Из музыкальной истории Словакии

М.Гриц

«Композиторы и музыканты Банской Быстрицы»

Каждый город имеет свою музыкальную традицию, которую мы можем рассматривать в аспекте региона, государства или Европы в целом. Современная классическая музыка зарождалась несколько столетий назад, главным образом, в костелах и школах. Так происходило и в Банской Быстрице. Первые учителя, которыми, вероятно, были священники, упоминаются в 1303 и в 1332 годах. Ученики в школах пели, и каноническая визитация 1561 года подтверждает, что в школах преподавали музыку.

В верхней части Венгрии (территория современной Словакии, после распада Великоморавской державы принадлежащая Венгерскому королевству) в костелах стали активно использовать орган с 16-го века. Церковные органисты со временем начали преподавать основы музыки и игру на клавишных инструментах, а канторы, главным образом, пение.

Постепенно игра на органе превращается в искусство. Вероятно, органы привезли немцы, которых в Словакию пригласил король Бело IV после разрушительного нашествия татар в 1241 году. В прошлом город Банска Быстрица именовали Нойсоль (Neusohl), Неосолиум (Neosolium) и по-венгерски – Бестерце Баня (Besztercze Banya). Банска Быстрица имеет богатые традиции органного искусства, расцвет которого приходится на период с 16-го по 19-й в. В это же время создавали органы такие мастера, как Я.Вест (1640 – 1694), Я.Демихер (1650 – 1714) и Мартин Подконицки (1709 – 1771), который также занимался изготовлением клавесинов. Позже его мастерская перешла к сыну Михалу. Главной достопримечательностью трансильванского города Сибина (sedmohradska Sibina) был трехмануальный орган, сделанный Я.Вестом. В приходском костеле Банской Быстрицы также находился знаменитый орган, который, к сожалению, сгорел во время сильного пожара в 1761 году. В Банской Быстрице учился М.Булевский, прославившийся в Германии благодаря изобретению многоголосного музыкального инструмента (в форме спинета, издающего звуки различных инструментов). Булевский известен как историк и полиглот. Умер в 1711 году.

Вторжение татар было только началом вековых бедствий. За ним последовали гуситы, турки, сословные восстания, болезни, пожары. Объектом нападений стали богатые шахтерские города. На этот период приходится расцвет таланта композитора Яна Францисци (1691 – 1758), который считал войну, эпидемии и голод главными наказаниями в жизни. Нужно принимать во внимание, что даже спустя 500 лет после нападения татар в этих землях не было покоя, что сказывалось на развитии верхней части Венгрии в течение долгого времени. Францисци был, пожалуй, самым знаменитым словацким композитором 18-го века. Он вел переписку с Я.Матесоном, встречался с Я.Фуксом, а в Лейпциге – с И.С.Бахом. После непродолжительного пребывания в Братиславе он почти всю жизнь был органистом в евангелическом костеле в Банской Быстрице. Трагическим событием его жизни стала утрата всех сочинений. Благодаря К.Вурму, соавтору книги «Исторические органы в Словакии», несколько органных произведений Францисци были найдены.

Многие церковные музыканты эпохи классицизма имели лишь региональное значение. К их числу относится Антон Юлиус Хирай (1770 – 1842). Он родился не в Банской Быстрице, но руководил здесь хором и был трубачом в период с 1790 по 1820 гг. Писал церковную музыку.

В 1849 году в Банскую Быстрицу приезжает выпускник пражской органной школы Ян Эгри (1824 – 1908). Он был органистом, руководителем хора1, преподавал в четырех школах. Он создал большое количество преимущественно церковных произведений, получивших широкую известность за пределами региона. Его творчество оказало сильное влияние на культуру Банской Быстрицы и пришлось на переходный период от классицизма к романтизму.

1 Руководитель хора, регент хора по должности стоит выше органиста и кантора. Во время вокально-оркестровых частей службы он выполняет роль дирижера. Кантор отвечает за вокальные партии, органист – за инструментальные, в настоящее время эти три понятия путают.

В 19-м веке ситуация на территории Словакии постепенно стабилизируется. Прекратились войны (исключение – революция 1848 – 1849 гг). Однако, к сожалению, возрастают националистические настроения, ощутимо было и отсутствие капитала. Из трех проживающих здесь народностей больше всех страдали словаки.

