Италия

Джорджио Теллан
(Художественный руководитель Академии Тиберина)

«Данте: лестница в Эмпирей для Доменико А.Триподи»

Д.А.Триподи «Портрет Данте»

Прежде чем говорить о неизбежной встрече Доменико Антонио ТРИПОДИ с Данте и не затрагивая «Параллельных жизней» Плутарха, необходимо сказать несколько слов об образовательном пути «Аспромонтана», художника, рисовальщика, реставратора и музыканта среди наиболее совершенных на мировом уровне, чей талант иногда несет отпечаток гениальности.

Доменико Антонио Триподи родился в Сант’Еуфемия (город Святой Евфимии) в Аспромонте, в семье, где живопись, скульптура и музыка были хлебом насущным (напоминаю, что дед, отец и брат – профессиональные художники и музыканты). В детстве он жил в той части Великой Греции (Magna Grecia), где цивилизация все еще пульсирует в венах народа. «Любопытство» молодого человека в отношении природы и ее явлений, условия жизни человека на земле запечатлелось в молодой душе настолько глубоко, что у него уже «в зародыше» выявляются экологические и философские проблематики.

Оставив «мастерскую» отца, художника, скульптора и музыканта, он, после короткого периода, проведенного в Тоскане и Пьемонте, прибывает в Милан, где находит работу в области реставрации и изучает живопись в Высшей Художественной школе в Замке Сфорца, в Художественной школе «Федерико Фаруффини» в Сесто Сан Джованни и в других ломбардских институтах. Это позволило ему заняться преподавательской деятельностью: он стал нештатным преподавателем в Высшем Институте по реставрации «Альдо Галли» в Комо, сотрудничал с опытными художниками и реставраторами Ломбардии. Одновременно продолжал занятия музыкой, начатые под эгидой отца Кармело, достигнув прекрасных результатов.

Теперь я должен был бы говорить о многих выставках, в которых Триподи принимал участие в Италии и в главных городах Европы, Азии и Америке.., но не остановлюсь на них. Среди многочисленных международных признаний, заслуженных Маэстро, упомяну: «Сальвадор Дали,», «Ван Гог», «Колумбус» и «Коулун» и первые премии на Бьеннале Святого Марка в Венеции и на 8-м Бьеннале Рима. Не могу закончить эти короткие биографические заметки, не упомянув о включении его «Философа» в Историю Философии и Религий (изд. Паолине) и о приобретении «Мадонны Чудес» Отделом Художественного наследия Ватикана.

Д.А.Триподи «Философ»

Для того, чтобы лучше понять «интерпретацию» или, более правильно сказать, художественное толкование «Комедии», которую сам Алигьери не посмел назвать «Божественной» (так назвал ее апостериори Боккаччо) еще и потому, что такой атрибут, согласно средневековой формалистике, относился только к «трагическому» жанру, ТРИПОДИ, сознавая, что художник, помимо технических трудностей, должен преодолеть конкуренцию живых и мертвых, засучил рукава и, ободренный тем, что Гораций написал в «Поэтическом искусстве», посмел сопоставиться со многими, которые в течение веков подходили к этой стимулирующей задаче. Все они выдающиеся имена, некоторые даже вошли в Историю искусства как достигшие высшей степени мастерства. Помимо миниатюристов, часто анонимных, которые иллюстрировали рукописные кодексы XIII и XV веков, наскоро напомню о таких именах, как Беато Анджелико, Синьорелли, Микеланджело, Босх, Сандро Филипепи (прозванный Боттичелли), Уильям Блэйк, Джошуа Рейнолдс (первый президент Королевской Академии Художеств), а также Энгр, Делакруа, Данте Габриэль Россетти, Доре, Гуттузо, Дали, Северини, современный Раушенберг и т.д. Прошу прощения у тех, кого пропустил.

Д.А.Триподи «Глухарь»

По моему мнению, с его стороны это было не актом высокомерия или переоценки собственных сил, а вдохновением каким-то присутствием, непередаваемой гармонией, вневременным симбиозом. Следует принять во внимание то, что Триподи прекрасно метаболизировал не только «Комедию», «Новую жизнь» и т.д., но и все произведения «Величайшего Поэта», прожив почти двадцать лет совместно с этими писаниями на тумбочке. Немногие избранные в мире (позднее буду говорить об Осипе Эмильевиче Мандельштаме) имеют привилегию почувствовать «клочки души», которые только Великие, и Данте среди них, в высшей степени оставляют привязанными к собственным произведениям.

