События
(Выставки в Словацком институте)

Йозеф Янкович. «Живописные работы»
(23 сентября – 24 октября 2008 года)

Петер Михалович

Pro et contra

Йозеф Янкович принадлежит к числу тех, кто верит, что искусство может внести свою лепту в улучшение нашего мира. Он верит, что оно может нам помочь в стремлении сделать наше настоящее и будущее лучше, чем прошлое. При этом его убежденность не связана с предрассудком, что искусство может улучшить мир только т огда, когда оно становится составной частью той или иной идеологии. Наоборот, он верит, что искусство должно критически относиться к идеологии, должно независимо указывать на разные формы жестокости или равнодушия. Если мы внимательно посмотрим на артефакты Янковича, то обязательно заметим, что его произведения содержат критическое воззвание. Всю свою жизнь художник стремился создавать скульптуру, графику или живопись с предупреждением о последствиях грубого, в первую очередь политического, насилия. Того насилия, которое способно только гнуть, давить, разбивать и ломать всё, что встало на его пути. Того насилия, которое от имени абстрактно представленного человечества, расы, религии или класса уничтожает индивида как личность. Янкович, как правило, представляет это насилие не прямо, так сказать, в действии, а косвенно, через его «результаты». Скульптура, графика и живопись Янковича показывают зрителю в лучшем случае деформированные человеческие фигуры, в худшем – их фрагменты. Янкович чаще всего выражается с непатетической серьезностью, а иногда использует также глубоко воздействующий гротеск. Деформация фигур как художественный прием говорит о том, что первым объектом воздействия насилия является тело. Именно физическая боль должна дать человеку вразумительный сигнал, что пора перестать сопротивляться и надо подчиниться унифицированной монолитной норме. Фрагментация же показывает, что будет с теми, кто не прислушался к сигналу, посланному брутальным насилием.

Художественное исследование человека, этот подлинный изобразительный проект гуманизма реализуется еще и другим захватывающим способом. Художник использует части или целые полотна произведений своих коллег – абстракционистов, тех, кто вместо изображения человеческой фигуры сводил всё к абстрактным отношениям точек, линий и цветных плоскостей. Но именно человек – это то, чего парадоксально не хватает Янковичу в этих «обесчеловеченных» артефактах, поэтому он дополнил их человеческими фигурами. Смысл этого – привлечь внимание к тому, что мир без человека не имеет смысла, как макромир без микромира. Человек не противоположность космоса, а его неотъемлемая часть (по крайней мере, если смотреть на это с человеческой, а не божественной точки зрения), и искусство должно напоминать об этом.

Йозеф Янкович в контексте словацкого и мирового искусства представляет тип художника, который не считает творчество развязной игрой с формами и цветами. Благодаря его скульптуре, графике и живописи мы можем прочувствовать, каково же это быть тем, кто подвергся грубому насилию. Это не развлекает, не ласкает и не утешает, зато глубоко облагораживает.

Йозеф Янкович. Трансформированный Добеш. 2003.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Словакия»]
Дата обновления информации (Modify date): 20.11.09 19:28