Ян Левослав Белла (1843 – 1936) был первым словацким композитором европейского масштаба. В Банской Быстрице он учился музыке в духовной семинарии у Я. Эгри, а также в венском Пазманеуме (Pazmaneum vo Viedni). Брал частные уроки у С.Сехтера, Г.Прейера. Важное значение в становлении композитора имела его поездка через Вену и Прагу в центры музыкальной жизни Германии. Там он познакомился со многими известными композиторами и их творчеством. Он настолько страстно желал заниматься искусством, что очень быстро прекратил пасторскую деятельность и стал руководителем хора в Кремнице (Kremnica). Спустя 12 лет он осознал, что в Словакии отсутствуют благоприятные условия для серьезного занятия искусством, поэтому совершает неслыханный поступок: меняет веру и отправляется к немецким протестантам в трансильванский город Сибиня (sedmohradske mesto), в чем прослеживается аналогия с Яном Францисци, жившим на 250 лет раньше. В Словакию он возвращается в 1928 году после пребывания в Вене у внучки Д.Стурли, которая в конце прошлого столетия вновь стала католичкой. Белла является автором оперы и многих других произведений в немецком стиле, соответствующих уровню музыкального искусства того времени. Однако еще нельзя утверждать, что эта музыка словацкая, поскольку официальной культурой в стране была венгерская. Вильям Фигуш-Быстры (1875 – 1937) – второй после Яна Францисци композитор, который родился, прожил основную часть жизни и умер в Банской Быстрице. Фигуш-Быстры занимался в музыкальной Академии в Будапеште, однако сочинять музыку учился, к сожалению, самостоятельно. Несмотря на это, его произведения свидетельствуют о большом таланте. Ему была крайне необходима поездка за рубеж, которую совершили Белла и Францисци, или иные контакты с внешним миром. Фигуш-Быстры продолжал создавать произведения в романтическом стиле с элементами постромантизма, поэтому даже творчество Беллы было более прогрессивным. Фигуш пишет инструментальные и вокальные композиции, оперу «Детван» на словацкое либретто, которое, однако, было принято с оговорками. Подобно Эгри, он оставил значительный след в культуре региона. В новом государстве – первой Чехословацкой Республике – Белла прожил 8, а Фигуш 12 лет. В Чехословацкой Республике, образованной в 1918 году, появились благоприятные условия для возникновения и развития словацкой национальной музыки. В Словакии в это время не было ни одного специализированного музыкального учебного заведения. Небольшие города оставались глухой провинцией. Национальная музыкальная жизнь зарождалась, естественно, в Братиславе. В 1919 году здесь открывается музыкальное училище, а в 1920 – Словацкий национальный театр. Всё это происходило при значительной поддержке чешских деятелей культуры и учителей. Количество школ со временем растет.

Ян Левослав Белла (Jan Levoslav Bella; 4 сентября 1843, Липтовски Микулаш – 25 мая 1936, Братислава) – словацкий композитор. Один из родоначальников словацкой композиторской музыки.

Ян Моры (1892 – 1978) был человеком с европейскими взглядами и широким кругозором. Он, как и многие другие композиторы, жил в четырех государствах: Австро-Венгрии, ЧСР, Словацком государстве, ЧССР. Его отец владел магазином в Банской Быстрице, и Ян мог путешествовать по Европе и за океан. Учителями Моры были С.Добо в Будапеште, Г.Бюхель в Берлине. Моры не ставил перед собой задачу писать серьезную музыку, он сочинял популярные мелодии в современном стиле. Ян Моры вместе с Микулашом Шнайдером-Трнавским является основоположником словацкой оперетты. После Второй мировой войны он переживает духовный и финансовый кризис вследствие того, что коммунисты в 1948 году конфисковали всё его имущество, включая гостиницу в Высоких Татрах.

Франё Досталик (1896 – 1944) родился не в Банской Быстрице, но служил здесь органистом; композиторскому мастерству учился у Л.Яначека.

Б.Барток бывал в Словакии в период с 1893 по 1899 гг. Некоторое время он жил в Банской Быстрице, когда собирал народные песни в Зволенска-Слатине.

Павол Тонкович (1907 – 1980) родился в близлежащем городке Подконице. Среди его учителей был Фигуш-Быстры. Тонкович является первым музыкантом в Словакии, окончившим профессиональные словацкие школы (долгое время учился в разных учебных заведениях). С 1945 года он начал сотрудничать с радио. Тонкович был одним из основателей Словацкого народного художественного коллектива, не переставал интересоваться фольклором.

Ян Циккер (1911 – 1989) освоил основы музыки благодаря своей матери и В.Фигушу-Быстрому. Закончил музыкальные школы в Вене и Праге. Вместе с А.Мойзесом и Е.Сухонем принадлежит к наиболее крупным современным словацким композиторам. Все трое учились у Витезслава Новака в его мастерской в Праге. В новых условиях словацкая музыка обрела собственные выразительные средства, восходящие к интонациям фольклора. Ощутимо было влияние В. Новака и развитой европейской культуры. Я.Циккер написал ряд опер, многие из которых были поставлены также и на немецких сценах, сочинял и другие произведения.