Д.А.Триподи «Герион»

Подходить к «Комедии» можно по-разному, чьи результаты, все законные, рассматриваются не только критиками, но также и множеством любителей поэзии, в функции помещения или нет в то, что Юнг определил «коллективной бессознательностью». Итак, Триподи избрал наиболее трудный путь и уподобился монахам иконописцам, которые до того, как «писать» иконы (божественные послания), молились и постились 40 дней, испрашивая у Господа быть достойными стать Его орудием. Испрашивая помощи у Всевышнего, он дал себе обет прислушиваться ко многим голосам «божественной поэмы», воссоединяясь с поливалентной личностью Данте (литератор, философ, астролог, богослов, географ, политик, а также «колдун», как злые языки, знающие его сошествие в Ад, определили его).

После того, как я намекнул на прекрасную одержимость, которая сопровождала Триподи в этот долгий и тяжелый период времени, я считаю долгом подчеркнуть, даже если и коротко, технические трудности, которые он должен был преодолеть для того, чтобы воплотить в реальность то, что Цуккари определил «внутренним проектом». Он, который в прошлом отличался рельефными масками, почти одноцветной подготовкой фона (см. серию его экологических картин), выбирает для этой цели акварель/темперу, которые лучше отвечают его требованиям не только с эстетической точки зрения, но и с концептуальной (напоминаем, что путь проводится во внеземном мире и что Данте встречает только души, следовательно, бесплотные существа), но которые не допускают изменений и исправлений, иначе наказанием может быть уничтожение произведения. Благодаря своим музыкальным знаниям и чрезвычайной ему присущей чувствительности, он приступает к интерпретации этого откровения неописуемого, возвращаясь к истокам Поэзии, когда аэд* вещал в стихах, аккомпанируя себе на цитре. Поэтому его «видения» – это также музыка, представленная цветными тонами, что означает глубокое знание гармонии, пигментов, их результат на используемом материале и многие другие познания относительно физиологической оптики.

* Аэды – певцы в период древне-греческой литературы (8 - 7 вв. до Р.Х., т.н. «гомеровская эпоха»). Это были певцы, исполнявшие эпические песни под аккомпанемент струнного инструмента.

Иконографии первых двух Песен, чьи хроматические константы (мрачно-коричневый, темно-красный и розово-янтарный Ада и розовый, небесный, светло-зеленый Чистилища) в Раю переходят в более нежную тональность, чтобы затем взорваться в апофеозе света, данного не белой краской (оксид цинка или титана), а полученного ... и тут я остановлюсь, чтобы не выдавать секретов Маэстро. Мы поражаемся сидерическими пространствами, в которых вращаются небеса, заселенные сияющими существами и сонмом блаженных, где Данте, ведомый Беатричей в виде жаворонка, встречает Святого Петра, Святого Иакова и Святого Иоанна, которые допрашивают его о богословских добродетелях. Затем встречает Архангела Гавриила, Фому Аквинского, Бонавентуру из Баньореджо и д ругих персонажей, среди которых сияет Святой Бернард со своей прекрасной молитвой к Пресвятой Деве, пока «... Я увидал, объят Высоким светом/ И в ясную глубинность погружен,/ Три равноемких круга, разных цветом./ Один другим, казалось, отражен,/ Как бы Ирида от Ириды встала;/ А третий – пламень, и от них рожден./» (Рай, Песнь XXXIII, 115–120) не достиг самой тайны Пресвятой Троицы.

Д.А.Триподи «Гора Чистилища»

Водимые за руку герменевтической способностью художника-поэта Доменико Антонио Триподи, мы пережили вновь внеземной путь Данте. Мне хотелось бы закончить эту статью с Осипом Мандельштамом (Россия, XIX и XX в.), литератором и поэтом еврейского происхождения. Он, страстный читатель Данте и его «Комедии», любитель, как и Великий Поэт, Литературы и Прекрасного и c Ним объединенный изгнанием, нашел утешение в Поэзии, бальзаме души. Находясь в ссылке в одном из лагерей под Владивостоком, он делился ею со своими товарищами по несчастью в тайных чтениях «Комедии», тем самым помогая более сносно переносить унижение рабством. По-моему мнению, это и есть апогей поэзии!

Перевод с итальянского Анны Давыдовой.

