Галереи Москвы

Татьяна Драганова

«Профессия – художник»*

* Публикация во 2-м томе альбома «150 работ современных российских художников». © «Галерея Валентина Рябова», 2007 г.

Мы обязаны понять, что для нас в культуре недопустимо непримиримое противостояние авангардизма и реализма, романтизма и сюрреализма, импрессионизма и абстракционизма. У нас есть русские художники, русская культура и единое своей неповторимостью великое русское искусство.

В словаре Даля – известном источнике духовной глубины русской мысли – есть два примечательных определения, где, казалось бы, достаточно одного. А именно после понятия «интеллигенция» идет еще одно явление «русская интеллигенция»! И если первое понятие связано, в редакции Даля, с интеллектом, развивающим культуру, то второе автором выделено потому, что связано с самопожертвованием личности без какого-либо принуждения или выгодного расчета. Художники – составная часть русского интеллекта и духа – жертвовали самым дорогим, отстаивая чистоту источников национальной культуры и искусства.

Сознавая духовную ответственность художника в судьбах родной земли и страны, еще раз взывая к обществу – начать или усерднее продолжать «собирать камни», необходимо увидеть, что сегодня художник не только «романтическое состояние души» отдельных личностей, не совсем похожих на других. Художник – это духовная, глубоко эмоциональная и правдивая профессия, одна из многих в ряду других гражданских профессий. Ее отличие от остальных в том, что художник посвящает всю свою жизнь служению прекрасному, гармоничному, совершенствованию результатов труда своего в лучах гениального или высококультурного. Признать роль, значимость художника в таком контексте общество на сегодняшнем этапе своего становления почти не готово. С надеждой на перспективу можно отметить начальные неторопливые ростки процесса институционального обоснования профессии художника и права его личности (в силу профессионального образования) заниматься прекрасным как эстетической общественной проблемой, что и связывает труд художника с обществом. С началом нового века, наконец, наступило время, когда общество не может больше опускаться до «выдавливания» художников (самых талантливых) за пределы своих государственных границ. Мир ожидает творений русского гения, а не изгнанника!

Художник сохраняет культуру своей страны, проявляя свое социальное лицо и свою человеческую личность в преданности чистым родникам духовности своей профессии. Профессия художника – быть художником, обогащать культуру эмоциональными обобщениями любых современных явлений внутри искусства и гуманизма, свойственного русскому человеку. Неожиданная изобразительная активность художника, непостижимость творческого начала его работы не есть юродивость или шутовство – это его эмоциональные затраты на восстановление подлинных высот русского искусства в мире, в жизни и судьбе своей страны. Художник – главный вектор культуры! Постоянное и продуктивное обновление нации подтверждает ее существование, историческую преемственность, силу и перспективу ее культуры.

Жизнь художника в институтах общества определена процессами его профессиональной работы: живописец, скульптор, поэт, литератор, архитектор, музыкант, дизайнер… Художник в свой труд вовлекает интерьеры, автомобили, одежду, мебель, предметы быта, речь человека, аксессуары стиля и престижа. Работая со всем этим материалом, он реализует полет мечты, управляет скоростью и качеством организации людей, которым предназначены результаты его творчества. В том, к чему свободно, без видимых усилий прикасается рука художника-мастера, им самим определяются и необходимость переосмысления привычного и все возможные способы нового, необычного построения жизни, мира и чувств. Интуиция, неожиданность, непрогнозируемость творческого результата сталкивают, объединяют художников друг с другом, художников и зрителей, превращая зрителей в соавторов или авторов профессионального творческого процесса. Зритель учится способности чувствовать искусство через общение с произведениями своего соотечественника и современника, а не только через произведения, предоставляемые историей искусства как устоявшиеся образцы общечеловеческих ценностей искусства. Художник способен сделать так, чтобы человек другой профессии, прикоснувшийся к искусству, своим духовным зрением увидел за произведениями искусства окружающую его жизнь.

Другими словами, художник своими произведениями создает те феномены духа, которыми укрепляются, расширяются самосознание и эмоциональная самозащита личности. Личность при этом раскрывается навстречу миру, жизни и на путях прекрасного подтверждает положительное в душе человека, его помыслах, действиях. Человек, сталкиваясь с профессиональными предметами труда художника, понимает, что доброты, порядочности, совести, искренности внутри себя не надо пугаться, как неустойчивого психологического материала. Необходимо учиться понимать их как наиболее сильную духовную основу своей личности и характера. Если социальные цели постоянно будут меняться и даже с годами забываться, то человеческая основа духа будет единственной основой в судьбе каждого. Иногда судьба самых близких зависит от нашего умения вовремя отличить прекрасное от безобразного. Прекрасное всегда побеждало (рано или поздно) безобразное и его PR-менеджеров в культуре. В истории много примеров, подтверждающих это условие.

Удивительное в том, что современный художник, наш соотечественник, живущий всей полнотой дыхания своей страны, открывает для себя и других истинное в том, что рядом с нами, и во что окружающие еще не успели пристально вглядеться. Если нация, государство стремятся быть открытыми, незакомплексованными, самостоятельными в культуре, политике, науке, тогда приходят времена, когда общество нуждается в художнике, поддерживает его, доверяет ему и его искусству. Труд художника в такие периоды становится духовно востребованным в обществе. Воодушевленный художник обогащает искусство духовной и человеческой гармонией личности и природы, положительным балансом эстетики и жизни с ее правдой, моралью, совестью каждого человека. Человек, облагороженный опытом созерцания и знания искусства, видит другого человека не со стороны своих симпатий, а с позиций созидательной перспективности его жизненных целей. Сознательно или интуитивно человек, зритель ищет художника так же, как и художник ищет зрителя, соратника, единомышленника, соотечественника. Диалог художника и зрителя дает им возможность проявлять глубины искусства, обогащать национальную культуру, наполнять народностью духовное содержание судьбы и будущего своей земли. И художник, и зритель не могут и не должны быть одиноки или разобщены. Они обретают друг друга всегда, и каждый себя друг в друге! Художников сближают цели, которые диктует культуре искусство. На обширных территориях жизни различных человеческих наций складываются школы, которые делают культуру оранжереей, пиршеством прекрасных образов, стилей, манер, направлений, языков творчества. Искусство России отражает разнообразие национальных школ: не только Москва, Санкт-Петербург, но и Новгородская школа, Ростовская, Владимирская, Витебская (связанная с именами Малевича и Шагала), Казанская и другие. Художник своей принадлежностью к школе делается свободным в восприятии и осознании искусства, и вместе с тем каждый автор (это дают ему пределы одной или нескольких школ) – единственная, уникальная и неповторимая художественная личность.

Сегодня, в ХХI веке, с интеллектуальных позиций общество способно исторической и современной перспективой осмыслить культуру как образ и способ эффективной самоорганизации. И здесь общество ХХI века выбирает с помощью художника способы понимания новых культурных явлений, сталкиваясь с обновляющим смещением акцентов внутри прежних понятий. Сегодня художник в культуре решает задачи расширения способностей организации человека неисчерпаемыми образными возможностями средств искусства. Соотечественник вновь если не зависит, то крепко связан с художником, проясняя, что главное в прекрасном – культура или красота, вкус или гармония. Эстетическое обновление становится постоянным поиском связей культуры, мысли, природы, искусства, который плодотворен своей многогранностью.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел "Art"]
Дата обновления информации (Modify date): 21.10.09 18:19