События
(Выставки в Словацком институте)

«Фотография Словакии: «Эпоха модернизма» (1925 – 1940)*
(27 января – 27 февраля 2009 года)

* Выставка «Фотография Словакии: «Эпоха модернизма» (1925–1940) была организована при содействии Министерства Культуры Словацкой Республики, Посольства Словацкой Республики в Российской Федерации, Словацкого института в Москве, Центрально-Европейского Дома фотографии (Братислава, Словакия), Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО Министерства культуры Российской Федерации.

Петер Бирчак
Директор Словацкого института в Москве

Фотография занимает значительное место в выставочной деятельности Словацкого института. Не из-за ее многофункциональности, в силу которой она может выполнять рутинные (информационные, пропагандистские) задачи СИ, а главным образом благодаря достоинствам словацкой фотографии, традиционно достигающей высокого мирового уровня. При том речь идет о разных жанрах фотографии, включая, например, и прямую фотографию или репортаж, которые в Словакии пользуются общим признанием как полноценный вид визуального искусства.

За последние два года в СИ были представлены три классика словацкого фотографического искусства: Карол Каллай (Karol Kallay) с его венецианским циклом по мотивам эссе Иосифа Бродского – на совместной выставке с известным московским фотографом Львом Мелиховым; Тибор Гусар (Tibor Huszar) с интереснейшей выставкой «Дети Бога – евреи и цыгане»; и, наконец, всемирно известная серия документальных фотографий Ладислава Биелика (Ladislav Bielik) «Август 1968. Братислава», включающая самый знаменитый словацкий снимок «Человек перед танком оккупационных войск». Список талантливых мастеров словацкой фотографии не ограничивается этими именами, в свое время их также ждет презентация в Москве.

Все три выставки были подготовлены тремя известными московскими кураторами. Учитывая интерес, вызванный у московской публики этими выставками, они вместе со своим главным партнером в Словакии – директором Центрально-Европейского Дома фотографии в Братиславе Вацлавом Мацеком (Vaclav Macek) и с автором этой статьи пришли к выводу о необходимости подготовить более представительный проект, отвечающий уровню и разнообразию искусства фотографии в Словакии в целом. Их задачей было вызвать соответствующий резонанс и внести значительную лепту в дело взаимопонимания и дружеских отношений между словаками и россиянами.

Так родилась идея обозначить главные вехи развития словацкой фотографии ХХ – начала ХХI веков

серией из шести выставок в Словацком Институте. Ее автор – Евгений Березнер, известный российский специалист по фотографии с международным именем, который вместе с Натальей Тарасовой и Ириной Чмыревой многие годы посвятил делу взаимного узнавания и взаимообогащения российского и словацкого современного искусства, прежде всего фотографии. Их творческая связь с крупнейшим словацким экспертом по фотоискусству Вацлавом Мацеком создает брэнд, являющийся гарантией высокого качества. Словацкому институту лестно представить в своих стенах этот фирменный продукт, сделанный из материала высшей пробы, тем более, что этот проект полностью соответствует назначению Словацкого института.

Разумеется, серия из шести выставок не может исчерпать всего богатства и многообразия словацкой фотографии. Ряд ее выдающихся представителей пока остались в стороне. Наша цель сегодня – это открыть новую для российской публики тему, создать базис для дальнейших регулярных встреч со словацкой фотографией. Да и не только со словацкой, поскольку фотография как один из современных видов искусства в равной степени национальна и сверхнациональна.

Евгений Березнер, Наталья Тарасова, Ирина Чмырева
кураторы проекта с российской стороны.

Словакия и Россия. Наши культуры растут из одного славянского корня, но различия истории на протяжении веков придали им уникальные черты. Словакия – небольшая страна в центре Европы, Россия – почти материк. Но мировая культура и современное искусство в XX – начале XXI века обозначили феноменологические совпадения явлений, сформированных столь разной историей. Оказалось, что культура, которая в модели прогрессивного мышления была всеохватной и значительной, на самом деле тонкая оболочка, созданная деятельностью единиц – художников, поэтов, писателей, музыкантов, у которых больше наднациональной общности, чем у государств, народов, к которым они принадлежат. Эта тонкая оболочка отделяет цивилизованного человека от варвара, внутри нее находится этика, гуманизм и те знания, которые позволяют нам отмерять степень современности – расстояние, отделяющее настоящее от прошлого, и скорость, с какой эволюционирует цивилизованное человечество.