Giorgio Tellan
(Responsabile artistico dell’Accademia Tiberina)

Dante: skala all,empireo per Domenico A. Tripodi!

E indispensabile, prima di parlare dell’inevitabile incontro di Domenico Antonio TRIPODI con Dante, senza scomodare le “Vite Parallele” di Plutarco, accennare all’itinere formativo dell’Aspromontano, pittore, disegnatore, restauratore e musicista fra i piu completi a livello mondiale, il cui talento, a volte, reca l’impronta della genialitа.

Domenico Antonio Tripodi nasce a Sant’Eufemia d’Aspromonte, da una famiglia in cui la pittura, la scultura e la musica sono pane quotidiano (ricordo che nonno, padre e fratello sono artisti professionisti) e che ha vissuto la prima giovinezza in quella Magna Grecia la cui civiltа pulsa ancora nelle vene della sua gente. La “curiositа” del giovane per la natura ed i suoi fenomeni, per la condizione dell’uomo sulla terra, incide profondamente nella sua giovane anima al punto che emergono “in nuce” le problematiche ecologiste e filosofiche.

Lascia la “bottega” del padre, pittore, sculture e musico per approdare, dopo brevi periodi trascorsi in Toscana e Piemonte, a Milano dove trova lavoro nel campo del restauro e studia pittura alla Scuola Superiore d’Arte del Castello Sforzesco, alla Scuola d’Arte “Federico Faruffini” di Sesto S. Giovanni ed in altri Istituti lombardi, studi che gli consentono d’inserirsi nell’ambito dell’insegnamento artistico superiore: и stato libero docente all’Istituto Superiore di Restauro “Aldo Galli” di Como ed ha collaborato con valenti pittori e restauratori dell’area lombarda. Contemporaneamente prosegue gli studi musicali, iniziati sotto la guida del padre Carmelo, conseguendo risultati d’eccellenza.

Dovrei ora parlare delle molte mostre alle quali il Tripodi ha partecipato in Italia e nelle principali capitali d’Europa, Asia ed America... ma sorvolo. Fra i molti riconoscimenti internazionali ottenuti dal Maestro, cito: il “Salvator Dalм”, il “Van Gogh”, il “Columbus”, il “Kowloon” ed i primi premi alla biennale di San Marco di Venezia e all’8^ Biennale di Roma. Non posso chiudere queste brevi noti biografiche, senza ricordare l’inserimento del suo “Filosofo” nella Storia della Filosofia e delle Religioni (ed. Paoline) e dell’acquisizione de’ “La Madonna dei Miracoli” al Patrimonio artistico del Vaticano.

Per meglio comprendere le “interpretazioni” o piu correttamente, l’esegesi pittorica della “Commedia” che l’Alighieri non aveva osato definire “Divina” (l’ha fatto a posteriori il Boccaccio) anche perche tale attributo, secondo la precettistica medievale, era riservato al genere “tragico”, Il TRIPODI, conscio del fatto che l’artista oltre alle difficoltа tecniche, deve superare la concorrenza dei vivi e dei morti, si e rimboccato le maniche e, confortato da quanto Orazio ha scritto nella sua “Arte poetica”, ha osato confrontarsi con i molti che nel corso dei secoli hanno affrontato lo stimolante impegno. Sono nomi di tutto rilievo, alcuni anche di eccellenza nella Storia dell’Arte. A volo, ricordo, oltre i miniaturisti, spesso anonimi, che hanno illustrato i codici manoscritti del Tre, Quattrocento, il Beato Angelico, Signorelli, Michelangelo, Bosch, Sandro Filipepi (detto il Botticelli), William Blake; Joshua Reynolds (primo presidente della Royal Academy) ed ancora Ingres, Delacroix, Dante Gabriel Rossetti, Dore, Guttuso, Dali, Severini fino al contemporaneo Rauschenberg ecc. chiedendo scusa agli omessi.

Non e stato, a parer mio, ne un atto di superbia ne d’ipervalutazione dei propri mezzi il suo ma l’afflato d’una presenza, una sintonia ineffabile, una simbiosi atemporale, considerato che il Tripodi ha ben metabolizzato non solo “La Commedia”, “La Vita Nuova” ecc. ma l’intera produzione del “Sommo Vate” avendo vissuto per quasi venti anni con i suoi scritti sul comodino. Pochi eletti al mondo (piu avanti vi parlerт di Osip Emil’avic Mandel’stam) hanno il privilegio di avvertire i “brandelli d’anima” che solo i Grandi e Dante e fra questi, in sommo grado, lasciano appesi alle proprie opere.

