Письма из Словакии

Соня Своракова

«Окидывая свободным взором...»

Я всегда думала, что восприятие живописи, которым щедро наделена наша славянская натура, – дар от Господа Бога. Но в последние годы это вызывает у меня весьма смешанные ощущения, что связано с противоречиями в словацком изобразительном искусстве. Традиция, характерная для нашего изобразительного искусства (у художников, скульпторов или графиков), когда мы несмотря на политический нажим сохраняли понимание ценности смысла, сейчас случайно или запрограммированно (?) маргинализируется. Если художник или скульптор не занимается перформанцией или концепцией, то его могут обвинить в пропагандировании вчерашнего. Откровенно говоря – он как бы становится отщепенцем.

С ужасом отмечаю эту перемену прежде всего у молодых талантливых авторов, из которых в течение академического обучения (без абсолютного респекта их диспозиций) удается «выбить» любое их стремление научиться рисовать или ваять. Так, например, о выпускнике-художнике читаю, что его вклад в словацкий вариант постмодерны заключается в том, что он не стесняется в своем творчестве признаться в гомосексуальной ориентации. При этом вместо живописи он занимается съемками для того, чтобы открывать (или скорее любоваться?) своим «я» нарцисса. А у выпускника скульптурного отделения гораздо больше шансов на успех, если он вместо ваяния займется, например, подробным изучением волосяного покрова человеческого тела. Полностью «забаррикадированная» часть по-слухам передовой и постоянно пребывающей в беспокойстве столичной художественной среды, находящейся в непосредственной близости от политических центров и средств массовой информации, давит на всех, кто якобы может заблудиться в мутных водах классических дисциплин и таким образом привести словацкое изобразительное искусство к несчастью. Дело в том, что уже почти пятнадцать лет в Словакии для поддержки официальных учреждений искусства на удивление «перекручивается» тенденция присоединения к художественным трендам современного мирового развития. В результате никто не отваживается определить, на каком именно уровне мирового развития находится словацкое изобразительное искусство. Иногда в некоторых словацких газетах появляются интервью с западным авторитетом, который уверяет читателя в том, что словацкое искусство уже успело установить нужный контакт с западными художественными ценностями. Однако я не уверена в том, является ли утверждение уважаемого гостя данью его вежливости или же его можно с чистой профессиональной совестью отнести к пока еще мизерной оценке нашей целостности. Тот, кто найдет время и пролистает несколько подшивок престижного европейского журнала по искусству и культуре «Кунстфорум», обнаружит, что о словацком изобразительном искусстве в нем нет ни строчки. Зрелое, но слишком узкое евро-американское пространство, вероятно, слишком мало или его почти не интересуют наши славянские чувства.

Несколько лет тому назад определенная представительная часть словацкой культурной общественности решила диверсифицировать местную среду, полную беспокойства, и создать академическое образовательное пространство, которое бы предоставляло желающим альтернативу для обучения классическим дисциплинам изобразительного искусства. Всего в двухстах километрах от столицы, в сердце Словакии – в городе Банска Быстрица, в 1997 году на основании закона Национального собрания Словацкой республики была открыта Академия искусств с тремя факультетами.

Разве двести километров – расстояние? И некоторые специалисты из столичных центров культуры решили преодолевать его минимум два раза в месяц, чтобы по совместительству обучать будущее поколение словацких художников, актеров и музыкантов – воспитанников молодой Академии искусств в Банской Быстрице. Но официальный молох столицы в течение нескольких лет поглотил и эту альтернативу. Часть одаренных молодых людей, в том числе и из-за рубежа, покинула академию, часть вдохновенно приспособилась и в отлично оборудованных мастерских начала «находить себя» в различных концептуальных направлениях. Так, например, одна художественная комиссия заинтересовалась фотографиями слушателя академии, точнее говоря, комиссию заитересовали странные желтые пятна на его фотоснимках, которые не соответствовали требуемому уровню мастерства фотографии. Оказалось, что студент просто-напросто помочился на свои «произведения».

