Художники России
Виктор Самокатов (Москва)

Станислав Айдинян

О творчестве художника Виктора Самокатова

Виктор Самокатов – художник широкой кисти и богатой палитры. Он – талантливый абстракционист, в творчестве которого явственны порой черты экспрессионизма.

Жизненно биография художника многогранна. Родился в Одессе в творческой семье, мать Е.А.Некрасова, заслуженная артистка УССР, концертирующая пианистка, отец – капитан дальнего плавания. Виктор начал свой путь в Искусстве как пианист; он окончил Школу-интернат им. проф. Столярского по классу фортепьяно, получил и художественное образование – окончил художественную школу при Одесском государственном художественном музее, где обучался скульптуре и живописи.

В.Самокатов – победитель Всесоюзного конкурса «Музыка – второе призвание…», причем лауреатства он удостоился, когда, временно бросив музыку, работал машинистом тепловоза на Одесско-Кишиневской железной дороге, при этом и в железнодорожном деле был тоже профессионалом, ведь он окончил и Государственный техникум железнодорожного транспорта им. Ф.Дзержинского. Затем вернулся к роялю и окончил Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных по классу фортепьяно. Был победителем всесоюзных и международных конкурсов, в том числе конкурса Маргариты Лонг в Париже в конце 1970-х годов… Карьера пианиста-исполнителя прервалась из-за ножевого ранения в левую руку…

Потом он стал строителем, работал заместителем генерального директора в строительной фирме «Паккард». Был завучем, далее и директором Московской специальной музыкальной школы № 53, трудился и на дипломатическом поприще – был работником консульского отдела советского посольства в Варшаве, по возвращении работал в отделе культуры Кунцевского района Москвы, это в 1980-е годы… Как видим, деятельностей у художника «в миру» было очень много, и, тем не менее, его все равно тянуло к изобразительному искусству, к берегам которого и «причалила» его душа, пройдя множество кругов по стремнинам жизни…

«Художник, как и музыкант, как и литератор, должен нести идею, в картине должен быть глубокий смысл, она делается не на один день. Создание картины – это способ выразить свой взгляд на жизнь – на религию, на отношение к детям, на любовь к месту, где ты родился… В отдельных нотах-звуках смысла нет, а если из нот создать мелодию, гармонией соединить ноты, получится музыкальное произведение… У художника же основной метод выражения – краски и форма. И если есть возможность свои мысли красками перенести на холст, то это большая удача…», – говорит В.Самокатов.

Картина «Тревожный лунный свет» (2005) – призыв задуматься о том, что от великого Создателя мы получили чистую планету, а человечество ее не сохранило в первозданности – ни Всемирный потоп, ни Содом, ни Гоморра не научили человека относиться бережно к окружающему миру. В картине звучит гневное предупреждение Природы – человечеству. В темном мареве клубящихся красок, под неверным светом луны сотворяется видение недоброго лика, из темноты возбужденно смотрящего на смятенного зрителя. Настороженностью и ночным ужасом веет от этого, астрального по сути, пугающего и, одновременно, притягивающего образа. Темные тона «тайно и явно» пронизывают лучики-мазки красочных молний. Сгущенная атмосфера тайны, за которой – опасность, трагедия конечности бытия… Эффектное и опасное для слабых душ изображение… Здесь в манере художника явственно звучны черты экпрессионизма.

О серии «Религия в современном городе» художник говорит: «Я не мыслю себя вне этой темы. Религия в цивилизованных странах всегда исторически была в центре государства и личности каждого, живущего в нем. Нет такой дороги, которая не вела бы к Храму. Церковь окружена современными зданиями, заводами, скоростными магистралями, и все равно дорога приведет к Храму, куда бы она ни вела…»

Серию «Религия в современном городе» одобрили отец Феодосий, игумен Савинно-Сторожевского монастыря, отец Алексей, настоятель церкви в Аксинино… Серия обратила на себя внимание искусствоведа Третьяковской галереи Ел.Вл.Бехтиевой.

Другая серия, «Крымские видения», переполнена эмоциями. Она берет исток от чистоты моря, от природной благодати крымской. На одной из картин серии – среди марева ярких красок призрачно видится морда дельфина, заглядывающая сквозь земные врата, обещающая дружбу и любовь…

Коронным в цикле «Крымские видения» считается холст «Птица счастья». Автор высказывает концепцию этого произведения – «Небо желает человеку добра и счастья: и его лучи, его послания, его птицы пройдут сквозь темные тучи и силы зла и достигнут жаждущей света земли!..».

Если посмотреть внимательно, то видно динамическое борение богатых по палитре световых и волновых импульсов с темными тонами… Работа исключительной цельности. Она не только емка по смыслу, но и исключительно эффектна!.. В ней особая, редко удающаяся современным художникам-абстракционистам художественная цельность!