Gli approcci alla “Commedia” possono essere diversi, i cui esiti, tutti legittimi, vengono decretati non solo dai critici ma anche dalla pluralitа degli amanti della poesia in funzione dell’inserimento o meno in quello che Jung definisce “inconscio collettivo”. Orbene, il Tripodi ha scelto quello piu difficile e, similmente ai monaci iconografi che prima di “scrivere” le icone (che sono messaggi divini) pregavano e digiunavano per 40 giorni implorando il Signore affinchй li rendesse degni di divenire suoi strumenti, oltre ad impetrare l’aiuto dell’Onnipotente, ha fatto il vuoto dentro di se per ascoltare le molti voci del “divino Poema” aderendo alla polivalente personalitа di Dante (letterato, filosofo, astrologo, teologo, geografo, politico ed anche“stregone” come le malelingue, conosciuta la sua discesa all’Inferno, lo avevano definito).

Dopo aver accennato alla sublime ossessione che ha accompagnato il Tripodi in questo lungo lasso di tempo, mi preme evidenziare, seppur brevemente, le difficoltа tecniche che ha dovuto superare per effettuare l’inveramento di quello che lo Zuccari definiva “disegno interiore”. Egli, che in passato si e distinto nella pennellata corposa, quasi sempre monocroma per campiture, (vedasi la serie dei quadri ecologisti), sceglie per l’impresa l’acquerello/tempera che meglio risponde alle sue esigenze non sole estetiche ma concettuali (ricordiamo che il viaggio si svolge nel mondo ultraterreno e che Dante incontra solo anime, quindi esseri incorporei) ma che non ammette ripensamenti e correzioni, pena la distruzione dell’opera. Stante le sue cognizioni musicali e l’estrema sensibilitа che lo permea, si accinge ad interpretare questa epifania dell’ineffabile tornando alle origini della Poesia quando l’aedo vaticinava in versi accompagnandosi con la cetra, per cui le sue “visioni” sono anche musica rappresentata per toni di colore, il che vuol dire profonda conoscenza dell’armonia, dei pigmenti, della loro resa sul supporto e molte altre cognizioni sulla fisiologia ottica.

Le iconografie delle prime due Cantiche, le cui costanti cromatiche (marrone cupo, rosso scuro e rosa ambrato dell’Inferno e il rosa, celeste, verde chiaro del Purgatorio) nel Paradiso vanno scemando verso le tonalitа tenui per esplodere in un’apoteosi di luce che non e data dal bianco (ossido di zinco o di titanio) ma и ottenuta... e qui mi fermo per non divulgare i segreti del Maestro. Ammiriamo gli spazi siderali nei quali ruotano i cieli popolati da sfavillanti entitа e da una moltitudine di beati, dove Dante, guidato da Beatrice in veste d’allodola, incontra San Pietro, San Jacopo e San Giovanni che lo interrogano sulle virtu teologali e l’arcangelo Gabriele, Tommaso d’Aquino, Bonaventura da Bagnoregio ed altri personaggi, tra i quali riluce San Bernardo con la sua stupenda preghiera alla Vergine, fino a giungere “... Ne la profonda e chiara sussistenza/ Dell’alto lume parvemi tre giri/ Di tre colori e d’una contenenza;/ E l’un dall’altro, come Iri da Iri,/ Parea reflesso, e il terzo parea foco/Che quinci e quindi igualmente si spiri...“ (Paradiso, Canto XXXIII, 115-120) ovvero nel cuore del mistero della Santissima Trinitа.

Condotti per mano dalla capacitа ermeneutica del pittore-poeta Domenico Antonio Tripodi abbiamo rivissuto il viaggio ultraterreno di Dante che mi piace terminare con Osip Mandel’stam, (Russia, XIX-XX sec.) letterato e poeta di origine ebraica, che esiliato in un lager nei pressi di Vladivostock, appassionato lettore di Dante e della sua “Commedia”, amante, come il Grande Vate, delle Lettere, del Bello ed a Lui accomunato dall’esilio, ha trovato conforto nella Poesia, balsamo dell’anima, che condivideva con i suoi sventurati compagni in segrete letture ottenendo la grazia di meglio sopportare l’umiliazione della schiavitu. E, a parer mio, l’acme della poesia!


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Италия»]
Дата обновления информации (Modify date): 27.12.09 18:45