Но несмотря на приведенные обстоятельства сформировалась и иная группа студентов факультета изобразительного искусства, которые не поддались влиянию и эйфории «современных мировых тенденций». Направление поисков их творчества недавно представила книжная публикация под названием «Свободным взором», вышедшая в Мартине в издательстве Матицы Словацкой в 2007 году. Свое название публикация получила неспроста, поскольку, как подчеркнул во введении ее инициатор и составитель профессор Людовит Голошка, художественное творчество представленных здесь молодых авторов характеризует одна общая цель: взирать на мир свободным взглядом, без современных электронных средств, проще говоря – взглядом художника. Эти авторы верят, что с помощью искусства художник сможет снова вернуться в реальный мир, который остался где-то позади. В своих картинах они, наоборот, сами поворачиваются спиной к искусственным мирам, в которые человека ежедневно втягивают современные технологии, обещающие ему существование в лучших и более красивых пространствах... В их творчестве вновь оживает и пробуждается свободный дух никем и ничем не угнетаемой и не ограничиваемой креативиты художества, творчества, пусть пока еще с чертами некоторой неуверенности. Но ведь именно с неуверенностью связано каждое зачинание и начало каждой борьбы...

Работы, представленные в публикации, показывают две, на первый взгляд противоположные, тенденции живописи. В одной – доминирует погружение в цвета, причем живописный почерк авторов говорит о возрастающем уровне абстракции, однако не для того, чтобы поставить интерпретацию перед сложным анализом и поиском ответа на тривиальные вопросы типа: что автор этим хотел сказать? Это художественно свободное живописное явление, которое приносит обеим сторонам (автору и зрителю) очевидную радость от открытия общих источников вдохновения. Пейзаж, фигура, предметы и явления, их структура или детали кажутся, на первый взгляд, одинаковыми для каждого, но всё-таки могут нас необыкновенно очаровывать, если картина освобождает или избавляет наше видение от общепринятого стереотипа, и мы вдруг оказываемся в совершенно ином пространстве. Возврат к этому классическому принципу интеракции, в которой предметное восприятие упрощается до уникальной художественной гармонии красок, тонов, форм или знаков, наблюдается, например, у таких авторов, как Ливия Болешикова, Марко Врзгула, Клаудия Кошиба, Ксения Бергерова, Людмила Голошкова, Люция Шугайова или Вера Маргетова.

Иную тенденцию взглядов характеризует уклон к фигурному сюжету. Здесь привлекают внимание интересные программы Ивана Словенчака, Франтишка Худобы и Марека Тумана. Для первых двух типичны композиционные особенности сюжета, насыщенного выражением напряжения и обеспокоенности. Живописная программа М.Тумана, представленного циклом портретов, находится пока еще на простой композиционной оси, к которой его ведут классические познания в этой трудной дисциплине изобразительного искусства. В его методе виден софистический интерес к лицу человека, изображаемого в ранних работах с применением способа рембрандтовского затенения. Однако в более поздних произведениях он постепенно расстается с этим методом, лица на его портретах становятся менее конкретными и в конце концов полностью растворяются на полотне.

Конечно, можно было бы написать об отдельных авторах более подробно. Но я не ставила перед собой цель тщательно анализировать процессы и методы конкретного творчества молодых художников, а лишь позволила себе остановиться на некоторых из них – на тех, чей почерк привлек меня, а также привлекла их решимость идти путем, на котором они рискуют оказаться вне поля зрения. В работах этих авторов наблюдается то направление, в котором талант может двигаться без опасения быть воспринятым лишь тогда, когда он приспосабливается к общей тенденции искусства в обществе – направление, которое говорит о нежелании автора полностью утратить чувство реальности. Кто знает, будет ли при теперешней одержимости мышления это направление искусства альтернативой тому – прежнему – и станет ли оно по-настоящему авангардным?..

Перевод Тамары Юриковой.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Словакия»]
Дата обновления информации (Modify date): 04.12.09 11:41