Отклики и рецензии

Станислав Айдинян

О творчестве Сергея Нежинского

Творчество Сергея Нежинского – одна из новых и достаточно ярких и густо исписанных страниц набирающего известность творческого круга поэтов, живущих у Черного моря на Юге Украины. Я познакомился с ним в дни создания «Одесской антологии поэзии» (2008), (которую замыслил и осуществил поэт С.Главацкий). С того времени мне хотелось выделить его из круга и «квадратуры» неиссякающего в славянском мире поэтико-художественного процесса, поскольку вижу в нем черты, говорящие о том, что перед нами совершенно определенно выраженное поэтическое дарование.

Если зерно даже попадает в благодатную почву... оно может быть замечено... клювом ворона, и тогда оно гибнет. Однако, оно может спрятаться в земле, «уйти в себя», и, оказавшись под «покровами» материи, под покровами бытия, оттуда прорасти. (Известно, что мудрость – понятие земное, очень земное.) И вот, «укоренившись» в жизнь, проросши в свое «нарастанье» (рильковское слово!), то зерно дарования стало зреть. И вскоре мы уже у его ветвей, которые движимы как попутным, так и враждебным ветрами. Чем же шумят эти ветви?..

Во-первых, у С.Нежинского замечается неожиданная и емкая образность, цельность образного строя. Вслушайтесь в такие строки из стихотворения «Зима»

«Распахан лист.
Надменный, как памфлет,
Мой чалый мир в камнях души не чает.
Но карандаш, сосны однополчанин,
Через меня, по памяти случайной,
Выводит срубленной тайги автопортрет.

Нежинский, по сути, трагичен, как трагичны почти все настоящие поэты ХХ – начала ХХI веков... Ему присуще такое ценнейшее поэтическое качество, как искренне звучащая взволнованность, без которой мы не слышим «подтекст» сердца, кантилену «подзвучия» стиха. Можно ли это качество подделать? Может быть и можно, но тогда не было бы этой ненавязчиво созерцательной стройности в поэзии Нежинского. Вслушайтесь...

Из горла бьёт: «Простор мой осуждён!..»
…И виснет лист, и льётся лес осенний…
Что делать мне, когда в подтёках тени,
Луна, как сердце бьётся в рёбрах крон?

Радостно слушать такую ритмичную, сильную, мускулистую естественность строк... В других же случаях мы отмечаем в них напротив неспешность, напевность...

В некоторых стихах изысканность отнесений и прихотливость причудливых ассоциаций соседствуют с нотой некоторой малой лексической намеренной «огрубленности». Но такие примеры редки и оттого приводить их не имеет смысла. Скажем только, что это проявлено в стихотворении «Грозит небесное темнило...» и некоторых немногих других.

Порою же обобщение приобретает вид поэтического «взмаха», напоминающего глубокие и культурно оснащенные времена символизма –

В ней – золотая мишура,
И сад, и колдовство лампады,
И света бледная игра
На тёмной чешуе ограды.

О, слабоумье тишины!
В твои незримые основы,
Как в музыку, заключены
И суть, и бытие, и слово.

Нежинский рождает философскую лирику, покушающуюся на смыслы подспудных пространств, когда, посмотрев на мир со стороны, – а это умение и есть корень земной мудрости, – поэт восклицает –

О, чуждый мир, ужели мы родня?!
Ты приказал – толочь реальность в ступе,
Ловить кусок побольше в этом супе.
А я ищу, каким таким шурупом
К вещам прикручен принцип бытия.

С.Нежинский «пишет этот мир с натуры, изображая в своих произведениях пейзажи внутренней (человеческой) и внешней природы, сводя их в одно неразделимое целое. Автор объединяет духовное и материальное, искусственное и естественное под одним словом – Бытие».

Интересны и поэтико-философские и теоретические изыскания С.Нежинского, который выступает и как создатель телескопической и акротелескопической поэзии, но эти исследования находятся в стадии разработки, потому мы просто констатируем, что он выступает порой и как афорист, который, в частности, сказал: «Бог есть в каждом – в одном победивший, в другом поверженный». И это глубоко верно и всечеловечно. И о таланте и гении – «Талант – это тот человек, с которым согласна его публика. Гений же тот, чья публика – человечество».

Именно последние годы творчества С.Нежинского, постоянно живущего под Одессой, в портовом городе Южный, стало замечено и в Москве. Известнейший из поэтов и литературных деятелей России, много лет возглавлявший отдел поэзии в журнале «Юность», главный редактор поэтического интернет-журнала «Пролог», Кирилл Ковальджи, написал – «Сергей Нежинский (Бутченко) – один из самых одаренных русских поэтов юга Украины. Автор сборника «Город любви» (2003), многочисленных публикаций, у него свой голос, проникновенная лирика, легко и умело владеет пером. Его надо поддержать, он должен чувствовать себя своим в русской поэзии (Пусть и вдали от ее центра)... (20.07.2009).

Трудно не согласиться со столь авторитетным мнением опытного человека, прекрасно разбирающегося в литературе, в поэзии.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Одесса»]
Дата обновления информации (Modify date): 07.06.2011 11:42