Словацкие кураторы цикла выставок по истории словацкой фотографии XX – начала XXI веков не случайно начинают показ с демонстрации достижений словацкой фотографии эпохи модернизма. Это начало формирования той динамической модели развития мира, которая стала общей для модернистской эпохи в истории всех стран: и революционной России, и Словакии в составе независимого государства Чехословакии, и всех других стран Европы и Северной Америки в период между двумя Мировыми войнами. Для большинства зрителей вся история российской фотографии 1920 – 1930-х годов сводится к имени великого Александра Родченко, и только специалисты знают, сколь многогранно явление российской конструктивистской фотографии, сколько было у нее адептов. В эти же годы в Словакии развивается своя модернистская фотография, схожая с российской, – как явления одной эпохи, близких стилей, и все-таки разные. Также и следующие выставки цикла в Словацком институте в Москве позволят увидеть, что в каждое из десятилетий в культурах наших стран были авторы, которые находились в творческом диалоге друг с другом, порою, как ни печально, даже не зная о существовании единомышленников…

Следующая выставка цикла – парад документальной фотографии словацких авторов, сделанной в СССР, когда, несмотря на официальную социалистическую идеологию и Чехословакии, и Советского Союза, фотожурналисты, осознающие себя частью мирового сообщества, вглядываются в жизнь простого человека, сопереживают его проблемам, рассказывают о них обществу. Этот демократический подход к нуждам каждого члена общества был проявлением гуманизма и оппозиции диктату государства над обществом и его культурой. Фотография в 1960 – 1980-е гг. добивалась того, что с трудом проходило в других видах творчества: она могла быть очень личной и могла типизировать картину жизни иначе, чем официальная идеология…

Мы до сих пор плохо знаем в России историю отечественной арт-фотографии конца ХХ века. В стране, захлебнувшейся в водовороте политических и экономических проблем, было не до того, чтобы обращать внимание на деятельность отдельных художников. В новой Словакии, родившейся в 1993-м, было иначе: сегодня словацкие коллеги представляют творчество фотографов-художников 1980 – 2000-х гг. как явление, хорошо известное специалистам и публике как внутри страны, так и за рубежом.

Будучи частью мирового стилевого процесса прошлого и начала нынешнего столетий, история словацкой фотографии может быть понятна без слов. Но словацкие кураторы показывают комментированную историю фотографии своей страны, историю искусства, которая позволяет разобраться в особенностях, неповторимых чертах развития фотографии Словакии, становящейся все ближе русскому сердцу.

Избалованная большим числом проектов в области фотографии, московская публика, к сожалению, не часто видит образовательные экспозиции, которые открывают новые страницы мировой истории фотографии. Мы рады представить в Москве цикл выставок «Словацкая фотография XX – XXI веков», принадлежащий к числу образовательных культурных инициатив, сближающих народы.

Вацлав Мацек
Директор Центрально-Европейского Дома фотографии, Братислава

На рубеже XIX – XX веков фотография в Словакии развивалась с определенным опозданием по сравнению с остальным миром. Вероятно, из-за того, что это техническое искусство было гораздо больше связано с городским укладом жизни, нежели с сельским, а в Словакии именно последний преобладал вплоть до 1930-х годов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Словакию почти обошла волна пикториализма, которая во многих случаях была результатом стремлений любителей и некоторых студийных мастеров придать фотографии статус искусства. В последние годы существования Австро-Венгрии в Словакии не было ни клубов любителей, ни большого количества фотостудий. В двадцатые годы ситуация меняется к лучшему – благодаря созданию в 1918 году Чехословацкой Республики и изменению статуса словацкого народа, который из угнетенного становится государственным, – это постепенно открыло широкие возможности в разных областях искусства и культуры.