Андрей Отченаш (1911 – 1995) родился в близлежащем селе Селице. Учился в гимназии в Банской Быстрице. Композиции он обучался у А.Мойзеса. Пребывание в Праге у В.Новака завершилось через год вследствие приближающейся войны. В общей сложности Новак подготовил 6 словацких композиторов. На музыкальное творчество Отченаша оказала влияние музыка пастухов Средней Словакии.

Шимон Юровски (1912 – 1963) был родом из села Улянка, которое в настоящее время является районом Банской Быстрицы. Учился у А.Мойзеса, а также в Вене. В один из периодов творчества испытывал влияние импрессионизма, позже в его сочинениях стали преобладать мощные, более резкие звуки. К сожалению, преждевременная смерть оборвала его деятельность.

Тибор Андрашован (1917 – 2001) родился в близлежащей Словацка-Люпче. Учился музыке у Э.Сухоня, изучал дирижерское мастерство, получил образование в Праге на философском факультете Университета. С большим увлечением сочинял оперетты, музыку к фильмам и для разных коллективов. Работал за границей, является автором гимна Египта.

Игор Базлик родился в Банской Быстрице в 1941 году. Учился игре на фортепиано и композиции у А.Мойзеса и А.Отченаша. Работал редактором и режиссером. С 1979 года является свободным художником.

Музыкальная школа как учреждение, в котором дети обучаются игре на музыкальных инструментах и пению в течение многих лет, появилась только в 1942 году. Ее основателем был Ян Гайдош (1903 – 1980), окончивший Братиславскую консерваторию по классу органа. В 1940 году он стал регентом хора в приходском костеле в Банской Быстрице. Ранее музыку изучали лишь в частном порядке. Такая форма обучения музыке, вероятно, являлась традиционной со времен уже упомянутых канторов и органистов. Музыке, пению и игре на музыкальных инструментах несколько столетий обучали в католической и евангелической гимназиях, а позже – в педагогическом училище, в духовной семинарии и в музыкальном обществе. Я.Гайдош является автором многих церковных произведений. С его участием в приходском костеле Девы Марии появился большой четырехмануальный орган. Его сын Владимир является доцентом педагогического факультета Университета им. М.Беллы. Он освоил композиторское мастерство, написал много камерных произведений и создал различные аранжировки.

23 января 1960 года открылся самый молодой словацкий оперный театр, сыгравший большую роль в культурной жизни региона и всей Словакии. В нем начинали свою карьеру Е.Груберова, Л.Оргонашова, С.Копчак. В последние годы в оперном театре ставятся также менее известные произведения итальянских композиторов, как, например, «Арольдо» Верди. Опера является основой единственного в Словакии летнего фестиваля «Игры Зволенского замка», ежегодно проходящего в романтической обстановке. В фестивале, естественно, принимает участие Зволенский драматический театр со своими постановками, а также зарубежные коллективы.

Исторический период, в рамках которого рассматривается музыкальная жизнь Банской Быстрицы, завершается возникновением уже пятого государственного образования на данной территории – Словацкой Республики (1 января 1993 года).

В сентябре 1992 года в Банской Быстрице открывается Консерватория, носящая имя Яна Левослава Беллы и готовящая профессиональных музыкантов. Сначала в ней изучалась церковная музыка, а затем и игра на иных музыкальных инструментах и танец. В 2007 году она отметила свой пятнадцатилетний юбилей. В ней учились и работали граждане России.

Свой десятый юбилей отметило высшее учебное заведение, называющееся Академией искусств. Академия имеет три факультета: драматический, изобразительных искусств и музыкальный. Открытие Академии искусств сопровождалось острыми дискуссиями о целесообразности второй высшей школы искусств на небольшой территории Словакии. С открытием новых учебных заведений в Банской Быстрице возникли новые возможности получения образования в сфере искусства, что имело большое значение для города и региона. Будем надеяться, что в недалеком будущем историки подтвердят верность этого решения.

Думается, со времен средневековья беды постепенно уходят с этой земли, что создает условия для спокойного развития культурной жизни. С другой стороны, большое количество людей по разным причинам устремляется за границу в поисках престижной работы.

В гуманитарной области, к сожалению, существует угроза повторения ситуации Францисци и Беллы, вследствие чего всё меньше выдающихся талантов находят себе применение на словацкой культурной сцене.

Перевод Алексея Кулагина..

Литература:

Hudec, Konstantin. Hudba v Banskej Bystrici do 19.storocia. Tranoscius, Liptovskэ Mikulas, 1941.
Martuliak, Pavol. Koliska vzdelanosti: 750 rokov banskobystrickeho skolstva, Banska Bystrica, Trian, 2005
Korec, Jan Chryzostom, kardinal. Cirkev v dejinach Slovenska.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Словакия»]
Дата обновления информации (Modify date): 06.12.09 18:11