События
(Выставки в Словацком институте)

Петер Бирчак
Советник по культуре Посольства Словакии, Директор Словацкого института в Москве

«Братский взгляд»
Советский Союз и Россия в фотографиях Алана Гижи, Карола Каллая и Юрая Шаймовича (1960-е–1990-е)
(Из цикла «Фотография Словакии XX-XXI веков». 7 апреля – 4 мая 2009 года)

Первая выставка цикла «Словацкая фотография XX–XXI веков» в Словацком институте представила фотографию периода модернизма, когда она становилась специфическим самостоятельным видом искусства. Тема второй выставки – «Братский взгляд» – репортажная фотография с 1960-х до наших дней, а ее цель – показать, что несмотря на широкое практическое использование фоторепортажа в СМИ в лучших своих проявлениях он является полноценным искусством со всеми его эстетическими качествами и многоплановой глубиной содержания. Вместе с кураторами мы дерзнули предложить на суд россиян произведения трех выдающихся словацких фотографов с исключительно деликатной идейной и эмоциональной нагрузкой – все они созданы в Советском Союзе или в России и других бывших советских республиках. Деликатность темы состоит в том, что, наверно, трудно ожидать непредвзятое, «объективное» восприятие чужих фотографий собственной страны. Учитывая известные многовековые стереотипы россиян в отношении взглядов из зарубежья на их огромную таинственную Родину, можно скорее опасаться подхода как минимум с подозрениями, мобилизации защитных механизмов. Но, вопреки всему этому и даже с полным сознанием того, что эти фотографии нисколько не лицеприятны, мы уверенно назвали эту выставку «Братский взгляд». Серьезно, без иронии. Правда, если кто здесь усматривает иронию – пожалуйста, но она может присутствовать только как остаток фальшивого звучания понятия «братский» в идеологии пролетарского интернационализма. Хорошее слово «брат», которое есть в корне имени столицы Словакии, было скомпрометировано в коммунистическом контексте, а сейчас необходимо его очистить, реабилитировать, а не иронизировать над ним. Мы желаем быть братьями не в рабочем движении, не по оружию, не по этнической или языковой или религиозной близости, а просто как люди. Братский взгляд бывает, конечно, и восторженным, как тот, что был направлен на стройки социализма, полеты в космос и на военную мощь. Но настоящие братья смотрят по-другому: какой ценой достались брату эти достижения, как они отразились на его личной судьбе, как он ценит сам себя как личность и как общество ценит индивидуальность, как чувствует себя брат в этой жизни, о чем мечтает, к чему стремится, каков его внутренний мир и как он его выражает и, наконец, счастлив ли он. Смотрят проникновенно, пытливо, с искренней заботой и уважением к человеческому достоинству, иногда с улыбкой. С пониманием человеческих грехов и заблуждений. Не приемлют позу и показуху. А если братья – одаренные художники, то они создают глубокий образ, как тот, что есть на этой выставке. И если взгляд зрителя равно искренний, вдумчивый и благожелательный, как и сам братский взгляд словацких фотографов, то разве не становится это общение художников и зрителей гармонией, к которой мы все стремимся? Я надеюсь, что на этой выставке вы получите истинное удовольствие от высокого искусства репортажной фотографии.

Юрай Шаймович. «Соразмерности II», 1967

Юрай Шаймович. «Русские», Загорск, 1967


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Словакия»]
Дата обновления информации (Modify date): 25.11.09 19:51