Художники Израиля

Яков Бердичевский

«Экслибрисный мир Леонида Куриса»

В начале 70-х годов быстро, и даже как-то неожиданно, в круг экслибрисистов вписался Леонид Курис, сразу став для всех очень близким, понятным и даже привычным.

Энергия поиска била из него ключом – в весьма короткий срок он оказался обладателем немалой и вовсе даже недурной коллекции современных книжных знаков. Ему безотказно присылали свои новые работы и только-только приобщившиеся к экслибрису неофиты, и известные мэтры. Стоит ли перечислять их поименно? Скорее и легче назвать тех, кто по каким-то совершенно непонятным причинам оказался вне орбиты курисовского шарма и обаяния. Его открытость, прямо-таки библейская бескорыстность и несгибаемая воля идти навстречу любым ветрам притягивали к нему всех и вся.

Одним словом, его коллекция росла и множилась. Параллельно ей росла и множилась эрудиция буквально на лету схватывающего и тут же мгновенно все усваивающего Леонида.

Он классический хрестоматийный книжник с полным набором всех хороших и, чего греха таить, порой не очень симпатичных «книжнических» черт.

Его любовь к книге – всегда служение, самоотверженное и подвижническое. При всех самых нелепых, крутых и жестоких поворотах его ухабистого жизненного пути он не изменяет этому служению и этой любви, ибо он и книга неразрывно слиты воедино в некий прочный и вечный союз, а изменить себе самому просто немыслимо.

От любви к книге, как известно, до любви к гравюре, особенно книжной, всего один шаг, который им пройден давно, и можно смело утверждать, что Леонид предан гравюре нисколько не меньше, чем книге, – так же безмерно и безраздельно. Он не перестает восхищаться вершинными достижениями крупнейших мастеров книги. Он изучает эти достижения пристально и досконально во всех возможных ракурсах и аспектах, но при этом всегда в незыблемом составе единого, цельного, монолитного книжного организма.

Для него книжный знак всегда часть книги – на то ведь он и «книжный». И вот эта-то необходимейшая «книжность» ощущается и слышится в каждом движении его штихеля, в каждой самой незначительной, почти не фиксируемой простым глазом, стружке, снятой послушным резцом с подвластной его воле и энергии плашки-клише.

Он прирожденный гравер. Его с материалом – будь то дерево или пластик – кровно и органично роднят эти стружки, под которыми без всякого напряжения и даже самого малого труда обнаруживается четкий и точный штрих – говорящий элемент выполняемого фрагмента задуманной композиции.

Он гравёр-мыслитель, поднимающийся порой до неожиданных и неординарных обобщений.

Леонид Курис.
Фотография Йосефа Шалева

Ex libris (А.Иосаде) «Кот-искусствовед» 64х64 мм

Ex libris Эрана Водевоза. «Портрет Л.Заменгофа на фоне Вавилонской башни»
Надпись на эсперанто «Из книг Эрана Водевоза» 58х57 мм

Ex libris Henri Hanlet. «Пророк Моисей со скрижалями» 74х60 мм

На его счету более трехсот книжных знаков. Не все они ровны и совершенны, но все они выполнены с полной творческой отдачей. Каждый из них открыт и честен, как и их автор, до донкихотского прямодушия. Каждый из них – частица его художественного заряда.

На одном из ранних своих экслибрисов Курис поселил некую пичугу в совершенно немыслимом для пернатых гнезде – друзе, на кристаллах которой мирно покоятся три пичужьих яйца. Это экслибрис для старейшего коллекционера и исследователя книжных знаков, геолога и путешественника Ю.С.Бородаева.

На другом, еще более раннем, он принудил огнедышащего дракона встать на защиту книжных сокровищ своего повелителя – Игоря Сороки, киевлянина, увлекшегося японским искусством.

«Домостроительные» мотивы, почерпнутые из древнерусских миниатюр, по-новому зазвучали на книжном знаке другого киевлянина – Сергея Кролевца.

Вновь воссозданная, легендарная, воспетая еще Бояном церковь Богородицы Пирогощи, что на Подоле, – сюжет книжного знака историко-архитектурного заповедника «Древний Киев».

Киргизскую юрту щедро обнес наш строитель оградой из монументальных фолиантов, не забыв при этом и сноп колосящейся пшеницы, – на книжном знаке Алишера Чомонова.

Романтическая мелодия аккомпанирует экслибрисным занятиям Тадеуша Ортыля, а просматривающиеся в оконном проеме легкие силуэты шведских елей как бы благословляют Ио Эриха Куна, изучающего Святое Писание при мерцании свеч меноры.

