События
(Выставки в Словацком институте)

Тибор Гусар

«Дети Бога. Евреи и цыгане»*
(22 мая – 25 июня 2008 года)

* Организована Посольством Словацкой Республики в Российской Федерации и Словацким институтом (культурным центром) в Москве при участии pARTner project gallery (Москва).

Современный словацкий фотограф Тибор Гусар известен во всем мире. Он работал с крупнейшими режиссерами театра и кино, снимал Вацлава Гавела во время международных переговоров, в том числе с Горбачевым и Ельциным, папу Иоанна Павла II, деятелей современной культуры по обе стороны Атлантики, в Америке и Китае, в Европе и в России. В театральной фотографии XX века Гусар является одним из законодателей нового стиля провокационной съемки 1980-х, книги этого фотографа неоднократно были названы «Лучшими изданиями года Центральной и Восточной Европы».

В юности попробовав себя в рекламной и модной фотографии, добившись там быстрого успеха, Тибор Гусар решил посвятить себя фотографии документальной, где искусство художника скрыто за неигровой откровенной картинкой реальности. Первой большой темой, принесшей фотографу признание и отражённой не только на выставочных снимках, но и в книжных фотоиллюстрациях, стали «Цыгане» Словакии, которых он продолжает снимать уже несколько десятилетий.

Природа творчества Тибора Гусара вмещает в себя сложный мир культур разных национальностей, создающих феномен Центральной Европы: предки фотографа венгры; он вырос в Словакии, сдержанная красота которой до сих пор вдохновляет его, учился в Праге. Гусар – человек мира и одновременно лесной царь, маг, вызывающий случайных людей из толпы и сильных мира сего на откровенный взгляд в камеру, дарящий зрителям иллюзию близкого знакомства. Тибор Гусар является продолжателем линии гуманистической фотографии, начало которой связано с именами Уолкера Эванса, Брассаи и Роберта Капа, Анри Картье-Брессона. Сила убеждения и вера в человека, выраженная фотографами-документалистами в фотоработах, до сих пор определяет то высокое положение, которое фотография занимает в современном обществе. Тибор Гусар сегодня, продолжая работать в черно-белой документальной фотографии, находя новые темы и новые смыслы в окружающей жизни, является продолжателем лучших традиций современной фотографической школы.

Свобода – то, что ищет Гусар в окружающем мире всю свою жизнь. За равнодушие к ней, за готовность отказаться от свободы в угоду тихой налаженной жизни он критикует своих соотечественников. Гусар участвовал в событиях «бархатной революции» в Чехословакии, страстно снимал освобождение из тюрьмы «узников совести» и митинги, становление новых государств Центральной Европы. В 1990-х, живя в Америке, фотограф нашел новый ракурс, новое воплощение темы свободы в жизни национальных и религиозных общин Нью-Йорка, города толерантности, давшего пристанище и новую родину черным и белым, евреям, китайцам, цыганам. Евреи Нью-Йорка стали для Гусара еще одной своеобразной общиной, для которой вера в Бога и свобода неразделимы.

Тибор Гусар. «Евреи в Бруклине». Нью-Йорк. 1992.

Выставка в Словацком институте включала в себя 32 произведения из двух циклов Тибора Гусара: «Цыгане Словакии» (1970 – 2000-е) и «Нью-Йорк – город толерантности» (1990-е). Экспозиция, охватывающая четыре десятилетия творчества фотографа, познакомила зрителей с эволюцией стиля документальной фотографии словацкого фотохудожника.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Словакия»]
Дата обновления информации (Modify date): 20.11.09 19:26