Кира Викторова

Тайна кончины Гоголя и сожжения «Мертвых душ»

Сергей Тимофеевич Аксаков в статье «Несколько слов о биографии Гоголя» писал: «Гоголь выражается совершенно в своих письмах. Какое наслаждение для мыслящего читателя рассмотреть духовную жизнь великого писателя и высоконравственного человека». Но, несмотря на обширное эпистолярное наследие писателя, современным читателям личность Гоголя, его духовная жизнь до сих пор представляется загадкой. По-прежнему необъяснимой остается и причина, побудившая Гоголя выпустить на широкое обсуждение «Выбранные места из переписки с друзьями». В биографической литературе по-прежнему «Переписка», вслед Белинскому, трактуется как «оскудение» писательского дара, а сожжение второго тома «Мертвых душ» биографы объясняют признаками «душевной болезни», «психологическим и творческим кризисом» Гоголя.

Предлагаемое эссе представляет собой попытку на основе эпистолярного наследия расширить угол познания духовной жизни Гоголя; осветить многие темные места жизни, творчества и трагической кончины великого писателя и человека.

«...Пушкин унес с собой некую тайну и теперь, без него, мы эту тайну разгадываем»,— сказал Достоевский в своей знаменитой речи на открытии памятника Пушкину. Не меньшую, «грозную» тайну унес с собой и Гоголь, без постижения которой невозможно понять многие загадки жизни творца «Мертвых душ».

«Эта страшная смерть,— писал Тургенев,— понятна не сразу, это тяжелая грозная тайна». «...Это была натура особливая,— вспоминает Погодин,— которая по кончине сделалась еще таинственней для уразумения, чем была при жизни, и которую судить простой меркой, по обыкновенным нашим понятиям, нельзя и не должно».

Помня об этом напутствии, попробуем подойти к разрешению загадки Гоголя, минуя известные стереотипы, кочующие по обширной литературе биографов.

Читая письма молодого Гоголя к матери и сестре периода работы над «Вечерами на хуторе близ Диканьки», нельзя обойти умолчанием его настойчивые просьбы прислать в Петербург не только одежду дьяка, Солодухи, но и целый гардероб малороссов: «Если попадутся где костюмы малороссийские, собирайте их для меня».

По воспоминаниям Шевырева, Аксакова мы знаем, что и во время создания «Мертвых душ» из кабинета Сочинителя доносился не только скрип пера, но и диалоги, сцены Чичикова с Селифаном, Коробочкой, Маниловым и другими действующими лицами поэмы.

Иными словами, как образы первых произведений, так и «Мертвых душ» вначале были сыграны актером и только затем переписаны на бумагу писателем. Налицо особая структура творения, встречающаяся у гениев мировой литературы, в частности, у Мольера и, очевидно, у Шекспира.

В письме к Шевыреву, раскрывая свойство своего дарования, Гоголь пишет следующее нота-бене: «...Тебе объяснит и то, почему я не выставил до сих пор добродетельных людей. Но в голове не выдумаешь, пока не станешь сам сколько-нибудь на них походить».

Объяснение этого феномена, выходящего за чисто литературный дар, думается, надо искать в репетициях домашнего театра Гоголей-Яновских, а также в спектаклях гимназистов в Нежине.

Отсюда — известная попытка молодого Гоголя «служить Государству» в качестве... актера (!) на сцене императорского Александринского театра. Этот «первородный» гений Гоголя-Актера, будучи не реализован, таился и развивался в Гоголе-Писателе на протяжении всего творческого пути.

«...Ревизора нужно дать так, как следует. Для этого нужно, чтобы прежде всего я прочел «Ревизора» вам. Бывши в Москве, я не был в надлежащем расположении духа, а потому не мог дать почувствовать другим, как он должен быть сыгран». В этом письме Щепкину, как и в известном «Предуведомлении» труппе Александринки, звучит уверенность Гоголя-Актера в своем гениальном даре.

Но наступают великие потрясения: вначале «Ревизор» в Петербурге провален бездарностью «господина Дюра», а вскоре затем последовала смерть вдохновителя и первого «зрителя» «Мертвых душ» — Пушкина...

Структура процесса литературного творения Гоголя претерпевает эволюцию: верх берет «голова»: «Я теперь приготовляю к совершенной очистке первый том «Мертвых душ»,— пишет Гоголь Аксакову,— между тем дальнейшее продвижение его выясняется в голове моей все величественней, со временем кое-что колоссальное...»