Пророк Моисей спешит вручить библиофилу новоявленные скрижали с начертанным на них его именем «Henri Hanlet».

Где-то в глубине храма парит осиянная божественными лучами Тора на книжном знаке Габриэля Герасимова, а на экслибрисе Гая Морага вдохновенный старец у Стены Плача истово возносит молитву к небесам.

Живописцу Меиру Пичхадзе несколько легкомысленно Курис обещает отыскать громаднейшую каменную палитру в безводной Иудейской пустыне, а Тове Ишай пророчествует вырастить в той же пустыне прекрасный цветок...

На первом из двух, разновременно выполненных автоэкслибрисов, видим бодро и уверенно шагающего Куриса в неизменном берете, нисколечко не согнувшегося под грузом совсем уж безразмерных кисти, карандаша и штихеля.

На втором – наш далекий предок, не только успевший приобрести вертикальную походку, но и умудрившийся приспособить штихель для своего, теперь уже очень элегантного, боевого топора.

Оба книжных знака воспринимаются с легкой доброй улыбкой, которую-то и ждет от нас их автор. И в этом – весь Курис...

Леонид Курис нашел свое место на Святой Земле и порывать с нею не собирается, но из этого вовсе не следует, что он перестал быть киевлянином.

Он живет Киевом, его радостями и болями, проблемами и задачами, решение которых, увы, все еще невозможно рассмотреть даже при сильном оптическом увеличении.

Он по-прежнему любит свой Киев, притом совсем не изменяя своей Святой Земле, как любит свою Святую Землю, нисколько не изменяя своему Киеву.

И в этом тоже – весь Курис...

Берлин, 2008.

Леонид Курис
1944 Родился 17 августа.
1967–1973 Учился на историческом факультете Киевского госуниверситета им. Т.Г.Шевченко.
1972 Награвировал первый книжный знак (автоэкслибрис).
1984 Участие в выставке X Международного Биеннале современного экслибриса в Мальборке (Польша).
1991 Репатриировался в Израиль.
1993 Принят в Секцию миниатюристов Израильского союза художников.
1994 Персональная выставка в библиотеке Тель-Авивского Университета (Израиль).
1994 Участие в XXV Международном конгрессе экслибриса в Милане (Италия).
1995 Персональная выставка во Французском культурном центре в Тель-Авиве (Израиль).
1995 Участие в Международной выставке «Мир экслибриса» в Белграде (Сербия).
1996 Участие в XXVI Международном Конгрессе экслибриса в Хрудиме (Чехия).
1996 В издательстве «Exlibristen» (Дания) вышла монография Клауса Рёделя «Leonid Kuris. Woodcut-bookplates».
1997 1-я премия Биеннале «Израиль–Италия».
1997 Персональная выставка в Гётеборге (Швеция).
1997 Персональная выставка в г. Фредериксхавене (Дания).
1997 Включен в издание «Encyclopaedia bio-bibliographical of the art of the contemporary ex-libris» XX том. Португалия. Издатель Мота да Миранда.
1998 Участие в XXVII Международном Конгрессе экслибриса в Санкт-Петербурге.
2000 Принимал участие в XXVIII Международном Конгрессе экслибриса в Бостоне (США).
2001 Участие в 3-м Триеннале экслибриса в Братиславе (Словакия).
2001 Участие в IX Международном Биеннале малой графики и экслибриса (г.Остров, Польша).
2001 Почетная награда в Конкурсе «Экслибрис 2001» (г. Познань, Польша) за книжный знак для X.Гловацкой.
2002 Персональная выставка в Галерее экслибриса в Варшаве (Польша).
2002 Включен в издание «Encyclopaedia bio-bibliographical of the art of the contemporary ex-libris» XXX том. Португалия. Издатель Мота да Миранда.
2002 Включен в издание «Simon Brett. An engraver’s globe. London. United Kingdoms.
2003 Участие в X Международном Биеннале малой графики и экслибриса (г. Остров, Польша).
2004 Участие в XXX Международном Конгрессе экслибриса в Велсе (Австрия).
1982–2008 Работы регулярно экспонировались на графических выставках, в Австрии, Англии, Бельгии, Болгарии, Венгрии. Германии, Дании, Израиле, Италии, Польше, СССР, Чехии, Швеции и других странах.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел «Израиль»]
Дата обновления информации (Modify date): 09.12.09 15:51