Молодое поколение авторов стало подчеркивать, что фотография – это область, близкая к индустриализации, массовым политическим движениям, транспорту, а одной из ее функций может быть использование в рамках политической пропаганды (об этом в своей лекции, прочитанной в тридцатые годы в Школе художественных ремесел в Братиславе, говорил Ласло Мохой-Надь (Laszlo Moholy-Nagy). Во второй половине двадцатых годов в словацкой фотографии произошли изменения. Прежде всего, благодаря русскому эмигранту Сергею Протопопову, который после Первой мировой войны поселился в Чехословакии. Его циклы «Плотогоны на реке Уг» (1927) и «Шахтеры» (1927 – 1929) относятся к примерам современного фоторепортажа. Протопопов использовал отсутствие резкости, ломаные и диагональные линии композиций, стремился к драматичности образа. В это же время начинает работать Ирэна Блюхова (Irena Bluhova). Уже ранние ее вещи свидетельствуют как о ее таланте, так и о ее интересе к миру бедных. И хотя в некоторых ее произведениях, не только времен учебы в Баухаусе (1931 – 1932), но и предыдущих лет, мы найдем исследование возможности использования модернистского репертуара фотографии, доминирующей сферой ее творчества была социальная фотография. Левые убеждения привели ее к темам и репортажам, которые создавались как аргумент в политической борьбе для тогдашней коммунистической печати. В 1933 году Ирэна Блюхова вместе с другими фотографами (Барбора Нагелова-Жигмондиова (Barbora Nagelova-Zsigmondiova, Рози Нейова (Rosie Neyova), Вильям Тот (Viliam Toth) основала общество «Социофото», которое считало своей целью социологическое исследование южной Словакии. Авторы обращали внимание на нищих, безработных, стариков – всех тех, кто стал жертвой индустриальных перемен, происходивших в то время в Словакии.

Репортер Вильям Малик (Viliam Malik), который на протяжении ряда лет готовил материалы, иллюстрирующие ключевые события, происходящие в стране, сначала – для Чехословацкого, позднее – для Словацкого пресс-бюро, привнес в репортаж принципы современной фотографии. Его снимки показывали не только события, но и передавали авторское «особое понимание индустриальных строек. Он мог выразить даже возвышенное одиночество, свойственное этим промышленным гигантам, поднимающимся на фоне пустого неба» (Аурел Грабушицки (Aurel Hrabusicky).

Еще одним выпускником Баухауса в Дессау, кроме Ирэны Блюховой, был архитектор Ладислав Фолтын (Ladislav Foltyn). На всю жизнь он остался под влиянием «примера Петерханса (Walter Peterhans) с характерным для него спокойным, вещественным и медитативным отражением предметного мира» (Ива Мойжишова (Iva Mojzisova). Кроме натюрморта, в котором преобладает не диагональ, а «прямой угол зрения Фолтына-архитектора, с доминирующими горизонталью и вертикалью», Фолтын предложил и предметный, недраматизированный взгляд на Вену, ее витрины, улицы и парк развлечений. Это не репортаж: художник открывает для нас внутренние, скрытые, потаенные ценности реального мира.

Самым ярким представителем модернизма был Милош Догнань (Milos Dohnany) – автор, который посещал курсы фотографии Яромира Функе (Jaromir Funke) в Школе художественных ремесел в Братиславе в начале тридцатых годов. Среди мотивов Догнаня – различные поверхности и структуры материалов в натюрмортах, а тему тела в пространстве он решает через натюрморты с шарами, кубами, бумажными и стеклянными прямоугольниками и квадратами. Догнань выбирает предметы такого рода, «на которых лучше всего демонстрируется новое фотографическое видение. Это снимки, зачастую крупным планом, где различается структура материальных объектов, видимая на их поверхности» (Аурел Грабушицки).

Творчество Догнаня положительно повлияло на его коллег из клуба YMCA (Young Men Christian Association (Ассоциация молодых христиан). Его поэтика отразилась в произведениях таких авторов, как Юрай Юркович (Juraj Jurkovic) и Ярослав Горак (Jaroslav Horak).

Изменение политической обстановки в 1938 –1939 годах – частичное отторжение после мюнхенского договора осенью 1938 года чехословацких территорий, провозглашение фашистской Словацкой республики 15 марта 1939 года – вызвало спад модернистских течений в культуре. Любительские фотоклубы потеряли свою самостоятельность, и с 1940 года их включили в состав Фотогруппы при «Клубе словацких туристов и лыжников». В 1939 году новые правители закрыли Школу художественных ремесел и вместо модернизма начали насаждать фольклор и фотографирование «красот Словакии». Один из этапов истории словацкой фотографии завершился.

Ирэна Блюхова (Irena Bluhova). Баухаус. 1931

Вильям Малик (Viliam Malik). Пригород Братиславы. 1939

Ладислав Фолтын (Ladislav Foltyn). «Русское колесо» в парке Пратер, Вена. 1933

Милош Догнань (Milos Dohnany). «Словацкая политика». 1932–1933


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Словакия»]
Дата обновления информации (Modify date): 21.11.09 18:06