«Вовсе не губерния и не несколько уродливых помещиков и не то, что им приписывают, есть предмет «Мертвых душ». Это пока тайна, которая должна вдруг, к изумлению всех, раскрыться в последующих томах»,— сообщает в письме к Смирновой Гоголь тайну замысла создания «Божественной комедии» Руси. Но что-то мешает Гоголю приступить к непосредственному воплощению в жизнь идей второго и третьего томов поэмы.

Трагический разлом единства замысла и воплощения растет... Гоголь едет ко святым местам. Иерусалим. Иванов: «Явление Христа народу»... В работе над поэмой наступает известная пауза. Но и написанное «Чистилище» — вторая часть «Мертвых душ» — не удовлетворяет Гоголя. Как? Чем воскресить мертвые души чичиковых?.. Мысли Гоголя обращаются к личности Христа.

«Я пришел ко Христу протестантским путем,— пишет он Шевыреву.— Анализ над душой человека таким образом, каким его не производят другие люди, был причиной того, что я встретился со Христом, изумясь в нем прежде всего мудрости человеческой, а потом уже поклонясь божеству его». Странное признание для верующего — Гоголь как бы сомневается в божественном происхождении Спасителя!

Нельзя пройти и мимо того обстоятельства, что рассуждения Фомы Кемпийского «О подражании Христу» были настольной книгой Гоголя в последние годы жизни. Основой же идеи подражания Христу в деле воскресения «мертвых душ» чичиковых послужил известный стих Евангелия от Иоанна: «Верующий в меня дело, которое я творю, и он совершит и даже лучше меня».

Итак, «ключ» к воскрешению душ россиян найден. И потому как Гоголь творил все образы из себя, он решается на преображение миссии писателя — в Мессию Христа... Первый отзвук перевоплощения — «нагорная» проповедь «Переписки» — прямое воззвание к соотечественникам: «Властью высшею отныне облечено мое слово... Кто-то незримый пишет передо мной могущественным жезлом своим. Истинно говорю: пришло время спасать Россию...»

Гоголь объявляется сумасшедшим. Но уже обдумано и совершено последнее предуготовление — сожжение второго тома поэмы и сорокадневный пост в «пустыне»... Вновь человеческий страх известного «Завещания»: «Не хоронить, пока не появятся явные признаки разложения»! Это страх перед финалом большого поста — возможной летаргии и пробуждения «во прахе гроба».

Отсюда слухи о некой «страшной», «грозной» тайне кончины Гоголя, волновавшие современников; все домыслы друзей, врачей и «первосвященников».

Итак, Гоголь последовал путем Богочеловека, а не путем человека Божия. Эта взятая на себя сверхчеловеческая задача и последующее поражение — расплата: за непреодолимое искушение воскресить мертвые души чичиковых божественной силой Гения?.. Расплата за безусловную веру в слово Спасителя? «...дело, которое я творю, и он совершит и даже лучше меня»...

Но бессмертен первый том «Божественной комедии» Руси — Ад Мертвых душ чичиковых.

Архивные данные перезахоронения праха Гоголя в 1931 году сбивчивы и разнородны.

Одни участники видят в гробу «рыжий» сюртук, другие — «синий».

Ю.Барановская недоумевает по поводу положения костей рук: вопреки обряду они лежат вдоль туловища.

С.Соловьев вообще отрицает наличие целости гроба и уверяет в частной беседе, что он «держал в руках две медные трубки, толщиной в два-четыре сантиметра, положенные в гроб якобы «на случай» призыва Гоголем на помощь по пробуждению от летаргического сна». Но все эти домыслы, «мечта от долгого рассматривания» «портрета» нарушенной могилы великого Странника.

Одно неоспоримо — эксгумация производилась в конце дня, уже в сумерках, и поэтому невозможно было определить точное положение останков.

Для нас важно одно: Гоголь уходил в полном изнеможении тела, но не духа! И это дает право трактовать последнее слово Гоголя: «Лестницу!» — как его восстание из гроба и Восхождение. Вспомним известную его современникам (и самому Гоголю) — знаменитую икону Кирилла Уланова «Страшный суд», где по высокой лестнице подымаются Федор Освященный и схимник Варлаам — иноки, «земные ангелы», которые без Суда (!) могут войти в Небесный Иерусалим.


[На первую страницу (Home page)]                   [В раздел "Литература"]
Дата обновления информации (Modify date): 02.12.04 16:51