Архитектура Одессы

Мария Янушкевич

О прибрежной зоне Одессы

Одесса, безусловно, относится к числу тех городов мира, которые запоминаются на всю жизнь с первых часов знакомства.

Она закладывалась как «морские ворота» огромной Российской империи, а в имперские времена, как известно, ворота особняков красотой и богатством напоминают античные триумфальные арки. Центральная часть города развивалась под огромным воздействием европейской культуры, при непосредственном участии выдающихся европейских деятелей, архитекторов и финансистов. Однако, на городском прибережье (если не считать гениальный ансамбль Потёмкинской лестницы, изуродованный гостиницей «Одесса»), так и не сложился выразительный архитектурный ансамблевый вид города со стороны моря.

Двести лет назад полоса берега в черте города представляла собой не что иное, как череду ломких глинистых обрывов, изрезанных промоинами дождей. Иногда они обваливались, унося с собою десятки домов – так, например, исчезла половина улицы Черноморской (Гефта), которую К.Паустовский называл «красивейшей улицей в мире». В 60–70-е годы прошлого века были проведены основательные работы по укреплению берега: установлены волнорезы, намыты песчаные пляжи, построены дренажные тоннели. Безжизненные обрывы – благоустроены. На них появился слой чернозёма, были высажены деревья, в основном акации и каштаны, которые давно считаются символами Одессы.

В результате Одесса обзавелась сплошной полосой пляжей, утопающих в парковой зелени и быстро обрела заслуженную славу города-курорта. За тридцать лет местный берег ни разу серьезно не подновляли. Пляжи сузились, стали маленькими, и штормом их может полностью смыть в море. Построенная 40 лет назад система береговой защиты с тех пор практически не подвергалась восстановлению несмотря на то, что ее «запас прочности» составлял, по расчетам создателей, двадцать лет.

Я родилась и выросла на Французском бульваре. С детства помню каждый проход к морю, к любимым пляжам «Дельфин», «Чкаловский», «Собачий», «Кабель». Не сосчитать, сколько сотен раз пройдена «трасса здоровья» – дорога над морем от Ланжерона до Аркадии. Сегодня мне, как архитектору, особенно грустно смотреть на то, в каком состоянии находятся склоны. Лестничные марши спусков сползли вниз и перекосились, ливнёвки забиты гниющей листвой и мусором, зелёные насаждения переломаны и во многих местах заросли как в диком лесу. Везде видны неубранные следы от пикников, бегают своры диких голодных собак.

Понятно, что давно прошло время, когда огромное тоталитарное государство СССР решало эти проблемы за всех нас. Понятно, что у города нет на сегодняшний день полной финансовой возможности восстанавливать все и благоустраивать за свой счёт.

Прибрежные участки требуют к себе повышенного внимания. Ведь объекты, размещаемые здесь, создают первый план морского фасада города. Отличительной особенностью Одессы, что закреплено законодательно, является наличие в пределах побережья свободной от сплошной застройки береговой полосы. Как показывает анализ проектирования и строительства в Одессе, ширина общедоступной береговой полосы при некоторых строящихся жилых объектах сводится к минимуму, а иногда и отсутствует. Большая же часть территории прибрежных склонов представляет собой зеленый массив. Зеленые насаждения используются для закрепления отдельных участков оползневых территорий, для создания микроклимата, декоративного оформления склонов. Противооползневая защита побережья может быть достигнута применением водоотводящих и дренажных устройств, а также чередованием террас, участков благоустройства и озеленения. С первыми холодами эта территория становится малопривлекательной для отдыхающих, поэтому представляется целесообразным размещение здесь культурно-зрелищных и других общественных объектов круглогодичного использования.