Особенное значение в авторской коллекции Виктора Самокатова имеет произведение, названное «Астероид 2024»… У работы – своя пророческая история. Написана она в 2006 году. Цель была – изобразить летящее к Земле космическое тело. И вот в 2009 году обсерватория НАСА в США опубликовала фотографию реального астероида, который действительно стремительно приближается к Земле, и его направленный ход может пересечься с земной орбитой в 2024 году, что представляет опасность для нашей планеты. Так вот, художник точно изобразил интуитивно угаданный заранее, еще в 2006 году, вид летящей в безвоздушном пространстве гигантской, стометровой небесной глыбы… Это – удивительный пример интуитивных обретений. Краски холста намеренно настораживают зрителя. Как уголь рдеющий, пышет астероид из рамок картины. В нем есть что-то мощное, пугающее и фатальное; причем эффект опять-таки достигается колористически, соотношением и взаимоперетеканием тональностей зелено-желтых, каменно-тяжелых на красном фоне тонов…

«Африканские впечатления» Николая Гумилева навеяли В.Самокатову сюжет одноименной картины – «Оглушенная ревом и топотом / Обрамленная в пламя и дымы/ О тебе, моя Африка, шепотом, / в небесах говорят Серафимы». Это чувственный «двухфигурный» сюжет на фоне заходящего солнца…

Однажды в Московском художественно-производственном комбинате Вучетича И.Глазунов увидел холст Виктора Самокатова «Начало». Он сказал директору комбината Александру Урсину, что приглашает это полотно на вернисаж «Илья Глазунов и его ученики», который состоялся в старом Большом Манеже.

«Начало» создавалось сложно, – художник тренировался на вариантах оттенков, создавал игру цвета. Цвет вулкана, лавы, цвет магмы – это цвет Первоначального взрыва, образовавшего Вселенную. Красный цвет доминирует в картине, он, по мнению автора, хочет поглотить все сущее, и тогда все повторится сначала…

Есть и картины, в которых художник отдал дань Востоку. Вот большой и сильный восьмиугольный символ «Ба-Гуа», созерцание его несет благополучие в делах, в семье, покровительствует целеустремленным людям. Если «Тревожный лунный свет» несет тревогу невыполненной ответственности, то «Ба-Гуа» заряжает положительной энергией.

«В современной практике Фен-шуй Восьмиугольник Ба-гуа является инструментом для понимания энергетической конфигурации, присущей любому жилому дому, квартире, саду…», – цитирует художник.

В этой картине есть равновесие меж спокойной и очень гармоничной цветовой гаммой и спонтанной орнаментальностью. Художник написал ее легко, за один вечер – ночь, тогда как его другие холсты рождались месяцами, «Тревожный лунный свет», например, писался очень долго, более четырех месяцев, поскольку его тема внутренне трагична, – Всевышний там осуждает за неправедность жизни на земле…

Есть у В.Самокатова работы, отмеченные особой творческой удачей, – «Композиция из треугольников» относится к их числу. Созерцание цветов и форм треугольников создает впечатление уравновешенного тонкого покоя… Эта чисто абстрактная работа за счет богатства оттенков фона не только видится богато объемной, н о и несет в себе позитивную силу… Это основательное произведение, достойное музеев современного искусства. Кольца и шары, помещенные автором в правом верхнем углу холста, символизируют, по мысли художника, Недреманное око Космоса….

К той же серии и к тому же творческому периоду относится «Ночная регата». Это также удачная по силе выражения абстракция, которая преодолевает абстрактную свою суть крайней оттеночной выразительностью, сложным и одновременно емким чувством соотношения фигур… «Зашифрована» в цвете и свете луна, которая, при внимательном взгляде зрителя, впрочем, оптически легко угадывается. Это ее свет «заостряетя» в узкие треугольники, которые будто бы служат своеобразными «отвесами» света, который, расширяясь, стремится к земле, по которой вкрадчиво ходят зеленоватые лунные блики, создающие таинственность, придающие загадочность всему холсту…

Своеобразным «оберегом» видится космический «меч» равновесия, висящий в пространстве левой части холста. По мечу – знаки грядущей победы над непокоем. По замыслу автора меч оберегает и защищает лунное равновесие. Создается впечатление, что во всех круглых и заостренно лунных фигурах таится священное число золотого сечения…

Оригинален холст «Свечение. Фантазия», затягивающий в себя круг белой круговерти красок, в центре круг венчается темным центром. Динамизм открытого цветового кружения дает порыв воображения к сотворению запредельных астральных миров. Как и в других произведениях художника, основа творческого метода тут – свободный импровизационный колоризм, создающий прежде всего цветовое впечатление… При создании этого произведения В.Самокатов использовал флуоресцентные краски. Этот холст находится в собственности московской галереи Фонда «Ардена».

«По прочтению «Тайны» Ронды Берн», – так называется абстрактная работа, созданная по мотивам книги «Тайна», повествующей о мировой энергетике каждого живого существа и всей Вселенной. Картина хранится на Кипре, в городе Лимасол, в галерее «Андроника». На ней автором сделана попытка передать дух книги, изобразить символически соотнесенность человека и опускающейся из космоса энергии…

«Голгофа» написана по впечатлению от посещения Иерусалима. Глубокий, пастозный, широкомазочный, тонально богатый фон. На вершине горы, коей мы видим лишь вершину, – крест Христов – белей белизны! – и на нем повис на двух его воскрылиях, – золотой венец страдания, венец жертвы искупительной Сына Божия… Над крестом – белый нимб, символ света предвечного, напоминающий полумесяц, полумесяц обычно изображается на купольных крестах церквей в нижней части православного креста… Идея художника – вечное напоминание о Великой Жертве во имя жизни…

В.Самокатов ищет и находит духовные ориентиры в жизни и в творчестве, уже прошедшем несколько плодотворных и разнообразных по палитре и составу этапов. Его работы хранятся в частных собраниях, он постоянно принимает участие в арт-проектах во многих известных и именитых выставочных залах Москвы. Творческий путь талантливого и своеобразного художника интенсивно и изобретательно продолжается.

Живопись Виктора Самокатова


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Art»]
Дата обновления информации (Modify date): 05.07.2011 17:16