Уникальные выставки

Галина Власова

Живопись, рождённая огнём

Художники-эмальеры из Ярославля, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Минеральных Вод, Москвы и Санкт-Петербурга представляют в октябре 2007 года свои произведения в залах Музея прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица. В экспозицию вошло более ста работ, выполненных в технике горячей эмали.

Техника живописной, перегородчатой, выемчатой горячей эмали сложна и трудоемка. Ее результаты зависят от множества факторов и обстоятельств: состава эмалей, технологии обжигов, которых бывает более двадцати, прочности сцепления красочных слоев и основы, даже от состояния помещения, где работает художник. Поэтому в эмальерном искусстве одной из главных составляющих творческого процесса является накопление практического опыта, обретение собственных секретов и рецептов, получаемых эмпирическим путем, футурологическое умение предвидеть конечный результат. Каждое творение художника-эмальера уникально, подобно произведению живописи.

В 1994 году в Музее художественно-промышленной академии по инициативе Российского международного творческого центра «Эмалис» и Международного творческого объединения «Креатив Крайз Интернациональ» мастера «огневого искусства» впервые в России показали масштабную панораму возрождения, развития и эмансипации этого древнего вида художественного ремесла. Организаторами и руководителями этого проекта были Александр Карих, Алексей Талащук, Гертруд Риттман-Фишер и Август Фишер, положившие начало многолетнему плодотворному сотрудничеству художников-эмальеров Австрии, Бельгии, Германии, Грузии, Италии, Казахстана, России, США, Украины, Японии и других стран. В последующие годы выставки проходили в разных городах России и Европы, а в 2005 году - в Московском Кремле.

Важное значение в популяризации современного искусства эмали имели ежегодные международные симпозиумы, которые проходили с начала 1970-х годов в Кечкемете (Венгрия), Химмероде (Германия), в селе Побегайловка Ставропольского края (с 1991 года мастер-классы там проводят Николай и Валентина Вдовкины), в Ярославле (с 1998 года под руководством Александра Кариха). Этой же цели служат и международные биеннале эмали. Они организуются с 1971 года в старинном французском городе Лиможе, общепризнанном европейском центре эмальерного искусства. Эти форумы дают художникам возможность не только познакомиться с исторически сложившимися в других странах традициями, с техническими и технологическими открытиями, но и обменяться новыми художественными идеями.

В начале XXI века ряды преданных почитателей и известных мастеров этой удивительно богатой по своим декоративным возможностям техники пополнили художники, которые привнесли в нее новое мироощущение, свое понимание художественных задач и путей их решения. Они вдохнули в древнее искусство новую энергию постижения многоликости мира и происходящих в нем процессов взаимовлияния культурных традиций, энергию поиска современной выразительности художественных образов. «Лишь тому, чье сердце полностью отдано профессии, кто владеет ее тайной и мастерством, эти задачи будут по плечу. Только духовно богатые люди найдут в этом занятии творческое удовлетворение», – написал в 1928 году немецкий историк искусства Юлиус Шнайдер. Эти слова не потеряли своего значения и сегодня.

На выставке в Музее прикладного искусства показаны произведения известных художников-эмальеров: А.Талащука, А.Кариха, Н.Вдовкина, С.Пономаренко, В.Вдовкиной, Б.Клочкова, Н.Яшманова, Г.Дервиза, А.Багаутдинова и других. Яркая насыщенная экспозиция демонстрирует различные художественные направления в искусстве горячей эмали: философский символизм Н.Вдовкина и А.Талащука, декадансную изысканность С.Пономаренко, утонченный ретроспективизм Л.Соломниковой, своеобразно интерпретированный неорусский стиль Т.Киселевой и ориентальный экзотизм О.Зуевой, брутальную монументальность З. Церетели и И. Дьякова, психологизм женственности в образах Л.Малышевой.

В своих работах художники обращаются к самым разным темам. Это и христианские образы, и мифология, и фольклор, и притча. Важное место в их творчестве занимают классические жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет, ню. Это, например, узнаваемые уголки Парижа В. Вдовкиной, романтические «пейзажи-настроения» О.Ероховой, живописно-утонченные элегии Н.Яшманова, графически лаконичные ассоциативные аллегории О.Лысенковой, декоративно-символические образы А.Багаутдинова, ироничные многосмысловые образные трансформации Б.Клочкова и М.Бекетова.

По силе эмоционального воздействия современная эмаль теряет сегодня тысячелетнюю зависимость от ювелирного искусства и приближается к искусству станковому и монументальному. Наделенная особым магнетизмом, порожденным генетическими возможностями техники, она органично входит в пространство как частного, так и общественного интерьера, обогащая и одухотворяя его неповторимыми образами, неожиданными декоративными эффектами, оригинальной эстетикой новых форм. Это ярко и убедительно демонстрируют художники, чьи произведения представляет Музей прикладного искусства Художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица.

Каталог выставки «Современная горячая эмаль» в залах Музея прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел "Санкт-Петербург"]
Дата обновления информации (Modify date): 15.10.08 17:23