Из наших архивов

Наталья Бобровская

К юбилею Веры Хитиловой

Вера Хитилова

2 февраля 2009 отметила свой 80-летний юбилей Вера Хитилова – известный чешский кинорежиссер, классик чешской «новой волны» 1960-х.

Предлагаем вашему вниманию материал, подготовленный Натальей Бобровской с использованием ее интервью, взятого у Веры Хитиловой в Москве в 2002 году.

Первая дама чешской кинематографии родилась в 1929 году в Остраве. Изучала философию и архитектуру в Карловом Университете. В 1957–1962 годах училась на кинофакультете на знаменитом курсе Пражской Академии изящных искусств (ФАМУ), где защитила диплом по фильму «Потолок». В 1962 году на студии научно-популярных фильмов сняла картину «Мешок блох». Первый ее полнометражный фильм «О чем-то ином» вышел в 1963 году. Вместе с Милошем Форманом и другими режиссерами возглавила чешскую «новую волну» – одно из самых удивительных и самобытных явлений кинематографа второй половины ХХ века.

На счету Веры Хитиловой более двух десятков фильмов, среди которых знаменитые «Маргаритки», «Турбаза «Волчья», «Копытом туда, копытом сюда». «Силки, силки, силочки» и один из последних – «Изгнание из рая». «Фильм должен быть правдивым, волнующим, нужным, прекрасным и вселяющим надежду» – таково кредо Веры Хитиловой.

«Пролетаем в космосе и не отдаем себе отчета в том, что жизнь коротка», – сказала Вера Хитилова на встрече с общественностью в Посольстве ЧР в РФ.

«В кино режиссер должен выражать свой собственный взгляд, так как каждый автор всегда оригинален и интересен, ибо он всегда является свидетелем своего времени. И это касается авторского фильма: каждый, кто что-то делает, должен быть автором».

«В сущности, все мои фильмы об одном и том же – о смысле жизни. И эту проблему все мы, режиссеры, ощупываем со всех сторон и приближаемся к ней, кто как может, – сказала Вера Хитилова. – Кто-то выражает себя в форме кубизма и коллажей, кто-то в натурализме, а кто-то выбирает реализм... Я восхищаюсь фильмами Милоша Формана, его «Амадеем» и «Полетом над гнездом кукушки». Вместе с М.Форманом мы работали в 1979 году, и тогда он утверждал, что любой фильм является прежде всего авторским. Форман – это всегда авторское начало».

Вопрос. Какие вопросы Вы задавали себе при создании фильма «Изгнание из рая»?

В.Х. «Ответ на основной вопрос звучит в конце фильма: мы живем так, что не отдаем себе отчета в том, что жизнь коротка, что нам мало отмерено и как мало мы успеваем сделать за этот короткий промежуток времени. Эти вопросы я задаю в каждом своем фильме. Я люблю касаться «запретных тем», люблю исследовать то, чего еще никто никогда не исследовал. Я не понимаю, откуда у людей появились предрассудки. Предрассудки могут быть только по отношению к жестокости».

Вера Хитилова в начале своего жизненного пути начинала заниматься архитектурой, но вскоре поняла, что это – не ее дело.

«Я долго не могла найти себя,– рассказала о себе режиссер. – Я пыталась найти свое предназначение в роли супруги, но из этого у меня ничего не получилось. Я была несколько раз замужем, но все кончалось разводом. И тогда я решила, что мне надо научиться быть самостоятельной и заняться чем-то другим – найти работу. Таким образом, я начала с того, что нашла объявление в газете, что в НИИ по изучению руды требуется сотрудник. И я устроилась работать в этот НИИ, который располагался в какой-то школе, где не было никакой вентиляции и было ужасно душно. Там я работала день и ночь. И вся моя работа заключалась в том, чтобы точно измерить вес кусочка руды. Один и тот же кусочек я взвешивала по многу раз, и, хотя все они имели один и тот же вес, в моих руках они весили все по-разному. И тогда я сделала для себя вывод, что я никогда не смогу быть точной, что у меня нет этого чувства.

В то время я была замужем за художником-фотографом, который принадлежал к кругу богемы. И мне тоже захотелось заниматься чем-то таким же необычным. Вскоре муж меня приобщил к миру художников, артистов и писателей. Однажды он привел меня на студию «Баррандов-фильм», где вначале я устроилась на работу секретарем, а затем помощником режиссера. Проработав там какое-то время, я поняла, что займу место режиссера только в том случае, если кто-то умрет... и ждать этого момента мне придется очень долго. И тогда я поступила в Институт кинематографии.

Вопрос. Какими критериями Вы руководствуетесь при наборе людей в съемочную группу?

В.Х. Интуицией.

Вопрос. Каких художников, писателей и режиссеров Вы любите?

В.Х. Люблю разных художников – Модельяни, Сезанна, в кино – всю русскую классику – Эйзенштейна, Довженко… Еще в детстве открыла для себя таких всемирно известных писателей, как Камю, Кафка, Достоевский, и нашла, что Кафка и Достоевский близки друг к другу. Кафка долгое время был у нас в Чехии запрещен. В 50-е годы я имела возможность близко познакомиться с русской литературой, так как жила рядом с людьми, которые имели б огатую библиотеку русских писателей, там были Толстой, Чехов… Я перечитала все, что там нашла. Когда училась в школе, то читала в основном американских писателей.

Вопрос. Трудно ли найти деньги на фильм такому известному, как Вы, режиссеру с мировым именем?

В.Х. Любой новый проект в кино всегда является сомнительным в плане зрительского интереса. Обычно тех людей , у которых есть деньги, интересуют новые деньги. И каждый новый шаг бывает шагом в неизвестность. Это означает, что если на очередной фильм мы будем смотреть только с точки зрения денег, то у нас нет гарантии, что в будущем наш фильм будет иметь успех. Никто ни в чем не может дать гарантии.

Вопрос. Над чем Вы работаете сейчас, что Вы готовите нового?

В.Х. Если мне будет оказано доверие и оказаноа поддержка, то я все начну сначала и, возможно, буду ошибаться. В каждом своем новом фильме я ищу новые выразительные средства и не люблю повторяться.

У меня было большое желание сделать фильм о Божене Немцовой, но, к сожалению, не смогла снять его, так как нашлись противники этого фильма. Мне хотелось рассказать о Божене не только, как о творческой личности и мастере слова, но прежде всего я хотела показать ее как женщину, возлюбленную, мать. Но мне не позволили этого сделать. Зритель бы утратил иллюзии по отношению к незыблемому образу классика чешской литературы – главный аргумент моих противников. Утратил бы иллюзии чего? Как должна и не должна поступать женщина? И утратил бы – кто? Зритель-мужчина? Я не борюсь с мужчинами, без них жизнь была бы не такой интересной...


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Чехия»]
Дата обновления информации (Modify date): 15.12.09 18:53