Имена

Гедвига Кубишова

«Карол Кузмани и Штефан Мойзес в Банской Быстрице и в Мартине»

Статуя двух выдающихся словацких религиозных и культурных деятелей Карола Кузмани (Karol Kuzmany)1 и Штефана Мойзеса (Stefan Moyses)2 привлекает внимание посетителей Банской Быстрицы (акад. скульптор Мирослав Томашко). Встреча двух этих выдающихся личностей символизирует единение народа и двух религиозных конфессий. В честь 750-й годовщины признания городских привилегий Банской Быстрицы королем Белой IV (в 1255 г.) в центре города 2-го сентября 2005 года при участии представителей общественности и церкви, а также деятелей культуры был открыт памятник этим выдающимся личностям.

1 Штефан Мойзес (родился 24.10.1797 в Веселе при Трнаве – скончался 5.07.1869 в Св. Криже).
2 Карол Кузмани (родился 16.11.1806 в Брезно – скончался 14.8.1866 в Штубнянске-Теплице).

Патриоты Словакии, оба они вложили свой труд и лучшие качества ума в развитие духовной жизни словацкого народа и в его образование; оба были связаны одной целью: способствовать развитию словацкого литературного языка и культурных контактов словаков с другими славянскими народами.

Карол Кузмани, поэт, прозаик, редактор, богослов, в 1832 – 1849гг. жил и работал в Банской Быстрице в сане евангелического священника, издавал журнал «Гронка» (Hronka, 1836 – 38), в котором публиковал свои произведения: эпос «Бела» (1834, опубл. в 1836), повесть «Ладислав» (1838). Его песню «Слава благородным», известную также под названием «Кто за правду горит» и ставшую поистине гимном, словацкий народ воодушевленно пел накануне Революции 1848 года. В теоретических статьях об искусстве, прежде всего в философско-эстетическом трактате «О красоте», опубликованном в первом номере журнала «Гронка» за 1836 год, Кузмани выражает эстетические идеалы своего времени, а также демонстрирует знание работ немецких философов Г.В.Гегеля, Й.Ф.Фриса, И.Канта и др. К.Кузмани пропагандировал романтизм как новое направление, формировавшееся в словацкой литературе, однако в собственном поэтическом творчестве исходил из принципов классицизма (образцом словацкого классицизма может служить творчество и стиль Яна Коллара). В 1849–1860 гг. Кузмани преподавал богословие в Вене, где тесно общался с поэтом Яном Колларом, автором идеи славянского единства; 23-го сентября 1863 года он получил степень доктора теологии (ThDr.h.c). В 1860–1863 годах Кузмани снова живет в Банской Быстрице, получив сан евангелического суперинтенданта.

Свидетельства тяготения К.Кузмани к русской культуре и русскому народу мы находим в его обширной переписке; в языке его произведений выявлено наличие русизмов: (Мир Тебе и Твоему народу... из стихов, посвященных канонику Т.Червеню). Кузмани переводил произведения А.С.Пушкина (Петербург) и А.Мицкевича, но его переводы романтической лирики содержат немало классицистических черт (Попович, 1967). Два его письма русскому филологу И.И.Срезневскому, который во время своего путешествия по славянским землям в 1839 – 1842 гг., откликнувшись на приглашение К.Кузмани, посетил в том числе и Словакию, находятся в Московском государственном литературном архиве. Последние годы своей жизни (после 1863 года) К.Кузмани провел в Мартине, где похоронен на Словацком национальном кладбище.

Штефан Мойзес – педагог, профессор философии и греческого языка, более 20 лет провел у южных славян. В 1842 году он основал в Загребе Матицу илирскую (Матицу хорватскую). Во время революции 1847 – 1848 гг. Мойзес отстаивал интересы хорватов на Венгерском сейме в Братиславе. В 1851 – 1869 гг. был рукоположен в епископы Банскобыстрицкой епархии (однако пастырскую деятельность вел в городе Св. Криж). В Банской Быстрице Мойзес издавал журнал «Кирилл и Мефодий» («Cyrill а Method», 1852 – 57).

Мойзес в основном занимался поддержкой системы образования в городе, он основал педагогическое училище (preparandium). Его авторитет способствовал введению в 1849 г. словацкого языка в качестве обязательной дисциплины (наряду с латинским и венгерским) в гимназии в Банской Быстрице. Благодаря его ходатайству бедные студенты могли получить материальную поддержку, например Ян Левослав Белла, автор первой словацкой оперы («Детван»/«Detvan») во время обучения в Вене.

В 1861 году вышел Меморандум словацкого народа, созданный для защиты его прав. В это время ярко проявилось сотрудничество словацких государственных деятелей. 6 – 7 июня 1861 года в городе Турчански Свети Мартин прошел национальный съезд, принявший этот программный документ. Ш.Мойзес – один из авторов Меморандума – был во главе делегации, которая передала этот документ императору Францу Иосифу. Значительным событием в национальной культуре в то время стало открытие первых словацких гимназий: полной – в Ревуце (1862) и низших – в Мартине (1868) и Клашторе под Зневом (1869). В середине 19-го века школьное образование в Словакии получало менее 48% словацких детей; венгерских – свыше 62%; австрийских – свыше 71%. Грамотность словаков различных поколений составляла от 41 до 50% (www.otrok.ru).

Матица словацкая (МС) была открыта 4 августа 1863 года в Турчанском Св. Мартине в 1000-ю годовщину прихода Кирилла и Мефодия в Великую Моравию (хотя изначально, еще в 1857 году, предполагалось, что центром МС станет Банска Быстрица). Первым председателем МС был избран Ш.Мойзес, а его заместителем – К.Кузмани. В 1893 году зародилось Словацкое музейное общество.

Возможно случайным, но весьма символическим является тот факт, что Штефан Мойзес скончался неожиданно в День св. Кирилла и Мефодия, в 1000-ю годовщину смерти св. Кирилла. Похоронен Мойзес в городе Святый Криж (сегодня Жьяр над Гроном). Его заслуга также состоит в том, что 5-е июля объявлено Памятным днем прихода Солунских Братьев на славянскую землю.

Перевод Дарьи Анисимовой.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Словакия»]
Дата обновления информации (Modify date): 05.12.09 19:51