Застройка прибрежной зоны затрагивает политические, общественные, градостроительные, экологические и, самое главное, – коммерческие интересы. С развитием строительных технологий в наше время бывшие условно непригодными земли прибрежных территорий (оползневые, просадочные грунты) начали представлять собой территории, обладающие особой привлекательностью для инвесторов благодаря близости рекреационной зоны у берега моря. Положительным моментом в такой ситуации явилась возможность развития и совершенствования архитектурного облика города. Однако сложившаяся ситуация привела к строительству объектов без учета их связей с градостроительной композицией и приоритетными нуждами города. В таких ситуациях в первую очередь необходимо провести всестороннее исследование и создать градобоснование, чтобы не было точечных застроек. Одной из первоочередных задач на сегодняшний день в Одессе является разработка единой концепции организации побережья города.

Архитектура не прощает, когда её используют только для наживы. В основу архитектурных проектов всегда должна быть в первую, главенствующую, очередь заложена забота о человеке и его нуждах, и эстетическая основа, забота о красоте. Есть у меня давняя мечта – прогуляться по набережной Одессы, только не летом, а зимой, чтобы можно было зайти в маленькое уютное кафе, выпить горячего чая, укрыться от холодного ветра. Для этого нужна настоящая набережная. Нужны берега, наполненные смыслом, чтобы при возвращении домой из поездок на мировые морские курорты не возникали навязчивые мысли – «почему же у нас всё не так до сих пор?». Недавно местные власти объявили тендер для спасения берегов. Его выиграли голландцы – компания, которая намывала масштабные фигурные острова в Арабских Эмиратах. Уже одно это вселяет надежду на будущее.

Сегодня есть ещё одна серьезная боль центра города. Одесса центральная расположена на так называемой «проблемной территории», частью наугад освоенной руками наших предков, частью разрушаемой оползнями, а частью подтопляемой грунтовыми водами и нашими же городскими водонесущими и водоотводящими системами. И дело вовсе не в ветхости стен, построенных из ракушечника. Сам по себе камень с годами лишь уплотняется и может выдержать не одно десятилетие. А вот если грунт, на котором расположен исторический центр, регулярно «замачивать», старый город долго не продержится. Повышение уровня грунтовых вод и постоянная утечка из водонесущих коммуникаций привели к непрекращающемуся намоканию оснований фундаментов и площадок. Одесский грунт, состоящий из прекрасно впитывающего влагу лесса, при постоянном амокании теряет свою несущую способность в 2–3 раза и, как следствие, здания подвергаются осадке, а иногда и разрушению. Проще говоря, большинство одесских домов, особенно в упомянутой центральной части города, просто не имеет надежных оснований фундаментов.

Одна только история подтопления фундамента Оперного театра должна научить городские власти думать о сохранности исторической застройки Одессы. Возможно, необходимо даже создать постоянно проверяемую «сверху» городскую комиссию или иной специальный независимый орган по охране и спасению «подземной» части Одессы. Бдительный надзор мог бы предотвратить многие обратимые и необратимые беды. Во время пожара в послевоенные годы здания горкома – сегодняшней мэрии на Думской площади, когда сгорел весь архив города, было принято решение устроить рядом с театром пожарный водоём. Тогда и произошла перепланировка театральной площади и была перенесена скульптурная группа «Фонтанчика с лягушкой» к зданию Английского клуба (к Музею морского флота). И вот этот нововозведенный водоем благополучно подтапливал десятки лет фундамент Оперного театра. Последствия известны всем…

Сегодняшним архитекторам необходимо чаще откровенно и непредвзято высказывать своё мнение для того, чтобы Одесса всегда оставалась Одессой. Проектировать и строить необходимо с таким же профессионализмом и любовью, как это делали Ф.К.Боффо, Г.И.Торичелли, Ф.О.Моранди, Ф.В.Гонсиоровский. Всем нам необходимо чаще вспоминать, с какой любовью велась застройка Одессы в прошлом, каких-то 150 лет назад. Остаётся только верить, что всем одесситам не безразлична судьба нашего родного города, его архитектурно-художественного облика. Мы все еще надеемся, что и в будущем Одесса не потеряет своего неповторимого блеска «жемчужины у моря».


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел "Одесса"]
Дата обновления информации (Modify date): 07.01.10 16:03