамелеон со стороны Тихой бухты», где спокойствие горного вида, увиденного со стороны моря.

Из малоформатных фоторабот отметим очень удачные «отражения объектива» Б.Пясецкого, такие, как «Заход горит над тишиной», где прямо по-волошински графичные нисходящие лучи закатного солнца, не менее удачна «Дорога к Храму», где лестница идет по скале, устремляясь к облакам. Скажем также, что не менее удачно выступила его сестра М.Пясецкая с акварелью «Крым. Кизилташ», где изображено трагическое место – там когда-то был монастырь, потом советский санаторий, потом секретная база черноморского советского флота. Есть мнение, что строителей этой базы, дабы сохранить тайну ее расположения, сотрудники НКВД взорвали в тот момент, когда они сели за праздничные столы, – должны были отметить завершение строительства… Вот такое трагическое место отразилось на акварели М.Пясецкой, теперь там снова восстанавливают монастырь… Традиционно отмечаем участие в выставке двух произведений заслуженного преподавателя, народного художника России И.И.Смолина, внимания заслуживают акварели А.Н.Стасюка, ректора МГХПУ им. С.Г.Строганова, – он представил запоминающиеся акварели – «Которская бухта», «Пора дождей».

Мы не ошибемся, если скажем в заключение, что художники и их гости, пришедшие на «Коктебель-Карадаг» 2010 года, увидели новую, неожиданно высокую ступень художественного подъема, что было отмечено многими выступавшими на открытии. Выставка не только расширилась в жанровом отношении, но удивила многих и свежестью, и оригинальностью, и яркостью. На ней меньше, чем обычно, было выставлено работ, посвященных М.В.Волошину, но были работы, посвященные его дому в Коктебеле. Отрадно отметить, что традиция не только не затухает, но северный, московской костер всеобщей любви к Крыму, к Коктебелю, к побережью Черного моря, не только не иссяк, но вспыхнул на сей раз с новой, уверенной, энергичной и высокой художественной силой.

На открытии выставки«Коктебель-Карадаг»-2010

Юрий Осепян на открытии выставки

Выступает искусствовед Станислав Айдинян

Фотография Бориса Пясецкого


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Art»]
Дата обновления информации (Modify date): 11.07.2011 15:16